Комбинации благ а и в, имеющие одинаковую полезность для потребителя х (гипотетические данные)
Наборы благ А и В | Количество блага А | Количество блага В |
K | 10 | 2 |
L | 6 | 4 |
M | 4 | 8 |
N | 2 | 12 |
Данные, приведенные в табл. 2.2., изобразим графически. Если по вертикали мы будем откладывать количество яблок (продукт А), а по горизонтали количество груш (продукт В), то получим точки, через которые можно провести кривую, называемую кривой безразличия (рис. 2.7.).
Каждая точка на этой кривой представляет одну из комбинаций продукта А и В, в равной мере удовлетворяющих потребителей. Это значит, каждая такая комбинация продуктов обладает одинаковой совокупной полезностью. Таким образом, кривые безразличия показывают возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности. Эти кривые используются для изучения и отражения потребления индивидуальных потребителей.
Однако в определенных случаях потребитель может заменить один товар другим. При этом товар-заменитель называют "субститутом". Предельная норма замещения (MRS) показывает, в какой степени потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В), так, чтобы получить при этом удовлетворение потребности. Уменьшающийся наклон кривой безразличия показывает, что готовность потребителя к замещению товара А товаром В уменьшается по мере перемещения вниз по этой кривой. Это объясняется изменением: 1) предельной полезности того или иного товара, 2) изменением его количества. Так, чем больше количество продукта В, тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц, а чем меньше продукта А, тем больше его предельная полезность. Это значит, что при перемещении вниз по кривой безразличия потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества продукта А в порядке компенсации за приобретение каждой дополнительной единицы В. В результате получаем кривую с убывающим наклоном. Вместе с тем, наклоны кривых безразличия могут быть более крутыми и более пологими, вертикальными и горизонтальными прямыми (рис. 2.8.).
Допустим, что все кривые безразличия рис. 2.8. отражают набор из двух товаров, но для разных потребителей: кинофильмы (вертикальная ось) и театральные спектакли (горизонтальная ось).
Как видим, для первого потребителя (рис. 2.8, а) театральные спектакли предпочтительнее, он готов пожертвовать значительным количеством кинофильмов ради одного спектакля (предельная норма замещения высока). Второй потребитель (рис. 2.8, б) предпочитает кинофильмы, меньше любит театр, поэтому кривая безразличия более пологая (предельная норма замещения низка). Третий потребитель (рис. 2.8, в) — заядлый театрал, он посещает только театр и не ходит в кино. Предельная норма замещения театра кинофильмом равна 0. И наконец, четвертый потребитель (рис. 2.8, г) не любит театр и ходит только в кино. Предельная норма замещения кинофильма театральной пьесой для него равна 0.
Кроме того, кривые безразличия отличаются и в случаях с совершенными субститутами и совершенно комплиментарными благами. Кинофильмы и театральные постановки могут быть для некоторого зрителя совершенными субститутами, т.е. он оценивает их полезность одинаково (рис. 2.9,а). Это значит, что каждый кинофильм может без ущерба быть заменен театральной пьесой и наоборот. В этом случае предельная норма замещения всегда равна 1, а кривая безразличия выглядит как прямая с наклоном, равным 1. В качестве абсолютных комплиментарных благ рассмотрим автомобили и номерные знаки. Они не могут замещать друг друга, поэтому предельная норма замещения каждого товара по отдельности равна 0. Их потребление возможно только вместе, причем два автомобиля требуют двух номерных знаков, три — трех и т.д. Поэтому кривые безразличия для таких товаров отличаются (рис. 2.9, б).
Уменьшение предельной нормы замещения означает, как уже отмечалось, уменьшение предельной полезности (х) и соответственно увеличение предельной полезности (y). Тогда MRS можно представить как отношение предельных полезностей х и y:
MRSxy = MUx / MUy.
Таким образом кривые безразличия имеют следующие свойства:
-
любая точка на кривой безразличия определяет набор благ А и В, обеспечивающий потребителю одинаковую полезность (х);
-
кривая безразличия имеет отрицательный наклон, так как между количествами благ А и В существует обратная связь. Двигаясь от комбинации К к комбинации М, потребитель увеличивает полезность, получаемую от блага В, и уменьшает на такую же величину полезность от блага А;
-
кривая безразличия имеет вогнутый вид (иногда говорят выпуклый по отношению к началу координат). Вогнутость кривой объясняется уменьшением предельной нормы замещения;
-
наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы субституции (замещения).
Кривая безразличия всегда соответствует некой определенной величине совокупной полезности. В то же время существует возможность изобразить целую серию таких кривых безразличия, которая называется картой безразличия.
Карта безразличия - это набор кривых безразличия, каждая из которых соответствует различной величине совокупной полезности благ. Причем каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности. Это значит, что любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривой IV, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, показанная точкой на кривых I, II или III. Кривые на карте безразличия никогда не пересекаются (рис. 2.10.).
- Система открытого образования
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя 8
- Тема2. Теория производства фирмы 33
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства 125
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия 180
- Введение
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Предельная и общая полезность яблок (в ютилях)
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Комбинации благ а и в, имеющие одинаковую полезность для потребителя х (гипотетические данные)
- Бюджетные ограничения потребителя
- Комбинации благ а и в, доступные покупателю с доходом 12 денежных единицах (условные данные)
- Лекция 2. Равновесие потребителя. Эффекты замещения и дохода
- Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса вследствие снижения цен
- Контрольные вопросы по теме № 1 "Основы теории поведения потребителя"
- Тема2. Теория производства фирмы Лекция 3. Кругооборот факторов производства
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Структура фондов предприятия
- Лекция 4. Производственная функция. Взаимозаменяемость факторов производства
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Варианты комбинаций производственных факторов (капитала и труда) для заданного объема выпуска (10 единиц)
- Продукт фирмы: общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Контрольные вопросы по теме №2 "Теория производства фирмы"
- Тема 3. Издержки производства Лекция 5. Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Динамика издержек фирмы в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения себестоимости
- Контрольные вопросы по теме №3 "Издержки производства"
- Тема 4. Доходы фирмы Лекция 6. Доходы фирмы
- Доход фирмы и его виды
- Совокупный, средний и предельный доходы (при изменяющихся ценах)
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Контрольные вопросы по теме №4 "Доходы фирмы"
- Тема 5. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции Лекция 7. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Контрольные вопросы по теме №5 "Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции"
- Тема 6. Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции Лекция 8. Подходы к трактовке понятия несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях чистой монополии
- Лекция 9. Монополистическая конкуренция
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Лекция 10. Олигополия
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Контрольные вопросы по теме №6 "Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции"
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства Лекция 11. Рынок ресурсов
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Лекция 12. Рынок труда
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Лекция 13. Рынок капитала. Инвестиции. Рынок ценных бумаг
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- , Отсюда ,
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Лекция 14. Рынок природных ресурсов
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- 1000 Денеж.Ед.
- Контрольные вопросы по теме № 7 «Ценообразование на факторы производства»
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия Лекция 15. Механизм микроэкономического регулирования
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования развития фирмы: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Лекция 16. Государственное регулирование деятельности предприятия
- Контрольные вопросы по теме № 8 «Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия»
- Экзаменационные вопросы.
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.