logo
Микроэкономика

Доход фирмы и его виды

В рыночной экономике, представленной движением товарно-денежных потоков, доход всегда выступает в виде определенной суммы денег. Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год. Он отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Это значит, что условием получения денежного дохода является эффективное участие фирмы в экономической жизни общества. Сам факт получения дохода есть объективное свидетельство такого участия, а его размер есть показатель масштаба этого участия.

Доход фирмы состоит из 2-х частей:

1) из выручки от реализации продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и неосновной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги (выполненные работы), оплаченные покупателем или заказчиком;

2) из внереализационных доходов, являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками служат: дивиденды на вложенные паи или приобретенные акции и другие ценные бумаги; штрафы, полученные от контрагентов; пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств в банке и другие доходы.

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Оно выступает в качестве конечной цели и мощного стимула повседневного предпринимательства. Получение фирмой дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.

Соответственно видам издержек подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доходы.

Общий (совокупный) доход (TR) - это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на количество проданных его единиц:

TR = Р Q ,

где TR - total revenue (рэвенью) - общий доход;

Р – цена единицы товара;

Q – количество проданных единиц товара.

Средний доход (AR) - это выручка от реализации единицы продукции, т.е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.

Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции и исчисляется по формуле:

AR = TR : Q ,

где AR – средний доход;

TR – общий доход;

Q – количество проданных единиц продукции.

При постоянной цене средний доход AR равен цене реализации, что очевидно из приведенной формулы:

,

где Р – цена единицы продукции.

Поэтому цена и средний доход в западной экономической теории выступают как одно и то же явление, которое лишь рассматривается с разных точек зрения. Расчет среднего дохода (AR) имеет смысл производить за определенный период только в том случае, если изменяются цены на выпускаемую однородную продукцию (или если фирма ориентируется на производство ряда изделий, моделей и т.д.).

Предельный (дополнительный) доход (MR) - это добавочный доход к общему доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительный единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, так как показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу выпускаемой продукции.

Предельный доход (MR) позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительный единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.

Предельный доход определяется как разность общего дохода от продажи п +1 единиц товара и общего дохода от продажи п товаров:

,

или рассчитывается как: ,

где TR – приращение общего дохода,

Q – приращение выпуска продукции на одну единицу.

В условиях совершенной конкуренции фирма продает дополнительные единицы продукции по постоянной цене, так как любой продавец не может повлиять на установившуюся рыночную цену. Предельный доход будет равен цене единицы продукции (MR=P), так как TR= PQ, поэтому

.

Используя данные формулы, рассчитаем размеры совокупного, среднего и предельного доходов, полученных конкурентной фирмой (табл. 5.1.). Как видно из табл. 5.1., TR увеличивается на постоянную величину, равную цене единицы продукции, так как при условии совершенной конкуренции дополнительные единицы продаются по постоянной рыночной цене. Графически это утверждение представлено на рис. 5.1.

Таблица 5.1.

Совокупный, средний и предельный доходы (при постоянных ценах)

Q

P

TR

MR

AR

0

31

0

-

-

1

31

31

31

31

2

31

62

31

31

3

31

93

31

31

4

31

124

31

31

5

31

155

31

31

6

31

186

31

31

7

31

217

31

31

8

31

248

31

31

9

31

279

31

31

10

31

310

31

31

Поскольку фирма может продавать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (МR) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой совершенно эластичного спроса (D). Кривая же общего дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии, так как этот показатель увеличивается на постоянную величину с каждой дополнительной единицей продаж.

Допустим, что цены влияют на спрос, а следовательно, и на доход фирмы (табл. 5.2.). Как видно из табл. 5.2., по мере увеличения объема выпускаемой продукции TR возрастает, причем замедляющими темпами, достигая своего максимума (25), а затем начинает снижаться. Заметим, что валовой доход растет до тех пор, пока предельный доход имеет положительное значение. Но когда предельный доход отрицателен, TR снижается. Предельный доход является положительным, если спрос на продукцию эластичен (в примере — это уровень цены 5—10 денежных единиц). В диапазоне цены 1—5 денежных единиц — спрос неэластичен, что и обусловило отрицательное значение предельного дохода. Этот участок на кривой спроса нежелателен для неконкурентной фирмы, потому что дальнейшее увеличение объема выпуска больше сказывается на издержках, чем на доходе, что уменьшает прибыль.

Таблица 5.2.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4