Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
Почти во всех странах валовая прибыль определяется как разница между выручкой и совокупными издержками. В последние включаются: заработная плата, затраты на материалы, топливо, комплектующие изделия, амортизация, процент по ссудам, налоги, резервы и т.д.
В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем, характеризующим результаты деятельности предприятий. Стремление к получению большей прибыли ориентирует товаропроизводителей на расширение объемов производства и реализации продукции, снижение затрат.
До сих пор в экономической теории не утихают дискуссии о сущности и источниках прибыли. Меркантелисты считали, что прибыль создается во внешней торговле и поэтому представляет собой разницу между ценами на внутреннем и внешнем рынках. Классики - А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс видели источник прибыли в производстве. Они определяли прибыль как часть стоимости прибавочного продукта, т.е. прибавочной стоимости.
В современной экономической теории чаще всего прибыль рассматривают:
-
во-первых, как доход, полученный в результате производительного использования факторов производства – труда, земли, капитала и предпринимательства (экономический подход);
-
во-вторых, как вознаграждение предпринимателя за его деятельность в условиях несовершенной конкуренции, для которой характерны риск, неопределенность, банкротство (рисковый подход);
-
в-третьих, как вознаграждение за осуществление функций нововведений, внедрения достижений НТП и как результат – за услуги экономической власти общества (функциональный подход);
-
в-четвертых, как монополистический доход, который может быть результатом проявления фирмой-монополистом власти на рынке – на патенты, особые привилегии и возможность устанавливать высокие цены на свои товары.
Сущность прибыли наиболее полно проявляется в ее функциях: учетной, стимулирующей и распределительной. Суть учетной функции прибыли состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эффективности предпринимательской деятельности фирмы. Основные показатели, раскрывающие эту функцию, — масса и норма прибыли (рентабельность).
Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что она (прибыль) является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений. На величину прибыли влияют количество произведенной продукции, уровень производственных издержек, скорость оборота капитала, уровень производительности труда, уровень цен и некоторые другие факторы.
Суть распределительной функции прибыли состоит в том, что она служит: а) источником накопления и развития производства, б) источником потребления, материального поощрения работников. В рыночной экономике прибыль — основа развития предпринимательской фирмы.
В то же время прибыль — понятие не однозначное. Мы уже рассматривали сущность нормальной прибыли как элемента внутренних издержек, необходимость которой обусловлена самой природой бизнеса. Она есть та минимальная плата (доход), которая (который) удерживает предпринимателя именно в данной сфере бизнеса. Поэтому предприниматель рассматривает нормальную прибыль как отдачу от вложенного "в дело" капитала, как предпринимательский доход. Нормальная прибыль есть элемент издержек (рис. 5.3.).
В количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой (общим доходом) и издержками, но если существуют два подхода к определению и измерению издержек, то и содержание понятия "прибыль" следует рассматривать в двух аспектах – бухгалтерском и экономическом.
В экономической теории под экономической прибылью понимается разница между совокупным (валовым) доходом и совокупными (т.е. внешними и внутренними) издержками. Она получается, если из общей выручки (валового дохода) вычесть все издержки, т.е. не только внешние, но и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя.
Поэтому, если экономист говорит, что фирма едва покрывает издержки, то это значит, что все внешние и внутренние издержки возмещаются, а предприниматель получает такой доход, которого едва хватает, чтобы удержать его активность в рамках данного направления деятельности. Если сумма денежных поступлений превышает экономические издержки фирмы, то остаток (разница между общей выручкой и экономическими издержками) накапливается в руках предпринимателя. Этот остаток и называется экономической прибылью.
Экономическая прибыль не входит в издержки, так как она представляет собой доход, полученный сверх нормальной прибыли, необходимой для сохранения заинтересованности предпринимателя в данной сфере деятельности. Экономическая прибыль рассматривается как плата за неопределенность и риск. Они порождаются, с одной стороны, внешними по отношению к фирме факторами - изменениями конъюнктуры вследствие циклического развития экономики. С другой стороны, это результат инноваций или инициативы предпринимателя. Следует также учитывать, что источником экономической прибыли может служить монопольный статус фирмы. Такая прибыль обусловлена способностью монополиста ограничивать производство продукции и, благодаря этому, устанавливать монопольно высокие цены. В этом случае чистая (экономическая) прибыль выступает как монопольная.
Термин "прибыль" используется также для обозначения разности между совокупным доходом и внешними издержками. Такая прибыль, напомним, называется бухгалтерской, так как при ее расчете учитываются только внешние (денежные) платежи, отраженные в бухгалтерских документах. Поэтому бухгалтерская прибыль количественно не совпадает с экономической. Последняя меньше бухгалтерской на величину внутренних издержек, т.е. разница между бухгалтерской и экономической прибылью равна внутренним издержкам.
Таким образом, если бухгалтерская прибыль это разность между совокупным доходом и внешними издержками, то экономическая прибыль есть разность между совокупным доходом и суммой внешних и внутренних издержек.
Частью внутренних издержек, как отмечалось, является нормальная прибыль. Она рассматривается как минимальное или нормальное вознаграждение предпринимателя. Если это не обеспечивается, то предприниматель переориентирует свои усилия с данного направления деятельности на другое, более привлекательное для него, либо даже откажется от роли предпринимателя вообще ради получения зарплаты или жалованья, работая по найму у другого предпринимателя. Поэтому отсутствие экономической прибыли не означает, что предприниматель совсем не получает дохода. Например, на приобретение факторов производства предприниматель расходует в год принадлежащие ему 100 тыс.ден.ед. Эта сумма составляет его внешние издержки. Однако, поместив эту сумму в банк, он смог бы получить при ставке 5% годовых доход в 5 тыс.ден.ед. Кроме того, управляя фирмой, предприниматель отказывается от возможности получать зарплату, работая менеджером в другой фирме (допустим 1 тыс.ден.ед.). В таком случае внутренние издержки составят 6 тыс.ден.ед. (5+1), а общие - 106 тыс.ден.ед. (100+6).
Экономическая прибыль будет получена лишь в том случае, если продажа продукции принесет фирме более 106 тыс.ден.ед. Если выручка от реализации продукции составит 105 тыс.ден.ед., то бухгалтерская прибыль будет равна 5 тыс.ден.ед., а экономическая прибыль будет отрицательной, т.е. составит (-1) тыс.ден.ед. Предприниматель в этом случае не станет продолжать собственное дело в данной отрасли, т.к. у него есть возможность получать больший доход (6 тыс.ден.ед.) при альтернативном использовании принадлежащих ему ресурсов (5 тыс. он получит в виде % в банке + 1 тыс., работая по найму менеджером в чужой фирме). Поэтому сумма 6 тыс.ден.ед. является для него "нормальной прибылью", без которой теряется стимул для работы в данной отрасли.
Из приведенного примера видно, что экономическая прибыль может быть отрицательной или равной нулю или положительной. В первом случае предприниматель будет нести убытки, не получая нормального вознаграждения за выполнение предпринимательских функций. При невозможности снизить издержки он покинет данную отрасль деятельности. Второй случай, если экономическая прибыль нулевая, т.е. равна нулю, означает, что предприниматель использует свои ресурсы с минимально допустимой для общества эффективностью. Однако этого достаточно, чтобы удержать его в отрасли до тех пор, пока его доход будет не меньше совокупных издержек. Наконец, третий случай (экономическая прибыль - величина положительная) предполагает, что в данной отрасли, в данном деле предпринимательская способность, капитал и земля дают в данный момент больший эффект, чем минимально допустимый. Предпринимателю в такой ситуации нет оснований покидать отрасль, так как он не только покрывает все издержки, но и присваивает себе избыток, превышающий эти издержки.
Экономическая прибыль представляет собой избыток над нормальной прибылью. Она имеет место, как правило, в условиях существования монополий и является результатом перераспределения доходов потребителей.
В отечественной практике прибыль рассматривается как форма чистого дохода предприятия и отражает результаты хозяйствования, то есть продуктивность (эффективность) затрат живого и овеществленного труда. Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и полными издержками на ее производство, выступая в форме балансовой, расчетной и чистой прибыли.
Балансовая (валовая) прибыль представляет собой общую сумму прибыли предприятия, полученную в результате его финансово-хозяйственной деятельности. Сюда входят: прибыль от реализации продукции (работ, услуг); доходы от реализации основных фондов и иных материальных ценностей предприятия; доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям:
ПВ = ПРП + ПРФ + ПВН ,
где:
ПВ - валовая (балансовая) прибыль;
ПРП - прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
ПРФ - прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;
ПВН - прибыль от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции:
ПРП = ВО – НДС – А - И,
где:
ВО - выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг);
НДС - налог на добавленную стоимость;
А - акцизы;
И - издержки (затраты) на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью этих фондов и имущества, скорректированной на индекс инфляции (для целей налогообложения).
Балансовая прибыль увеличивается или уменьшается от внереализационных операций. К доходам от внереализационных операций относятся: доходы предприятия от участия в собственности других предприятий (получаемые предприятием дивиденды); доходы от сдачи имущества в аренду; поступления от должников предприятия в виде пени, штрафов, неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров; положительная курсовая разница по операциям с иностранной валютой и др.
К расходам от внереализационных операций относятся: затраты по тем заказам, которые впоследствии были аннулированы заказчиком; затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, потери от простоев; потери от уценки производственных запасов и готовой продукции; судебные издержки и арбитражные расходы; штрафы, пени, неустойки кредиторам за нарушение предприятием условий хозяйственных договоров; отрицательная курсовая разница по операциям с иностранной валютой и другие виды убытков. Прибыль от внереализационных операций выступает в виде разницы между доходами от внереализационных операций и расходами по этим операциям:
ПВН = ДВН - РВН ,
где:
ПВН - прибыль от внереализационных операций;
ДВН - доходы от внереализационных операций;
РВН - расходы от внереализационных операций.
Положительная разница означает увеличение балансовой прибыли предприятия, а отрицательная - ее уменьшение.
Для определения налогооблагаемой прибыли из балансовой прибыли вычитают налог на недвижимость и размер льготируемой прибыли. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется путем уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму налога на прибыль и налога на доходы. Прибыль на нужды предприятия будет меньше прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на сумму штрафов за превышение допустимых выбросов, госпошлин, местных налогов и сборов, уплачиваемых за счет прибыли, отчислений в централизованные фонды и др.
Расчетная прибыль - это балансовая прибыль. уменьшенная на сумму налоговых отчислений и других обязательных платежей, предназначенных для расчета с государственным и местным бюджетом, банком, вышестоящими органами управления и т.д. Эта часть прибыли остается в распоряжении самого предприятия и называется "чистой прибылью".
Предприятия самостоятельно определяют направления использования чистой прибыли. Ими могут быть:
-
финансирование затрат по развитию производства, научных исследований и природоохранных мероприятий;
-
выплата премий, пособий и материальной помощи работникам предприятия;
-
финансирование на содержание детских дошкольных учреждений;
-
финансирование строительства жилья и других объектов непроизводственного назначения;
-
выплата дивидендов акционерам и др.
От чего зависит величина прибыли? При прочих равных условиях, во-первых, от количества произведенной и реализованной продукции, а во-вторых, от уровня издержек предприятия.
В свою очередь на объем продукции и ее себестоимость влияют следующие факторы:
-
уровень хозяйствования;
-
компетентность руководства и менеджеров;
-
конкурентоспособность продукции и уровень цен на реализуемую продукцию;
-
состояние и эффективность финансового планирования;
-
конъюнктура рынка;
-
уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
-
нормы амортизационных отчислений;
-
уровень налоговых ставок и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Система открытого образования
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя 8
- Тема2. Теория производства фирмы 33
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства 125
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия 180
- Введение
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Предельная и общая полезность яблок (в ютилях)
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Комбинации благ а и в, имеющие одинаковую полезность для потребителя х (гипотетические данные)
- Бюджетные ограничения потребителя
- Комбинации благ а и в, доступные покупателю с доходом 12 денежных единицах (условные данные)
- Лекция 2. Равновесие потребителя. Эффекты замещения и дохода
- Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса вследствие снижения цен
- Контрольные вопросы по теме № 1 "Основы теории поведения потребителя"
- Тема2. Теория производства фирмы Лекция 3. Кругооборот факторов производства
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Структура фондов предприятия
- Лекция 4. Производственная функция. Взаимозаменяемость факторов производства
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Варианты комбинаций производственных факторов (капитала и труда) для заданного объема выпуска (10 единиц)
- Продукт фирмы: общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Контрольные вопросы по теме №2 "Теория производства фирмы"
- Тема 3. Издержки производства Лекция 5. Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Динамика издержек фирмы в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения себестоимости
- Контрольные вопросы по теме №3 "Издержки производства"
- Тема 4. Доходы фирмы Лекция 6. Доходы фирмы
- Доход фирмы и его виды
- Совокупный, средний и предельный доходы (при изменяющихся ценах)
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Контрольные вопросы по теме №4 "Доходы фирмы"
- Тема 5. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции Лекция 7. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Контрольные вопросы по теме №5 "Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции"
- Тема 6. Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции Лекция 8. Подходы к трактовке понятия несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях чистой монополии
- Лекция 9. Монополистическая конкуренция
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Лекция 10. Олигополия
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Контрольные вопросы по теме №6 "Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции"
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства Лекция 11. Рынок ресурсов
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Лекция 12. Рынок труда
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Лекция 13. Рынок капитала. Инвестиции. Рынок ценных бумаг
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- , Отсюда ,
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Лекция 14. Рынок природных ресурсов
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- 1000 Денеж.Ед.
- Контрольные вопросы по теме № 7 «Ценообразование на факторы производства»
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия Лекция 15. Механизм микроэкономического регулирования
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования развития фирмы: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Лекция 16. Государственное регулирование деятельности предприятия
- Контрольные вопросы по теме № 8 «Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия»
- Экзаменационные вопросы.
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.