logo
Микроэкономика

Предельная и общая полезность яблок (в ютилях)

Единица продукции

Полезность

Предельная (MU)

Общая(TU)

1

10

10

2

6

16

3

2

18

4

0

18

5

-5

13

Для более наглядного отражения связи между общей и предельной полезностью можно использовать графическое изображение. На рис. 2.3. изображена кривая общей полезности, а на рис. 2.4. кривая предельной полезности. На горизонтальной оси отложено количество потребляемых благ (Q), на вертикальной — соответственно общая полезность (TU) и предельная полезность (MU).

MU

8

8

10

6

6

4

2

2

1

2

3

4

5

Q

1

2

3

4

5

Q

Данные, приведенные в табл. 2.1. и изображенные на рис. 2.3., 2.4., показывают, что предельная полезность отдельных благ снижается по мере увеличения их количества. Общая полезность увеличивается до тех пор, пока предельная полезность имеет положительное значение. Темп увеличения общей полезности с добавлением каждого нового блага замедляется.

Надо отметить, что поскольку напряженность потребности зависит от количества блага, постольку оценка полезности связана со степенью редкости, возможностями воспроизводства этого блага. Особо редкие, невоспроизводимые или трудно воспроизводимые блага (золото, драгоценные камни, произведения великих мастеров живописи и др.) оцениваются по полезности выше, чем все остальные блага. Такой подход к объяснению полезности позволил сторонникам теории предельной полезности возражать критикам. Почему алмаз дороже угля, хотя последний удовлетворяет более насущные потребности человека и должен по полезности оцениваться выше? Не означает ли это, что полезность не имеет отношения к стоимости и цене? Нет. Алмаз обладает особой редкостью, поэтому напряженность потребности в алмазах особенно высока (хотя потребность и не является первоочередной), поэтому и полезность этого блага особенно высока, что и отражается в спросе и цене. Стакан воды ничего не стоит человеку, сидящему у ручья, но его предельная полезность очень высока для человека, находящегося в пустыни, вдали от оазисов. Это значит, что на цену товара влияет не общая, а предельная полезность.

Падение предельной полезности оказывает непосредственное влияние на спрос. Ведь если каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии падения их цены. Если этого нет, то он предпочтет не покупать больше этого продукта по данной цене, так как, покупая его, он фактически отказывается от других товаров, то есть от альтернативных вариантов удовлетворения полезности.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что полезность представляет собой оценочные суждения людей о способности экономического блага удовлетворять потребность. Эта способность зависит от степени напряженности потребности, ее места в иерархии потребностей, степени редкости данного экономического блага. Однако потребитель использует не одно, а множество экономических благ для удовлетворения потребностей, следовательно, он должен уметь оценить сочетания полезностей различных благ. Стремясь к максимизации полезности, потребитель должен выбрать из разнообразных наборов благ самый оптимальный набор. В связи с этим возникает проблема объяснения того, как потребитель это делает.

В современной науке существует два разных объяснения оценки потребителем обобщенной полезности разных благ. К.Менгер, Э.Бём-Баверк, А.Маршалл и др. придерживались кардиналистской гипотезы. Кардинализм исходит из предположения, что потребитель дает абсолютную оценку полезности каждого экономического блага в неких психологических единицах. Следовательно, обобщенная функция полезности выглядит следующим образом:

ТU = f(x) + f(y) + f(z) + ... + f(n),

где ТU - суммарная полезность; х, у, z, .... n товары.

Другие исследователи поведения потребителя предложили иной подход. Они подчеркивали, что кардинализм имеет ряд недостатков, состоящих, например, в том, что предположение об абсолютной оценке полезности каждого экономического блага означает, что потребитель вынужден решать практически неразрешимую математическую задачу — оценить все возможные сочетания разнообразных благ. Обобщенная функция полезности игнорирует взаимосвязь между экономическими благами и взаимозависимость между их полезностями, которая может носить комплиментарный или субституционный характер.

Сторонников нового подхода назвали ординалистами. Ординализм исходит из того, что потребителю не нужно оценивать полезность каждой отдельно взятой единицы блага в абсолютных числах. Более вероятно и вполне достаточно того, что потребители знают, какие наборы благ приносят большее и какие меньшее удовлетворение. Предпочитая большие полезности меньшим, потребители оценивают их не абсолютными, а порядковыми числами. С учетом взаимозаменяемости и взаимодополняемости экономических благ обобщенная функция полезности у ординалистов выглядит так:

ТU=f(x,y, z, .... n).

Ординалисты использовали иной, чем кардиналисты, математический и понятийный аппёарат, но пришли к тем же выводам, вывели такое же условие равновесия потребителя, что и кардиналисты.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4