Предельная и общая полезность яблок (в ютилях)
Единица продукции | Полезность | |
Предельная (MU) | Общая(TU) | |
1 | 10 | 10 |
2 | 6 | 16 |
3 | 2 | 18 |
4 | 0 | 18 |
5 | -5 | 13 |
Для более наглядного отражения связи между общей и предельной полезностью можно использовать графическое изображение. На рис. 2.3. изображена кривая общей полезности, а на рис. 2.4. — кривая предельной полезности. На горизонтальной оси отложено количество потребляемых благ (Q), на вертикальной — соответственно общая полезность (TU) и предельная полезность (MU).
MU
8 8 10
6 6
4
2 2
1 2 3 4 5 Q 1 2 3 4 5 Q
Данные, приведенные в табл. 2.1. и изображенные на рис. 2.3., 2.4., показывают, что предельная полезность отдельных благ снижается по мере увеличения их количества. Общая полезность увеличивается до тех пор, пока предельная полезность имеет положительное значение. Темп увеличения общей полезности с добавлением каждого нового блага замедляется.
Надо отметить, что поскольку напряженность потребности зависит от количества блага, постольку оценка полезности связана со степенью редкости, возможностями воспроизводства этого блага. Особо редкие, невоспроизводимые или трудно воспроизводимые блага (золото, драгоценные камни, произведения великих мастеров живописи и др.) оцениваются по полезности выше, чем все остальные блага. Такой подход к объяснению полезности позволил сторонникам теории предельной полезности возражать критикам. Почему алмаз дороже угля, хотя последний удовлетворяет более насущные потребности человека и должен по полезности оцениваться выше? Не означает ли это, что полезность не имеет отношения к стоимости и цене? Нет. Алмаз обладает особой редкостью, поэтому напряженность потребности в алмазах особенно высока (хотя потребность и не является первоочередной), поэтому и полезность этого блага особенно высока, что и отражается в спросе и цене. Стакан воды ничего не стоит человеку, сидящему у ручья, но его предельная полезность очень высока для человека, находящегося в пустыни, вдали от оазисов. Это значит, что на цену товара влияет не общая, а предельная полезность.
Падение предельной полезности оказывает непосредственное влияние на спрос. Ведь если каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии падения их цены. Если этого нет, то он предпочтет не покупать больше этого продукта по данной цене, так как, покупая его, он фактически отказывается от других товаров, то есть от альтернативных вариантов удовлетворения полезности.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что полезность представляет собой оценочные суждения людей о способности экономического блага удовлетворять потребность. Эта способность зависит от степени напряженности потребности, ее места в иерархии потребностей, степени редкости данного экономического блага. Однако потребитель использует не одно, а множество экономических благ для удовлетворения потребностей, следовательно, он должен уметь оценить сочетания полезностей различных благ. Стремясь к максимизации полезности, потребитель должен выбрать из разнообразных наборов благ самый оптимальный набор. В связи с этим возникает проблема объяснения того, как потребитель это делает.
В современной науке существует два разных объяснения оценки потребителем обобщенной полезности разных благ. К.Менгер, Э.Бём-Баверк, А.Маршалл и др. придерживались кардиналистской гипотезы. Кардинализм исходит из предположения, что потребитель дает абсолютную оценку полезности каждого экономического блага в неких психологических единицах. Следовательно, обобщенная функция полезности выглядит следующим образом:
ТU = f(x) + f(y) + f(z) + ... + f(n),
где ТU - суммарная полезность; х, у, z, .... n — товары.
Другие исследователи поведения потребителя предложили иной подход. Они подчеркивали, что кардинализм имеет ряд недостатков, состоящих, например, в том, что предположение об абсолютной оценке полезности каждого экономического блага означает, что потребитель вынужден решать практически неразрешимую математическую задачу — оценить все возможные сочетания разнообразных благ. Обобщенная функция полезности игнорирует взаимосвязь между экономическими благами и взаимозависимость между их полезностями, которая может носить комплиментарный или субституционный характер.
Сторонников нового подхода назвали ординалистами. Ординализм исходит из того, что потребителю не нужно оценивать полезность каждой отдельно взятой единицы блага в абсолютных числах. Более вероятно и вполне достаточно того, что потребители знают, какие наборы благ приносят большее и какие меньшее удовлетворение. Предпочитая большие полезности меньшим, потребители оценивают их не абсолютными, а порядковыми числами. С учетом взаимозаменяемости и взаимодополняемости экономических благ обобщенная функция полезности у ординалистов выглядит так:
ТU=f(x,y, z, .... n).
Ординалисты использовали иной, чем кардиналисты, математический и понятийный аппёарат, но пришли к тем же выводам, вывели такое же условие равновесия потребителя, что и кардиналисты.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Система открытого образования
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя 8
- Тема2. Теория производства фирмы 33
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства 125
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия 180
- Введение
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Предельная и общая полезность яблок (в ютилях)
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Комбинации благ а и в, имеющие одинаковую полезность для потребителя х (гипотетические данные)
- Бюджетные ограничения потребителя
- Комбинации благ а и в, доступные покупателю с доходом 12 денежных единицах (условные данные)
- Лекция 2. Равновесие потребителя. Эффекты замещения и дохода
- Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса вследствие снижения цен
- Контрольные вопросы по теме № 1 "Основы теории поведения потребителя"
- Тема2. Теория производства фирмы Лекция 3. Кругооборот факторов производства
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Структура фондов предприятия
- Лекция 4. Производственная функция. Взаимозаменяемость факторов производства
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Варианты комбинаций производственных факторов (капитала и труда) для заданного объема выпуска (10 единиц)
- Продукт фирмы: общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Контрольные вопросы по теме №2 "Теория производства фирмы"
- Тема 3. Издержки производства Лекция 5. Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Динамика издержек фирмы в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения себестоимости
- Контрольные вопросы по теме №3 "Издержки производства"
- Тема 4. Доходы фирмы Лекция 6. Доходы фирмы
- Доход фирмы и его виды
- Совокупный, средний и предельный доходы (при изменяющихся ценах)
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Контрольные вопросы по теме №4 "Доходы фирмы"
- Тема 5. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции Лекция 7. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Контрольные вопросы по теме №5 "Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции"
- Тема 6. Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции Лекция 8. Подходы к трактовке понятия несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях чистой монополии
- Лекция 9. Монополистическая конкуренция
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Лекция 10. Олигополия
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Контрольные вопросы по теме №6 "Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции"
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства Лекция 11. Рынок ресурсов
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Лекция 12. Рынок труда
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Лекция 13. Рынок капитала. Инвестиции. Рынок ценных бумаг
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- , Отсюда ,
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Лекция 14. Рынок природных ресурсов
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- 1000 Денеж.Ед.
- Контрольные вопросы по теме № 7 «Ценообразование на факторы производства»
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия Лекция 15. Механизм микроэкономического регулирования
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования развития фирмы: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Лекция 16. Государственное регулирование деятельности предприятия
- Контрольные вопросы по теме № 8 «Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия»
- Экзаменационные вопросы.
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.