logo search
Мировая экономика (старый архив) / Мировая экономика1

Международная торговля и ее основные черты.

МТ занимает особое место в сложной системе мирохозяйственных связей; она является исторически и логически первой формой этих связей мировой экономики.

Несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование.

Международная торговля – сфера международных товаро-денежных отношений; специфическая форма обмена товарами и услугами между продавцами и покупателями; совокупность внешний торговли всех стран.

Внешняя торговля – обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемый экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Данный термин применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны.

Внешнеторговый оборот – сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны за определенный период.

Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования только экспорта всех государств. Выражаемых в долларах США.

Сальдо торгового баланса – разница между экспортом и импортом (активное и пассивное).

Основные формы международной торговли:

    1. Экспорт:

  1. вывоз товаров, изготовленных в данной стране

  2. вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки заграницей под таможенным контролем с последующим возвратом

  3. реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, продающиеся на международных аукционах и т.д.

  4. временный вывоз национальных товаров с последующим возвратом (ярмарки, выставки)

  5. вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, поставки в рамках ТНК.

    1. Импорт:

  1. ввоз товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке

  2. реимпорт – обратный ввоз из-за границы товаров, ранее вывезенных.

  3. Ввоз сырья, полуфабрикатов и т.д. для переработки в данной стране и последующего вывоза заграницу.

  4. Временный ввоз товаров на международные ярмарки, аукционы.

Показатели участия стран в международной торговли – экспортная и импортная квота.

Индекс условий торговли выражает отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта; используется для характеристики условий торговли отдельной страны, группы стран, регионов и т.д.

Тенденции и особенности товарной структуры МТ:

  1. Диверсификация (разнообразие) – развитие несвязанных с собой видов производства.

  2. Под влиянием НТП увеличивается в МТ удельный вес готовых изделий

  3. Сокращается доля в МТ сырья, топлива, материалов.

  4. В МТ снижается удельный вес продовольствия

  5. После мирового экономического кризиса 1974-1975 годов наметилась тенденция роста доли текстиля и одежды в мировом экспорте.

Факторы, определяющие развитие МТ в послевоенном периоде:

  1. НТР, приводящая к изменению МРТ, созданию новых отраслей технологий, товаров.

  2. Развитие процессов торгово-экономической интеграции, устранивших региональные барьеры, сформировавших зоны свободной торговли.

  3. Активная деятельность ТНК.

  4. Либерализация МТ (ВТО)

  5. Получения независимости колониями

  6. Выделение НИС

  7. Переход стран восточной Европы к рыночному развитию.