logo
Мировая экономика (старый архив) / Мировая экономика1

8. Основные направления развития интеграции в странах снг.

В настоящее время СНГ объединяет 12 стран. Оно не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Форма участия государств в Со­дружестве не налагает на них никаких обязательств, что делает СНГ неустойчи­вым интеграционным образованием на современном этапе. Из более 900 докумен­тов, подписанных в рамках СНГ, практическое применение имеет только половина. Несмотря на то, что в Содружестве преобладают двусторонние экономические от­ношения, возникли объединения отдельных государств (союзы, партнерства, аль­янсы). Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Это объясняется высоким уровнем разделения труда и взаимозависимости. Бедная природными ре­сурсами Белоруссия получает почти все сырье и топливо, а также технологическую оснастку, многие виды машин и оборудования из России. В свою очередь Белоруссия, обладающая развитыми машиностроительным и хи­мическим комплексами, поставляет в Россию пропашные трак­торы и карьерные самосвалы, холодильники, часы, ткани, мотоциклы, неко­торую уникальную продукцию для российского ВПК, в значи­тельных объемах — продовольствие.

С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам.

Таможенный союз предусматривает сокращение внутренних ограничений во взаимной торговле, государства используют общий та­моженный тариф, одинаковую систему прямых и косвенных налогов, единую ста­тистику. В настоящее время члены Таможенного союза практически не координи­руют внешнеэкономическую политику в отношении третьих стран.

Центральноазиатский союз между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном целью является координация политики в области экономики и обороны.

Идет сближение между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией, в основе которого лежат общие интересы по созданию транспортного коридора на юге бывшего СССР.

В СНГ пока еще не сложились объективные условия эк. интеграции на рыночной основе. Государства Содружества находятся в системном социально-экономическом кризисе. Россия занимает особое место в СНГ. На нее приходится около 70% совокупного ВВП в рамках СНГ. Многие государства воспринимают Россию как донора, что не способствует развитию многосторонних отношений в рамках Содружества. Россия как центр интеграционных процессов может быть притягательной для других государств только как демократическая, индустриаль­ная и научно-техническая держава. Будущее СНГ определяется в первую очередь усилением экономического развития России.

Основные направления интеграционной политики России в СНГ - обеспечение жизненно важных интересов России в политической, оборонной, соц.-эк. и гумани­тарной сферах.

Исторический опыт 90-х гг., несомненно, самых трудных в развитии стран — членов СНГ, показал, что они нужны друг другу.