logo
Мировая экономика (старый архив) / Мировая экономика1

50. Внешняя торговля России.

В экспорте России преобладают товары с неустойчивой ценовой динамикой, спрос на которые слабо меняется при изменении цен и которым в долгосрочном плане присущи тенденции к понижению цен на них. Темпы расширения спроса на эти товары довольно медленны и отличаются низкой ценовой эластичностью. Рынки таких товаров не являются свободными. Рынок нефти и нефтепродуктов находится под контролем стран ОПЕК, рынок черных металлов (с помощью квот и антидемпинговых мер) уже давно регулируется крупнейшими западными странами, сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети. Удельный вес в российском экспорте машин и оборудования, в мировой торговле являющихся самой перспективной категорию товаров, ничтожен, это относится к высокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ ,если не считать военной техники, почти нет. В импорте России слишком большое место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, спрос на которые остается высоким даже в условиях повышения цен и падения доходов населения. На развитие внешней торговли в последние годы реформ значительно повлияли три основных фактора, действовавших разнонаправлено:

1)девальвация рубля;

2) повышение мировых цен на ключевые товары российского экспорта;

3) сокращение внутреннего спроса.

Россия слабо вовлечена:

1) в международную кооперацию производства;

2) торговлю услугами;

3) международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций;

4)в научно-технический и информационный обмен между странами.

Экономика России оказалась зависимой:

1)от экспорта узкого круга товаров (прежде всего

топливно-сырьевой группы);

2) от импорта многих потребительских товаров.

В этой связи для решения задач по стабилизации. роста национальной экономики, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику, с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, необходимо обеспечить реализацию основных целей:

1) повышение конкурентоспособности российскойэкономики;

2) сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

3) обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при

адекватной защите внутреннего рынка от не добросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;

4) проведение таможенно - тарифной политики способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не изменяющих при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;

5) сокращение утечки капитала по каналам внешней торговлиВ начале XXI в. внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.