logo
Мировая экономика (старый архив) / Мировая экономика1

48. Предпринимательские ресурсы мира.

Предпринимательский ресурс становится все более важным экономическим ресурсом. Но во многих странах он активно ис­пользуется в теневой, а не легальной экономике. Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенци­ал, предпринимательские способности, предпринимательство) — это способность к эффективной организации взаимодействия ос­тальных экономических ресурсов — труда, земли, капитала, зна­ний — для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ре­сурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении дея­тельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители — предприниматели, его инфра­структура — рыночные институты, его этика и культура.

К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице вла­дельцев и управляющих. Таким образом, предприни­матель — это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне.

Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны — это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юриди­ческие фирмы, суды, государственные экономические органы, хо­зяйственное законодательство.

Наконец, составная часть национального предприниматель­ского потенциала — это этика и культура, сам предприни­мательский дух общества. Если предпринимательская этика (а не только национальное законодательство) не допускает обмана партнера, а культура предпринимательства имеет длительную ис­торию и значительная часть общества стремится к нему, то по­добная атмосфера способствует изобилию предпринимательского ресурса в стране.

В целом можно сделать вывод, что в той или иной стране пред­принимательский ресурс обилен, если в ней немало опытных и образованных предпринимателей, развита рыночная инфраструктура, имеет глубокие корни предпринимательская этика и куль­тура, а сам дух общества не просто благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему значительной части населения.