logo search
док

Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя

Покупатель который покупает товар по равновесной цене ,но мог бы заплатить за него и больше, получает выгоду как разницу между этими ценами .в эконом. теории её именуют «излишком потребителя»

Продавец, который продаёт товар по равновесной цене но мог бы продать его по более низкой цене получает выгоду «излишки производителя»

Выигрыш потребителя. Любой потребитель хотел бы купить товар как можно дешевле, но для каждого из них существует максимальная цена, которую он согласен заплатить за товар, прежде чем вообще уйдет с рынка. Такая цена называется ценой спроса. Совокупность цен спроса всех потребителей образует кривую рыночного спроса. Вместе с тем все потребители независимо от их цен спроса покупают товар по единой рыночной цене. Разница между индивидуальной ценой спроса и рыночной ценой составляет выигрыш потребителя (потребительский излишек) при покупке данной единицы товара. Это своего рода прибыль потребителя.

Выигрыш производителя. Любой производитель хотел бы продать товар как можно дороже, но для каждого из них существует минимальная цена, по которой он еще согласится продавать, прежде чем вообще уйдет с рынка. Такая цена называется ценой предложения. Совокупность цен предложения всех производителей образует кривую рыночного предложения. Вместе с тем все производители независимо от их цен предложения продают товар по единой рыночной цене. Разница между рыночной ценой и индивидуальной ценой предложения и составляет выигрыш производителя (излишек производителя) при продаже данной единицы товара. Предупреждение: выигрыш производителя обычно не равен его прибыли.

  1. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене и выручка фирмы. Факторы эластичности спроса по цене.

Эластичность спроса по цене - степень реакции спроса на изменение цены товара. Она показывает как количественно (на сколько %) изменится величина спроса на товар, если цена товара изменится на 1%.

Факторы эластичности спроса по цене:

1.наличие или отсутствие товаров

2.взаимодополняемость товаров

3.временной интервал.

К ценовой эластичности спроса относятся приведенные ниже факторы:

• Заменимость (чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос от цены на анализируемый товар).

• Удельный вес в доходе потребителя (чем большее место занимает товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса).

• Предметы роскоши и предметы первой необходимости (спрос на предметы роскоши эластичен, а на предметы первой необходимости – неэластичен).

• Фактор времени (краткосрочный спрос неэластичен, а долгосрочный – эластичен).

• Доступность блага (чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар).