Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
Покупатель который покупает товар по равновесной цене ,но мог бы заплатить за него и больше, получает выгоду как разницу между этими ценами .в эконом. теории её именуют «излишком потребителя»
Продавец, который продаёт товар по равновесной цене но мог бы продать его по более низкой цене получает выгоду «излишки производителя»
Выигрыш потребителя. Любой потребитель хотел бы купить товар как можно дешевле, но для каждого из них существует максимальная цена, которую он согласен заплатить за товар, прежде чем вообще уйдет с рынка. Такая цена называется ценой спроса. Совокупность цен спроса всех потребителей образует кривую рыночного спроса. Вместе с тем все потребители независимо от их цен спроса покупают товар по единой рыночной цене. Разница между индивидуальной ценой спроса и рыночной ценой составляет выигрыш потребителя (потребительский излишек) при покупке данной единицы товара. Это своего рода прибыль потребителя.
Выигрыш производителя. Любой производитель хотел бы продать товар как можно дороже, но для каждого из них существует минимальная цена, по которой он еще согласится продавать, прежде чем вообще уйдет с рынка. Такая цена называется ценой предложения. Совокупность цен предложения всех производителей образует кривую рыночного предложения. Вместе с тем все производители независимо от их цен предложения продают товар по единой рыночной цене. Разница между рыночной ценой и индивидуальной ценой предложения и составляет выигрыш производителя (излишек производителя) при продаже данной единицы товара. Предупреждение: выигрыш производителя обычно не равен его прибыли.
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене и выручка фирмы. Факторы эластичности спроса по цене.
Эластичность спроса по цене - степень реакции спроса на изменение цены товара. Она показывает как количественно (на сколько %) изменится величина спроса на товар, если цена товара изменится на 1%.
Факторы эластичности спроса по цене:
1.наличие или отсутствие товаров
2.взаимодополняемость товаров
3.временной интервал.
К ценовой эластичности спроса относятся приведенные ниже факторы:
• Заменимость (чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос от цены на анализируемый товар).
• Удельный вес в доходе потребителя (чем большее место занимает товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса).
• Предметы роскоши и предметы первой необходимости (спрос на предметы роскоши эластичен, а на предметы первой необходимости – неэластичен).
• Фактор времени (краткосрочный спрос неэластичен, а долгосрочный – эластичен).
• Доступность блага (чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар).
- Виды экономических наук. Место и роль экономической теории в системе экономических наук. Разделы экономической теории.
- Предмет и функции экономической теории. Экономические категории и экономические законы.
- Экономическая теория и экономическая политика. Основные экономические цели общества. Позитивная и нормативная экономическая наука.
- Экономические блага: классификация, основные характеристики.
- Понятие и элементы экономической системы. Критерии выделения и виды экономических систем.
- Собственность: экономическая и юридическая трактовка. Современные теории собственности.
- Рынок: условия возникновения и функционирования. Функции рынка.
- Эволюция рыночной системы: натуральное хозяйство, товарное производство, рыночная система.
- Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально ориентированная модель. Особенности белорусской экономической модели.
- Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения.
- Отраслевое рыночное равновесие. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки.
- Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.
- Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения. Практическое значение анализа эластичности.
- Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
- Краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства.
- Общий, средний и предельный продукт: понятие, измерение, взаимосвязь. Закон убывающей предельной производительности.
- Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки.
- Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние, предельные издержки, их динамика.
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.
- Изокосты. Правило минимизации издержек. Траектория роста предприятия.
- Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предельный доход. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли.
- Национальная экономика и ее общая характеристика. Субъекты национальной экономики.
- Номинальный и реальный ввп, дефлятор ввп. Индексы цен.
- Совокупный спрос: сущность, элементы, ценовые и неценовые факторы.
- Понятие совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.
- Госбюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета в рыночной экономике.
- Денежный рынок. Спрос на деньги: мотивы спроса на деньги.
- Структура денежного предложения. Денежные агрегаты. Равновесие денежного рынка.
- 54. Денежно-кредитная система, ее структура. Денежно-кредитная система Республики Беларусь.
- 56. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве. Международная торговля. Движение капитала. Миграция рабочей силы.
- 57. Валютный рынок и валютный курс. Виды валютного курса.
- 58. Платежный баланс страны и его структура.
- 59. Понятие глобализации. Роль тнк в современной мировой экономике. Региональная интеграция (Евросоюз, нафта, снг, ЕврАзЭс, Союз Беларуси и России).
- 60. Место Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей.
- 61. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.
- 62. Экономические субъекты. Цели и виды экономических субъектов.
- 65. Конкуренция, как элемент рыночных отношений. Сущность положительной и отрицательной стороны конкуренции.
- 66.Цели макроэкономического регулирования.
- 67.Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в рб.