logo search
Микроэкономика

Предпочтения потребителя и кривая безразличия

Представление об убывающей предельной полезности не только лежит в основе реализации закона спроса, но и играет важную роль в объяснении того, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить. А в силу того, что денежный доход имеет ограниченную величину, все потребители испытывают сдерживающее влияние бюджета. Это вынуждает их так распоряжаться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большую полезность. При этом потребитель вынужден идти на компромиссы, он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.

Очевидно, что в реальной действительности спрос потребителя на некоторый товар зависит от намерений по закупке других товаров не только с точки зрения полезности (чем больше покупается яблок, тем меньше купят груш). Иначе говоря, потребитель сталкивается с необходимостью выбора оптимального набора или комбинации нескольких приобретаемых товаров. Причем сокращение потребления одного товара может быть заменено (компенсировано) увеличением потребления другого товара без снижения общей полезности данного товарного набора.

Проблема выбора оптимального набора товаров в экономической науке решается посредством использования "кривых безразличии" (были введены Ф. Эджуортом в XIX в.), которые служат для анализа потребительских предпочтений.

Каждый потребитель имеет свои предпочтения в отношении всей совокупности товаров и услуг, предлагаемых на рынке. В силу этого каждый из бесконечного множества наборов товаров и услуг занимает в этой системе иерархии определенное место. В то же время среди этих наборов есть и такие, которые представляются потребителю равнозначными или равновесными. Так, например, он может предпочесть 5 яблок 2 грушам или 2-м яблокам - 6 груш. Но сделать, например, выбор между целым набором, состоящим из 6 яблок и 4 груш, с одной стороны, и 3-х яблок и 8 груш, с другой стороны, трудно, так как потребитель может быть согласен на то и другое. В этом случае говорят, что данному потребителю (в данный момент) безразлично, какой из двух наборов он получит: оба они находятся на одной и той же кривой безразличия.

Кривая безразличия - это графическое отображение предпочтений потребителя. Любая точка на данной кривой безразличия отражает разные количества двух товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, то есть обладают одной и той же общей полезностью.

Для того чтобы построить кривую безразличия, следует исходить из следующих допущений:

Для построения кривой безразличия используем данные, приведенные в табл. 2.2.

Таблица 2.2.