logo search
Лекции ПОЭИС студентам

4.2.1. Автоматизированное решение регламентных статистических задач Автоматизированное решение задач с использованием типовых процедур обработки

Регламентные задачи решаются с помощью ЭОД (электронных обработок данных), обеспечивающих обработку данных статистической отчетности и данных различных статистических обследований, проводимых в отдельных секторах экономики. По способу функционирования они подразделяются на системные и локальные ЭОД (электронные обработки данных).

В системных ЭОД используется типовая информационная технология на всех уровнях, участвующих в решении данной задачи, с обменом данными между уровнями на технических носи­телях или по каналам связи.

Локальные ЭОД (разрабатываются для одного уровня обработки) обеспечивают автоматизированное решение статистических задач, в которых первичные отчеты предприятий и организаций направляются сразу на соответствующий уровень, где и проводится их непосредственная обработка.

В настоящее время эксплуатация ЭОД носит в основном системный характер, что определяется рядом причин:

Проиллюстрируем технологию решения регламентных статистических задач на примере типовых процедур обработки статистической отчетности. (самостоятельно)

Процедура 1. Подготовка к работе с ЭОД (электронная обработка данных). Происходит загрузка на магнитный диск пакета программ и массивов информационного фонда ЭОД (каталоги, словари, справочники и др.), и при необходимости проводится корректировка отдельных его элементов.

Процедура 2. Подготовка первичной информации к обработке. Осуществляются визуальный контроль и подготовка форм первичных статистических отчетов к обработке, связанная с подсчетом контрольных чисел. Процедура выполняется только на региональном (районном) уровне.

Процедура 3. Ввод и запись первичной информации. Данные первичных статистических отчетов вводятся в ПЭВМ. Осуществляются все виды контроля с выдачей протокола ошибок и корректировка введенной информации. Далее она объединяется с данными каталога в единый массив и копируется для дальнейшей обработки.

Процедура 4. Обработка, контроль, корректировка и печать сводных отчетов. Происходит формирование промежуточных итоговых числовых матриц и осуществляется предварительная печать сводных отчетов, при которой не используются текстовые наборы данных (справочники, словари и др.). Далее проводится контроль отчетов, и в случае корректировки первичных данных выполняются повторный счет, контроль и предварительная печать отдельных сводных отчетов (во многих ЭОД имеется возможность корректировки сформированных результатных числовых матриц без пересчета). Затем сводные отчеты печатаются в полностью оформленном виде.

Процедура5. Подготовка сводных отчетов для передачи на вышестоящий уровень. Осуществляются запись на магнитный носитель передаваемых на вышестоящий уровень массивов в виде промежуточных итоговых числовых матриц или в виде сводных отчетов, полученных в процессе реализации процедур 3 и 4, а также печать справки о передаваемой информации. Затем магнитные носители и итоговые распечатки сводных отчетов отправляются почтой на вышестоящий уровень.

Процедура 6. Подготовка к объединению массивов со сводными отчетами, полученных с нижестоящего уровня. Поочередно для каждого из полученных магнитных носителей осуществляются контроль балансовой и логической увязки сводных отчетов и, в случае необходимости, корректировка и повторная их запись по каждой объединяемой территории.

Процедура 7. Объединение массивов со сводными отчетами, полученных с нижестоящего уровня. Происходит предварительное накопление таблиц (без расчета) с объединяемых носителей, расчет и печать сводных отчетов по всем разрезам обработки, а также контроль балансовой и логической их увязки. При необходимости проводятся их корректировка и повторная печать, формирование и печать сводных отчетов по территории в целом.

Процедура 8. Обработка и получение сводных отчетов, отчетность по которым не централизована. Эта процедура выполняется во многих ЭОД на федеральном уровне и предусматривает прием сводных отчетов ряда министерств, отчетность которых не централизована в органах государственной статистики. В этом случае осуществляются прием сводных отчетов по этим министерствам, подготовка их к вводу в ПЭВМ, запись с контролем и корректировкой, а также их распечатка.

Информация по нецентрализованным министерствам, полученная в результате этой процедуры, записывается на магнитные носители, которые используются наряду с носителями, полученными с нижестоящего уровня, при выполнении описанной выше процедуры 7.

Процедура 9. Получение сводных отчетов для местных руководящих органов. Операция выполняется на региональном (районном) или межрегиональном уровне. На этих уровнях происходят формирование промежуточных числовых матриц с данными специальных (не входящих в централизованную обработку) сводных отчетов для местных руководящих органов и их печать.

Во многих ЭОД проводятся дополнительная разработка первичных отчетов, подготовленных в виде массива исходных данных в процессе реализации процедуры 3, для получения сводных отчетов (например, по административным районам) и их печать.

Специальные сводные отчеты, а также сводные отчеты, полученные в результате дополнительной обработки, передаются местным руководящим органам.

Рассмотренные выше типовые процедуры полностью реализуют процесс обработки статистической отчетности на всех уровнях СИС в виде следующих макротехнологий.

Для регионального (районного) уровня:

Процедура 1→ Процедура 2 → Процедура 3 → Процедура 4 → Процедура 5 → Процедура 9.

Для межрегионального уровня:

Процедура 1 —> Процедура 3 → Процедура 4 → Процедура 6 → Процедура 9 → Процедура 7 → Процедура 5. (Процедуры 3, 4,6 и 9 выполняются отдельно для каждой обрабатываемой территории.)

Для федерального (регионального) уровня:

Процедура 1 → Процедура 3 → Процедура 4 → Процедура 8 → Процедура 6 → Процедура 7. (Процедура 6 повторяется для каждой объединяемой территории.)

Если перечень процедур дополнить процедурой передачи данных по каналам связи, то можно получить полный их набор.

На базе различных сочетаний этих процедур создается системная технология решения любой регламентной статистической задачи.