Формы предоставления информационных услуг
Профессиональные базы данных
Одной из форм предоставления информационных услуг потребителю является обеспечение его доступа к профессиональным базам данных научно-технической, деловой, правовой и другой информации. Развитие международного экономического сотрудничества определило потребность в создании мировых информационных корпораций.
За неполные 30 лет количество баз данных выросло примерно в 30 раз. Их суммарный объем увеличился более чем в 100 раз. Так, на 1999 г. приходится 13 000 баз данных и содержащихся в них около 7500 млн записей.
Содержание баз данных отражает потребности пользователей. Если первоначально потребители запрашивали в основном научно-техническую информацию, то в настоящее время их основной интерес направлен на информацию, касающуюся бизнеса, торговли и промышленности. Большой интерес также проявляется к патентной и правовой информации. В табл. 5. 1 показано распределение баз данных по содержащейся в них информации.
Таблица 5.1
Тематика баз данных | Распределение баз данных по содержанию, % | ||
1988 г. | 1991 г. | 1995 г. | |
Бизнес | 34 | 33 | 33 |
Потребительская информация | 3 | 7 | 10 |
Медицина и биология | 8 | 11 | 9 |
Гуманитарные дисциплины | 2 | 4 | 4 |
Правовая информация | 8 | 9 | 12 |
Политематическая информация | 1 | 6 | 3 |
Новости | 8 | 4 | 4 |
Общественные науки | 9 | 7 | 6 |
Научно-техническая информация | 22 | 19 | 19 |
Необходимо отметить, что приведенная классификация баз данных по тематике представляется условной. Так, предпринимателя может интересовать не только информация, находящаяся в разделе бизнеса, но также правовая информация, деловые новости, научно-техническая информация, потребительская информация.
По своей форме информационные ресурсы, содержащиеся в базах данных, могут быть разделены на числовые (фактографическая информация) и текстовые. Объемы текстовых баз данных значительно превышают объемы числовых баз, и этот разрыв все более увеличивается с течением времени.
По состоянию на 1999 г. доля североамериканских баз данных составила около 2/3, Западной Европы – 1/4, а остальная часть приходится на другие континенты.
Ориентироваться в гигантском объеме мировых информационных ресурсов позволяет популярное во всем мире справочное издание Gale Directory of Databases, выпускаемое дважды в год в виде двух томов фирмой Gale Research, Inc.
Первый том содержит список всех онлайновых баз данных, а также основные показатели развития информационной индустрии:
рост количества баз данных;
рост количества генераторов и поставщиков;
рост объемов баз данных;
количество обращений к базам данных;
соотношение числовых и текстовых баз данных.
Во втором томе приводится информация о базах данных, распространяемых на CD-ROM, в которых отдельно вьделены подробные сведения о производителях (генераторах) и поставщиках баз данных и списки предлагаемых ими баз.
Рассмотрим возможности удовлетворения потребностей пользователей, занимающихся предпринимательской деятельностью, на примере ведущих мировых информационных корпораций.
- Глава 1
- Особенности функционирования и цели создания эис
- Принципы создания, классификация и этапы развития экономических информационных систем.
- Состав и структура элементов экономических информационных систем.
- Методологические основы построения экономических информационных систем. (самостоятельно)
- Глава 2 бухгалтерские информационные системы (буис)
- Особенности бухгалтерских информационных систем и тенденции их развития
- 2.2. Бухгалтерские информационные системы для крупных предприятий
- 2.3. Буис на предприятиях малого и среднего бизнеса
- 2.4. Экономический анализ в буис
- Глава 3
- 3.1. Особенности применения налоговых информационных систем
- 3.2. Информационные системы в налоговых органах
- 3.3. Информационные системы в службах корпоративного налогового менеджмента
- 3.4. Налоговые информационные системы в бюджетных организациях
- Глава 4
- 4.1. Особенности применения информационных систем в статистике
- 4.2 Статистические информационные системы в органах государственной статистики
- 4.2.1. Автоматизированное решение регламентных статистических задач Автоматизированное решение задач с использованием типовых процедур обработки
- Автоматизированное решение задач с использованием арм экономиста-статистика
- 4.2.2. Автоматизированное решение задач информационного обслуживания
- 4.3. Статистические информационные системы на предприятиях и в организациях
- Глава 5
- 5.1. Особенности функционирования рынка информационных услуг
- Формы предоставления информационных услуг
- Информационная корпорация «Дан энд Брэдстрит» («Dun & Bradstreet»)
- Информационные ресурсы сети Интернет
- 5.3. Виды хранимой информации и эффективность ее поиска
- 5.4. Основы автоматизированного распространения статистической информации
- Структура информационной базы кабсд и организация формирования запросов к ней