logo
Лекции ПОЭИС студентам

5.1. Особенности функционирования рынка информационных услуг

Рынок информационных услуг может быть определен как сово­купность экономических, правовых и информационных отноше­ний по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризует­ся определенной номенклатурой услуг, условиями и механизма­ми их предоставления и ценами.

Товаром на рынке информационных услуг является информация. Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация, зафиксированная на различных носителях и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), об­разует информационные ресурсы. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, го­роду, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части об­щества.

Информационные ресурсы обычно подразделяются на три сектора:

Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:

• биржевая и финансовая информация — информация о коти­ровках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;

• деловые новости в области экономики и бизнеса.

Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно, следовательно, и предоставление ее потребителю должно осуще­ствляться в реальном масштабе времени.

Требования к оперативности предоставления потребителю коммерческой информации ниже, чем требования к предоставлению биржевой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.

Важность коммерческой информации в условиях рынка у конкуренции весьма высока. Эта информация используется не­посредственно бизнесменами и предпринимателями, решающими следующие задачи:

Сектор научно-технической и специальной информации вклю­чает документальную, библиографическую, реферативную и пол­нотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных ис­следованиях, а также профессиональную информацию для юрис­тов, врачей, инженеров и т. д.

Сектор массовой потребительской информации включает но­вости и справочную информацию, потребительскую и развлека­тельную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).

Виды деятельности, связанные с формированием информа­ционных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информа­ции, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой пони­мается и программное обеспечение. Товар в сфере информацион­ной индустрии — это информация, компьютерная техника, про­граммное обеспечение, оргтехника и другие средства, исполь­зуемые в информационных технологиях.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигну­тым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.

Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:

Указанные виды услуг имеют свои области эффективного ис­пользования и могут взаимно дополнять друг друга.

В качестве поставщиков информации на рынке информацион­ных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они имену­ются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.

Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потреби­телями (пользователями) информационных услуг выступают специ­алисты, работающие практически во всех сферах производства.

Классификация пользователей может проводиться по различ­ным основаниям:

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения он претерпел в середине 1960-х гг. с появлением современной вычислительной техники и ее ис­пользованием в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись го­сударственные информационные службы, учебные заведения, Различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, библиотеки.

Пользователям — специалистам в различных областях науки и техники предоставлялась библиография, реферативная и англи­йская информация. Пользователь мог обратиться за информа­цией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание проводилось, как правило, на некоммерчес­кой основе.

Первые автоматизированные информационные системы по­лучили название «Информационно-поисковые системы» (ИПС) В связи с крайне ограниченными возможностями первых ЭВМ (малый объем памяти, последовательный просмотр записей на магнитных лентах) в ИПС хранились вторичные документы – поисковые образцы документов. Первичные документы храни­лись по-прежнему в библиотеках и архивах. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хранения первичного документа, т. е. его место в хранилище.

Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответ­ствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

При внедрении ИПС была автоматизирована лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в качестве обслуживания пользователя не произошло, информационно-поисковые системы сыграли свою положительную роль в качестве базы для дальнейшего развития автоматиза­ции информационных процессов.

Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники, ростом объемов памяти и быстродействия, является возникновение фактографических информационных систем. Эти системы содержали уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т. д.). Пользователь таких систем мог получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных. В этих базах могли храниться также библиографические описания документов и рефератов.

Фактографические системы позволили проводить обработку информации по указанию пользователя.

С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб в общей структуре информационного рынка (рис. 5.1).

1977

– государственные

– коммерческие

– некоммерческие

Рис. 5.1. Структура различных служб на информационном рынке

Однако следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т.д.

Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:

К концу 2000 г. в мире функции центров-генераторов выполняли около 3520 компаний, а функции центров-поставщиков – более 4200 компаний.

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство наряду с ростом возможностей вычислительной техники породило создание принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обес­печило коренное улучшение качества информационного обслуживание. Одно из главных достижений в этой сфере — появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-line). Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к применению компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников.

Необходимо отметить, что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания явился резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом производства и развитием науки и техники. Данное обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в эту отрасль и создание свыше 7500 крупных информационных корпораций.