4.1. Особенности применения информационных систем в статистике
Государственная статистика — одно из важнейших межотраслевых звеньев в системе управления экономикой страны. Она призвана решать задачи, обеспечивающие изучение массовых явлений, и позволяет выявлять их сложные взаимосвязи и взаимодействия, а также давать научно обоснованную оценку функционирования и развития экономики.
Основными задачами государственной статистики являются:
сбор, обработка и предоставление необходимой статистической информации различным пользователям о деятельности всех секторов экономики и подведомственных им предприятий;
разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;
гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;
координация статистической деятельности органов управления экономикой и обеспечение проведения ими ведомственных статистических наблюдений;
предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении страны и секторов экономики.
В соответствии с этими задачами органы государственной статистики выполняют следующие функции:
совершенствуют научную методологию и организацию государственной статистики, разрабатывают научно обоснованные системы статистических показателей;
утверждают показатели и совершенствуют формы статистической отчетности и порядок ее представления, формы и программы единовременных учетов, обследований и переписей;
организуют сбор, обработку и представление в центральные и региональные экономические и другие органы научно обоснованной статистической информации, необходимой для государственного и хозяйственного руководства экономическим и социальным развитием страны и отдельных регионов;
изучают и анализируют процессы социально-экономического развития, перестройки структурной и инвестиционной политики, интенсификации общественного производства, совершенствования системы управления и методов хозяйствования;
обеспечивают внедрение прогрессивных информационных технологий сбора, обработки и передачи статистической информации на базе широкого применения современных средств связи, электронной вычислительной и организационной техники;
организуют информационно-пропагандистскую деятельность в целях информирования населения о развитии экономики, изменениях в экономической и социальной жизни страны.
Органы государственной статистики осуществляют свою работу, руководствуясь тем, что система учета и статистики в Российской Федерации (РФ) является одним из важнейших рычагогов государственного управления развитием экономики. Органы государственной статистики выполняют функцию обратной связи по отношению к органам управления, предоставляя им всю необходимую статистическую информацию о деятельности всех секторов экономики и подведомственных им предприятий и организаций.
Это наглядно представлено в обобщенной модели система управления экономикой (рис.).
Управляющая система (субъект управления) Прямая связь Директивы Задания Обратная Сводно- Отчетность статические материалы Управляющая система (субъект управления) Прямая связь Директивы Обратная связь Сводно- статические материалы
Минэкономразвития Органы государственного управления Отрасли экономики, предприятия и оргганизации (объект управления) Органы государственной статистики Минэкономразвития Органы государственного управления Отрасли экономики, предприятия и оргганизации (объект управления) Органы государственной статистики Минэкономразвития Органы государственного управления Отрасли экономики, предприятия и организации (объект управления) Органы государственной статистики
Рис. 4.1. Обобщенная модель системы управления экономикой
Под объектом управления понимается элемент системы, который для нормального функционирования нуждается в систематическом контроле и регулировании. Объектами управления выступают сектора экономики, их предприятия и организации, являющиеся объектами статистического наблюдения. Для управления ими создается управляющая система (субъект управления), которая обеспечивает их своевременное приведение к нормальному функционированию. Органы управления воздействуют на объекты управления посредством прямой связи (задания и прогнозы) и обратной связи (отчетность) через органы государственной статистики.
Органы государственной статистики, информируя органы государственцого управления о деятельности во всех секторах экономики (сводно-статистические материалы), выполняют важные сигнальные функции, выражающиеся в том, что управляющая информация в виде заданий (прогнозов) была принята и намечаемые действия объектов управления зафиксированы исходя из фактического положения — выполнения или невыполнения ими этих заданий.
Организационная структура системы государственной статистики построена в соответствии с административно-территориальным делением страны и включает три уровня: федеральный, региональный (республики в составе РФ, края, области и национальные округа) и районный (городской).
Централизованное руководство работой органов государственной статистики на федеральном уровне осуществляет Федеральная служба государственной статистики (Росстат), которая является главным учетно-статистическим центром и относится к центральным исполнительным органам РФ, обеспечивая своевременной, качественной и достоверной статистической информацией Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также широкую общественность и международные организации.
Росстат руководит организацией учетно-статистических работ на всей территории страны, в частности работой 85 региональных служб государственной статистики, которые выполняют примерно такие же функции, только для своего уровня.
В состав региональных (территориальных) служб государственной статистики входят около 2250 районные (городских) Управления (отделов) статистики, являющиеся первичными организациями системы государственной статистики. Районные (городские) органы статистики, находясь в непосредственной близости и постоянном информационном контакте с предприятиями и учреждениями, оказывают им методологическую помощь в организации учета и отчетности и являются основными источниками информации об их деятельности.
Все органы государственной статистики работают по единой методологии и единому плану статистических работ, утвержденными вышестоящими органами.
Росстат организационно состоит из центрального аппарата, представленного рядом управлений по различным секторам экономики, и главного межрегионального вычислительного центра (ГМЦ).
В функции управлений входят разработка необходимой статистической методологии и анализ статистических материалов (аналитическая работа).
Разработка методологических материалов проводится на основе анализа информационных потребностей органов управления и других пользователей статистической информации. Работа заключается в создании и совершенствовании системы статистических показателей и методов их исчисления, в подготовке бланков статистических форм и инструкций по их заполнению и представлению, а также в подготовке экономико-статистических описаний задач в целях их автоматизированного решения.
Аналитическая работа состоит в подготовке аналитических записок, бюллетеней, экспресс-информации, пресс-выпусков и прогнозов для руководящих органов по всем секторам экономики. Для этого широко используются сводные статистические отчеты и накапливаемые динамические ряды статистических данных за ряд лет.
Основными функциями ГМЦ являются сбор, обработка и выдача в установленные сроки сводной статистической отчетности управлениям центрального аппарата Росстата и различным органам управления.
Организация машинной обработки статистической информации осуществляется двумя группами подразделений: в одной собирают первичную и выпускают сводную статистическую отчетность (отделы информационного обеспечения по секторам экономики), в другой осуществляют непосредственную автоматизированную обработку статистической информации (отделы подготовки и передачи данных, эксплуатации различных технических средств, размножения и др.).
На ГМЦ совместно с научно-исследовательским и проектно-технологическим институтом Росстата, который занимается разработкой проектов, возложена также задача по апробации и внедрению разработанных информационных технологий.
Структура, задачи и функции региональных служб государственной статистики во многом схожи со структурой центрального аппарата Росстата и его ГМЦ. В подразделениях информационного обеспечения статистики-экономисты кроме подготовки и выпуска статистических данных занимаются еще и аналитической работой для обеспечения необходимой информацией местных органов управления.
Районные (городские) управления (отделы) статистики, входящие в состав региональных служб государственной статистики, строятся в соответствии с типовыми структурами организаций данного уровня.
В условиях массового характера объектов статистического наблюдения, значительного круга решаемых задач, больших объемов обрабатываемой информации при постоянно возрастающих требованиях к оперативности, достоверности и аналитичности отчетных данных применение современной вычислительной техники в органах государственной статистики является объективной необходимостью.
Внедрение современной вычислительной техники не только позволяет решить вопросы автоматизации статистических задач и тем самым снизить трудоемкость их выполнения, повысить оперативность и достоверность данных, но и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования статистического наблюдения на базе более широкого использования экономико-математических методов.
Другое важное направление совершенствования автоматизации статистических задач связано с созданием больших методологически совместимых между собой интегрированных фондов статистических данных, охватывающих значительные периоды времени, и с организацией быстрого и удобного доступа к хранящимся в них данным. Организация таких фондов позволяет автоматизировать ведение динамических рядов статистики и использовать содержащуюся в них информацию для решения разнообразных статистических задач.
Рассмотренные предпосылки автоматизации статистических задач Реализуются созданием статистической информационной системы (СИС), редставляющей собой многоуровневую систему сбора и обработки учетно-статистической информации, необходимой для управления экономикой страны.
Статистическая информационная система отвечает всем требованиям, предъявляемым к сложным экономическим информационным системам (ЭИС). К ним прежде всего относятся такие как единство элементов системы в аспекте их оптимального взаимодействия для достижения обшей цели, большие размеры и сложность поведения системы, имеющей человеко-машинный характер.
Органы государственной статистики и ее организации, образующие систему Росстата, проводят свою работу на основе общих принципов, единой методологии и организации государственной статистики. Основной их целью является осуществление централизованного руководства делом учета и статистики в стране. Система Росстата охватывает всю страну, и ее органы имеются во всех административно-территориальных образованиях страны.
В системе Росстата собирают и обрабатывают статистическую информацию от сотен тысяч промышленных предприятий, строек, сельскохозяйственных предприятий, десятков тысяч культурных, бытовых и других учреждений и организаций независимо от форм собственности. Эта информация отличается массовостью и различной периодичностью поступления. Она формируется на базе более 250 форм статистической отчетности, а также на основе выборочных обследований, переписей и социологических опросов.
При обработке всей статистической отчетности указанных объектов осуществляется несколько сотен миллиардов вычислительных операций в год. Для выполнения такой огромной работы Росстат располагает разветвленной сетью вычислительных установок по сбору и обработке информации. Применение в ней различных средств вычислительной техники придает статистической информационной системе человеко-машинный характер с высоким уровнем автоматизации выполнения статистических работ. При этом оказываются информационно-статистические и вычислительные услуги десяткам тысяч предприятий, организаций, фирм, институтов и других организаций на коммерческой основе.
Основной целью разработки и внедрения СИС (статистическая ИС) является полное и качественное удовлетворение потребностей управления экономикой в статистической информации на федеральном и региональном уровнях с минимальными трудовыми и материальными затратами.
Обшая структура построения СИС рассматривается в следующих аспектах:
территориальном;
функциональном (с распределением на функциональные подсистемы);
обеспечивающем (с разделением на обеспечивающие подсистемы).
В территориальном аспекте структура СИС соответствует организационной структуре органов государственной статистики, состоящей из таких же трех уровней. При этом на каждом уровне СИС должны достигаться наилучшие условия для обеспечения статистическими данными региональных органов управления, а также других заинтересованных потребителей.
Функциональные подсистемы включают в себя множество статистических задач, объединенных общим объектом статистического наблюдения и представленных системой взаимосвязанных показателей, всесторонне характеризующих состояние и развитие определенного сектора экономики.
Обеспечивающие подсистемы СИС представляют собой комплексы взаимосвязанных средств определенного вида (методологических, технических, организационных), которые обеспечивают функционирование системы в целом или отдельных ее Функциональных подсистем. Как правило, обеспечивающие подсистемы, в состав которых входит информационное, программное, техническое, математическое и организационно-правовое обеспечение, обслуживают СИС в целом, что объединяет все Функциональные подсистемы в организационном, методологическом и техническом отношении.
Для решения различных статистических задач в функциональных подсистемах СИС используются соответствующие информационные технологии (ИТ), под которыми понимается совокупность информационных процессов и программно-технологических средств, объединенных в технологический процесс по сбору, хранению, обработке и распространению информации.
Статистические задачи в любой функциональной подсистеме СИС, с точки зрения пользователя, по своему назначению подразделяются на регламентные задачи, задачи информационного обслуживания и задачи экономического анализа.
Под регламентными задачами понимаются задачи обработки данных первичной статистической отчетности на соответствующих уровнях СИС. Каждая регламентная задача, как правило связана с формированием нескольких форм сводной статистической отчетности. Для решения таких задач используются ИТ называемые комплексами электронной обработки данных (ЭОД), основу которых составляет совокупность программных, технических и организационных средств, обеспечивающих решение отдельных регламентных задач с использованием локальных массивов информации.
Задачи информационного обслуживания предусматривают формирование по запросам пользователя необходимых ему статистических данных для оперативного составления докладов, аналитических записок и справок, не регламентированных по содержанию. Решение этих задач обеспечивается с помощью автоматизированных регистров (АР), позволяющих хранить и обрабатывать совокупность данных, организованных в виде локальных баз по определенной группе объектов наблюдения (промышленных и аграрных предприятий, строек и т.д.).
Более совершенной технологией решения задач информационного обслуживания являются автоматизированные банки данных (АБД), предусматривающие обработку информации на основе интегрированных баз данных (по секторам экономики) многофункционального использования и возможность произвольного обращения и вывода результатных данных в различной форме.
Задачи экономического анализа основаны на использовании динамических рядов и методов математической статистики. Для решения задач методами математической статистики используются ИТ, называемые аналитическими комплексами (АК), основой которых являются пакеты прикладных программ, ориентированные на реализацию соответствующих методов.
- Глава 1
- Особенности функционирования и цели создания эис
- Принципы создания, классификация и этапы развития экономических информационных систем.
- Состав и структура элементов экономических информационных систем.
- Методологические основы построения экономических информационных систем. (самостоятельно)
- Глава 2 бухгалтерские информационные системы (буис)
- Особенности бухгалтерских информационных систем и тенденции их развития
- 2.2. Бухгалтерские информационные системы для крупных предприятий
- 2.3. Буис на предприятиях малого и среднего бизнеса
- 2.4. Экономический анализ в буис
- Глава 3
- 3.1. Особенности применения налоговых информационных систем
- 3.2. Информационные системы в налоговых органах
- 3.3. Информационные системы в службах корпоративного налогового менеджмента
- 3.4. Налоговые информационные системы в бюджетных организациях
- Глава 4
- 4.1. Особенности применения информационных систем в статистике
- 4.2 Статистические информационные системы в органах государственной статистики
- 4.2.1. Автоматизированное решение регламентных статистических задач Автоматизированное решение задач с использованием типовых процедур обработки
- Автоматизированное решение задач с использованием арм экономиста-статистика
- 4.2.2. Автоматизированное решение задач информационного обслуживания
- 4.3. Статистические информационные системы на предприятиях и в организациях
- Глава 5
- 5.1. Особенности функционирования рынка информационных услуг
- Формы предоставления информационных услуг
- Информационная корпорация «Дан энд Брэдстрит» («Dun & Bradstreet»)
- Информационные ресурсы сети Интернет
- 5.3. Виды хранимой информации и эффективность ее поиска
- 5.4. Основы автоматизированного распространения статистической информации
- Структура информационной базы кабсд и организация формирования запросов к ней