logo search
СЭГ РБ / ШПОРЫ / ЭТО ТО !!!

Общая политико-географическая и экономико-географическая характеристика республики беларусь

Республика Беларусь получила в 90-х гг. ХХ в. статус суверенного государства после распада СССР, в состав которого она входила более 70 лет.

Для градации стран по уровню экономического развития используется обычно величина валового национального продукта (ВНП) или величина валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения и по этому показателю выделяются страны развитые и развивающиеся, а также страны с высоким, средним, низким уровнем экономического развития.

Для градации стран по уровню человеческого развития используется показатель “индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)”, который интегрирует в себе такие показатели, как реальный ВВП на душу населения, уровень образования и ожидаемая продолжительность жизни населения. По величине ИРЧП страны также делятся на группы: с высоким, средним, низким и минимальным уровнем человеческого развития.

Статус нового независимого государства Беларусь обрела, пройдя несколько этапов в своей новейшей истории. Первый этап - принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. “Декларации о государственном суверенитете БССР”, которая провозгласила верховенство Конституции БССР и ее законов на территории республики. Второй этап — 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании “Декларации о государственном суверенитете БССР” статуса Конституционного Закона. В результате в собственность Беларуси перешли предприятия, организации и учреждения общесоюзного подчинения, которые находились на ее территории. Союзно-республиканские ведомства также стали республиканскими. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет БССР утвердил новое название страны — “Республика Беларусь” и принял решение о введении новой государственной символики. Третий этап - 8 декабря 1991 г. – Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и денонсации Договора об образовании СССР. 10 декабря 1991 г. Верховный Совет Республики Беларусь ратифицировал соглашение о создании СНГ и принял решение о денонсации Союзного договора 1922 г. 21 декабря 1991 г. создание СНГ.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 г. и уточненной после референдума 24 ноября 1996 г., Республика Беларусь - это унитарное демократическое социальное правовое государство.

Площадь территории Беларуси 207 тыс. км2. Население на 1.01.2002 г. - 9480, 3 тыс. чел. Экономико-географическое положение (ЭГП) Беларуси в настоящее время оценивается как один из важнейших стратегических факторов социально-экономического развития страны.

ЭГП это совокупность пространственных отношений социально-экономических объектов к другим объектам этого вида. Если речь идет о таком социально-экономическом объекте, как государство, страна, то это отношение страны к вне ее лежащим данностям, имеющим для нее то или иное экономическое значение. ЭГП определяет степень удобства экономических связей с теми или иными странами, которая либо ограничивает, либо стимулирует развитие.

Различают макроположение страны, т. е. по отношению к дальним, но важным с экономической точки зрения объектам, и микроположение — по отношению к ближайшему окружению. При этом в первую очередь оценивается транспортно-географическое, затем — аграрно-географическое, демо-географическое, сбыто-географическое и другие виды пространственных отношений.

По макроположению Беларусь находится в центре Европы, на водоразделе Черного и Балтийского морей, является равнинной страной, занимая западную часть Восточно-Европейской равнины, т.е. не имеет физических препятствий для связей с соседними странами.

Транспортно-географическое макроположение Беларуси можно оценить как благоприятное. Она расположена на пересечении основных трансъевропейских коммуникационных путей, связывающих запад и восток, север и юг Европы. Из десяти трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров, два непосредственно проходят по ее территории (коридоры № 2 и № 9 с ответвлением 9 В). Рассматривается также вопрос о продлении коридора № 5, соединении его на территории Беларуси с коридором № 2. В частности, установленные второй общеевропейской Конференцией по транспорту трансъевропейские коридоры имеют следующие направления: № 2, “Запад–Восток ”: Берлин–Варшава–Минск–Москва–Н. Новгород; № 9, “Север– Юг”:Хельсинки–С.-Петербург–Витебск–Орша–Могилев–Гомель–Киев–Любашевка–Кишинев–Бухарест–Дмитровград–Александруполис (Греция) с ответвлением № 9 В: Гомель–Жлобин–Минск–Молодечно–Вильнюс–Каунас–Клайпеда/Калининград.

Беларусь является также страной, через которую осуществляется более 50 % поставок энергоносителей по магистральным газо- и нефтепроводам из России в Западную Европу.

Положение Беларуси среди европейских стран по размерам территории и численности населения характеризуют следующие данные. Так, по площади территории (207,6 тыс. км2) она занимает 13-е место. На ее долю приходится более 2 % территории Европы.

По численности населения (9,9 млн чел.) Беларусь занимает в Европе 14-е место. На ее долю приходится около 1,5 % населения Европы.

В мировом сообществе государств доля Беларуси по населению 0,17 %, по площади территории — 0,15 %.

Таким образом, и по территории, и по численности населения Беларусь можно считать страной с параметрами, близкими к среднеевропейским. Но по плотности населения (48 чел./км2) Беларусь отстает от западноевропейских стран (ЕС 115 чел./км2).

Основная особенность макрогеографического положения Беларуси в Европе — это ее центральность и транзитность, положение на кратчайших удобных путях из России в Западную Европу, и из стран Черноморского побережья в страны Балтии.

Характеризуя микроположение Беларуси, можно отметить весьма компактную форму территории страны: ее протяженность с севера на юг 560 км, а с запада на восток — 650 км. Это очень важные характеристики для эффективности внутриреспубликанских связей. Общая государственная граница с Россией, с Украиной, с Литвой, с Польшей, с Латвией.

Из 118 административных районов каждый третий – пограничный. Это очень благоприятный фактор для развития тесных приграничных экономических связей белорусских регионов с регионами соседних стран.

Оценивая ЭГП Беларуси в целом, можно сделать следующие выводы:

Геополитическое положение Беларуси в современных условиях можно оценить как сложное по двум обстоятельствам. Первое связано именно с выгодностью экономико-географического положения Беларуси, второе — с тем, что Беларусь имеет малый “вес” в мирохозяйственной системе и в экономическом отношении принадлежит к категории “малых” стран, не оказывающих существенного влияния на развитие мировых экономических процессов, и поэтому ее геополитическое положение могут определять интересы других крупных, влиятельных стран.

Беларусь в современных условиях, не располагая собственными инвестиционными ресурсами, не имея достаточного количества энергоресурсов и сырья, но обладая выгодным экономико-географическим положением, заинтересована в том, чтобы, используя свое географическое положение, играть роль соединительного моста между Западом и Востоком, Севером и Югом Европы, стать центром оказания деловых и транспортно-коммуникационных услуг европейским государствам, привлечь для развития экономики страны крупномасштабные инвестиции и из стран Западной Европы, и из России, и из других стран СНГ.

Таким образом, Беларусь как транзитное государство представляет геополитический интерес и для России, и для Западной Европы. В этих сложных условиях выработки многовекторной внешней политики Беларусь сегодня отдает приоритет восточному вектору – усилению интеграции с Россией и другими бывшими республиками СССР.

Как уже отмечалось, с декабря 1991 г. Беларусь входит как государство-учредитель в состав СНГ. СНГ —объединение постсоветских государств, созданное для координации их сотрудничества в сфере общих интересов. 2 апреля 1997 г. подписан Договор о Союзе Беларуси и России.

Кроме членства в СНГ, вхождения в Союзное государство с Россией, Беларусь является также активным членом Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), образованного пятью государствами: Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном в 2000 г. на основе ранее созданного Таможенного Союза.

По мнению ряда специалистов, в геополитической сфере Беларусь должна идти по пути биполярной интеграции через развитие партнерских отношений как с Востоком (все страны СНГ), так и с Западом (Европейский Союз) на основе углубления рыночных реформ; через расширение регионального содружества со всеми странами, отказ от конфронтации и активное продвижение внешнеэкономических инициатив.

Беларусь — одна из стран-учредительниц ООН — в настоящее время активно сотрудничает со многими ее организациями (ЮНЕСКО, ЕЭК и др.).

На протяжении столетий территория, занимаемая белорусским этносом, сформировавшимся в 13–15 вв., входила в состав различных государственных образований: в 13–16 вв. — в состав ВКЛ, в 16–18 вв. — в состав Речи Посполитой, в 18–19 вв. — в состав Российской империи. Она подвергалась неоднократным искусственным разъединениям, а ее население — процессам полонизации и руссификации.

Образование белорусского национального государства БНР - впервые было провозглашено 25 марта 1918 г.

Образование БССР 1 января 1919 г. В 1922 г. БССР совместно с РСФСР, УССР и Закавказской СФСР стали инициаторами образования СССР. С этого времени БССР на правах добровольности и равноправия входила в состав СССР до декабря 1991 г.

Происходил непрерывный процесс совершенствования АТД республики. Изменялось (то увеличивалось, то уменьшалось) количество областей и районов, но с 1965 г. до времени провозглашения независимости Республики Беларусь в 1991 г.

Современное административно-территориальное устройство Беларуси имеет унаследованную от БССР иерархическую структуру: сельсовет – район – область – республика.

Вместе с тем, необходимость административно-территориальных преобразований назрела. Основные недостатки сложившегося АТД применительно к изменившимся общественно-политическим и социально-экономическим условиям сводятся к следующему:

сформировавшаяся иерархическая система слишком громоздка для территориальных масштабов республики;

существующее АТД не совпадает с реально складывающимися территориальными социально-экономическими общностями, отражающими объективный процесс районообразования.

Совершенствование АТД - сокращение количества ступеней иерархии административных единиц. Наиболее обоснованным на сегодняшний день вариантом преобразования АТД страны является формирование следующей двухзвенной системы: первичный уровень — 400–450 районов; высший уровень — 18–20 округов.

Оценка современной социально-экономической ситуации.

Для того, чтобы оценить современную социально-экономическую ситуацию в стране, необходимо рассмотреть особенности ее развития в 90-х гг. ушедшего столетия. Эти годы получили название переходного периода.

Переходный период в социально-экономическом развитии Беларуси как независимого государства начался в 1991 г. Переходом от сложившейся централизованно планируемой командно-административной системы хозяйствования к принятой модели социально-ориентированной экономики.

Age structure:

0-14 years: 14.2% (male 699,048/female 660,130)

15-64 years: 71.7% (male 3,328,548/female 3,542,359)

65 years and over: 14.1% (male 427,086/female 920,381) (2011 est.)

Оценивая основные социально-экономические показатели Беларуси в 1990 г., следует отметить, что на старте своего суверенного развития страна была одним из наиболее индустриализованных с развитым аграрным сектором регионом СССР, имевшим сравнительно высокие показатели эффективности экономики и уровня жизни населения. На протяжении всей советской истории развития темпы экономического роста Беларуси были выше среднесоюзных. В общественном разделении труда республика специализировалась на производстве продукции квалифицированного машиностроения, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве отраслями ее специализации были молочно-мясное скотоводство, свиноводство, льноводство и картофелеводство.

Переход к рынку должен был изменить механизм хозяйствования. Он предусматривал свободу предпринимательства, использование свободного ценообразования как основного регулятора рыночной системы вместе с государственным регулированием экономики в интересах всего общества.

Начавшийся в 1991 г. переходный период по характеру динамики основных социально-экономических показателей довольно четко делится на два этапа: 1991–1995 гг. и 1996–2010 гг.. На первом этапе наиболее сильно проявились негативные последствия как распада СССР и суверенизации экономики страны, так и отсутствия опыта и решительности в проведении намеченных рыночных преобразований. Именно на этом этапе произошел основной спад производства, была характерна гиперинфляция, снижался уровень жизни населения, ухудшались торговый и платежный балансы страны, сокращались инвестиции, росла безработица, происходила криминализация общества и экономики. С полным основанием этот этап можно назвать периодом тяжелого экономического кризиса.

Второй этап (1996–2010 гг.) может быть охарактеризован как период перехода от экономического спада к стабилизации и улучшению социально-экономической ситуации на основе восстановления управляемости экономики с учетом особенностей переходного периода. Преодолен спад производства, но и достигнута положительная динамики по многим направлениям социально-экономического развития.

Динамика ВВП за десятилетний переходный период свидетельствует о неуклонном ухудшении экономического положения страны, о его кризисном состоянии до 1995 г., о появлении положительных тенденций в 1996 г., их нарастающей и достаточно высокой (хотя и от низкой стартовой базы) динамике в 1997–1998 гг., замедлении темпов экономического развития в 1999 г. и некоторой активизации в 2000 г.

К числу важнейших объективных причин следует отнести в первую очередь высокую зависимость экономики нового независимого государства от внешних факторов. Неконкурентоспособность продукции белорусской промышленности и сельского хозяйства определялась и второй объективной причиной – высокой энерго-, материало- и трудоемкостью, технико-технологической отсталостью производства, несоответствием продукции требованиям мирового рынка по соотношению качество-цена.

Несомненно, сыграли свою негативную роль и субъективные причины – недостаточная активность в реформировании экономики, некомпетентность управления реформированием, отсутствие опыта работы в условиях суверенитета и рыночной экономики.

Важнейшим показателем, характеризующим макроэкономическую ситуацию в стране, является уровень инфляции. Динамика уровня инфляции в Беларуси в рассматриваемом периоде имеет сложный характер и отражает всю сложность и изменчивость макроэкономической ситуации в переходном периоде, зависящей как от объективных, так и субъективных факторов.

Для оценки уровня жизни населения по методике ООН используется 37 показателей. Но как уже отмечалось выше, для сравнения уровней социально-экономического развития стран ООН использует обобщающий показатель – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Динамика ИРЧП в Беларуси повторяет динамику основных ее макроэкономических показателей. В 1990 г. по ИРЧП Беларусь среди 174 стран мира занимала 40-е место и входила в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. Минимальные значения ИРЧП в рассматриваемом переходном периоде приходятся на 1995–1996 гг., когда страна перешла из группы высокоразвитых в группу стран со средним уровнем человеческого развития и опустилась до 61 места 0,73 (2010).

Наиболее часто при анализе платежного баланса используют показатели сальдо внешней торговли товарами и сальдо экспорта-импорта услуг в их отношении к ВВП, а также показатель отношения величины внешнего государственного долга к ВВП и объему экспорта товаров и услуг. Для Беларуси эти характеристики имеют особенно большое значение, так как республика имеет чрезвычайно высокий уровень открытости экономики.

Динамика торгового баланса Беларуси за 1990–2000 гг. свидетельствует о том, что в переходном периоде страна имела нестабильную экономику. Излишне высокая степень открытости экономики Беларуси и увеличение отрицательного сальдо ее внешнеторгового баланса при резком сокращении товарооборота во многом объясняются объективными причинами переходного периода.

Хотя Беларусь имеет торговые отношения более чем со 140 странами мира, на долю России в переходном периоде приходилось от 43 до 60 % внешнеторгового оборота Беларуси, от 40 до 65 % ее экспорта и от 45 до 60 % ее импорта.

В качестве важнейшего фактора выравнивания торгового баланса страны, как уже отмечалось выше, выступает положительное сальдо Беларуси в экспорте-импорте услуг. В значительной мере это связано с географическим положением страны, благоприятным для оказания международных услуг транспорта, связи, деловых, строительных, информационных и др., а также тем, что включение во внешнеэкономическую сферу деятельности услуг требует значительно меньше первоначальных затрат, чем организация производства новых конкурентоспособных товаров.

Из экспортируемых деловых услуг в Беларуси видное место занимают услуги по транзиту и переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов. Приносят доход также экспорт строительных услуг (с применением отечественных строительных материалов) и услуг связи. В то же время постоянное отрицательное сальдо характерно по статье “туристические услуги” — количество белорусов, выезжающих с туристическими целями в другие страны, более чем в 10 раз превышает количество иностранных туристов, посещающих Беларусь.

Не всегда эффективное использование кредитов и не всегда своевременное их погашение в сочетании с изменениями возможностей получения кредитов определяли динамику внешнего долга страны. Внешняя государственная задолженность Беларуси составила 25,6 млрд долл. США.

Заканчивая рассмотрение современной социально-экономической ситуации в стране, сделаем некоторые выводы: