50. Специфика соц.-эк. Развития рб. Три периода трансформации экономики
Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем. Исходное состояние системы - это первое, что определяет, с одной стороны, набор средств воздействия на нее, с другой - результативность их применения. Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами: - сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР; -чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;
- размещение подавляющей части рынков сбыта продукции в республиках СНГ;
- неконкурентосп-ть отечеств. продукции на мир-х рынках из-за ее низкого качества;
Признание, во-первых, преимуществ эволюционной формы ее рыночного реформирования; во-вторых, необходимости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:
- длительная принадлежность к социалистической системе обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;
- истор. вера в необх-сть сильного госуд-ва обусловила сохранение ведущей роли государства в рын-х преобразованиях;
- традиц. сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рын-м реформам, отказ от «шокового» пути преобразований;
- неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет большинства населения.
Белорус. перспективная модель экономики вкл. след. принципы и направл. госуд. политики, определяющей контуры будущего общества: - общую соц. ориентацию общества, государства, экономической системы; - формирование развитого граждан. общества и самоуправления;
- повышение эффект-ти производства и страновой конкурентоспособности; - следование экологическим стандартам. Исходя из мирового опыта выхода государств из кризисного состояния и с учетом нац. контекста, были выдел. три этапа преобраз-ия эконом. системы:
стабилизационный, в течение которого необходимо преодолеть кризисные явления в экономике -структурной перестройки, ориентированной на потребности общества и учитывающей тенденции международного разделения труда; - экономического роста, основанного на результатах деятельности общества на предшествующих двух этапах. Нац-ая стратегия устойчивого соц.-эконом. развития на период до 2020 г. определяет стратегич. цель как динамичное повыш. уровня благосостояния, нравственности на основе интеллектно-инновацго разв.эконом-ой, соц-ой и дух-ой сфер, сохранения окруж. среды для нынешнего и будущего поколений.
- 7. Макроэкономические пропорции развития нац-ной эк-ки, проблемы и задачи развития.
- 8.Типы нац.Хозяйственных систем и их характеристика.
- 9. Макроэкономические и микроэкономические системы национальной экономики.
- 19.Типы и факторы экономического роста.
- 22. Индикаторы эк.Развития.
- 23. Народное хозяйство, как эк-ая категория. Понятие отрасли и межотр. Компл.
- 25. Размещение производительных сил. Методы определения отраслевой специализации.
- 40 Соц -культурный комплекс. Отраслей в нэ рб.
- 41. Здравоохранение рб
- 43. Культура и искусство. Физ.Культ., спорт, в рб
- 47. Система респуб. Органов гос.Управления.
- 48. Органы власти и гос.Управления рб
- 49. Система гос.Управления.
- 50. Специфика соц.-эк. Развития рб. Три периода трансформации экономики
- 51. Важнейшие прогнозные и программные документы по соц. Эк. Разв. Рб.
- 54. Проблема внешнего долга рб
- 55. Основные макроэк. Показ., хар-ие финн. Состояние эк. Рб (2011-2012 г)
- 56. Финансовая система рб
- 57. Финансовая политика рб
- 58. Государственный бюджет рб
- 59. Налоговая система
- 60. Основные виды налогов рб.
- 61. Валютная политика в Беларуси