logo search
SHumakovaOV

Отдел сбора и обработки статистической информации муниципальных районов г. Омска и муниципальных районов

Рис. 8. Состав и взаимодействие институтов информационной инфраструктуры,

осуществляющих сбор, анализ и распределение информации о рынке аграрной продукции

Разработана методика, предусматривающая использование рыночной информации при формировании маркетинговой политики. Маркетинговые службы организаций, в которых созданы пункты сбора рыночной информации, получают оперативную и достоверную информацию о ситуации на региональном аграрном рынке, на основе которой принимаются решения по поводу объемов, сроков, каналов продаж и цен реализации продукции (табл. 6).

Реализация предложений по созданию системы рыночной информации в регионе и оценка отдельных мероприятий, осуществленных участниками аграрного рынка в соответствии с нашими рекомендациями, позволяют судить о наличии положительного социально-экономического эффекта. Субъекты рыночных отношений получили возможность разрабатывать оптимальные планы поставки аграрной продукции на рынок в зависимости от сложившейся конъюнктуры, определять сроки реализации и устанавливать цены на продукцию, снижая тем самым трансакционные издержки.

Таблица 6. Эффективность реализации маркетинговых программ

с использованием рыночной информации, сентябрь–октябрь 2009 г. *

Потребители

информации

Вид

продукции

Фактическая цена реализации (до реализации программы), руб/т

Цена

на рынке региона, руб/т

Цена после осуществления

маркетинговых мероприятий

с использованием рыночной

информации

Размер партии, т

Фактическая цена реализации, руб.

Дополнительная выручка, тыс. руб.

СПК «Лесной» Исилькульского района

Зерно

Молоко

Мясо скота

2500

6400

100000

3200

7200

115500

350

26

14

2850

7413

112000

122,5

26,3

168

СПК «Соловьевский» Полтавского района

Зерно

Молоко

Мясо скота

2700

6000

109000

3200

7200

115500

380

10,5

8,5

2890

7348

114050

72,2

14,2

42,9

КФХ «Горячий ключ» Омского района

Зерно

2650

3200

240

2950

72,0

ЗАО «Соляное»

Черлакского района

Зерно

Молоко

Мясо скота

2730

6100

110000

3200

7200

115500

350

18,5

10,5

3050

6948

118580

112,0

15,7

90,1

ЗАО «Богодуховское» Павлоградского района

Зерно

Молоко

Мясо скота

2500

6300

107500

3200

7200

115500

390

17,5

12,0

2840

7200

114480

132,6

15,8

83,7

* Подтверждено документами хозяйствующих субъектов.

Проведенные на основе имеющейся рыночной информации мероприятия позволили обследованной нами группе предприятий получить дополнительную выручку 7,4–10,7% общего объема продаж. Этот прирост обеспечен путем перераспределения необоснованно высоких доходов посредников, которые ранее получали дополнительную выручку за счет асимметрии рыночной информации. Для определения эффекта от предлагаемых мероприятий нами на основе проведенных исследований определен уровень трансакционных издержек на аграрном рынке региона в размере от 20 до 30% в зависимости от объемов производства. При использовании минимального значения (20%) в денежном выражении от издержек сельскохозяйственных организаций, включаемых в годовой отчет министерства сельского хозяйства Омской области, данный показатель составит 1924 млн руб.

Полученные в результате проведенного эксперимента результаты позволяют предложить методологические подходы к определению эффективности создания и функционирования создаваемых информационных систем на рынке аграрной продукции. При определении критериев, по которым оценивается эффективность, можно выделить несколько показателей. Прежде всего, деятельность на аграрном рынке связана с возможностью покупки на одном рынке продукции по низкой цене и продажи на другом по более высокой, так называемым арбитражированием.Это рассматривается как благоприятная возможность для получения прибыли. Однако при асимметрии информации возникает ситуация, когда часть участников рынка обладает информацией, которой не располагают другие. Такое положение существовало ранее, когда не собиралась, не анализировалась и не распространялась информация о рынке. Как продавец, так и покупатель не имели возможности сделать обоснованный выбор где, когда, по какой цене купить или продать товар. В таких условиях наблюдается большой разрыв в величине цен по видам аграрной продукции на рынках региона.

В начале проведения эксперимента цены на основную сельскохозяйственную продукцию колебались в пределах районов Омской области в 1,7–2,1 раза. В 2009 г. разница в ценах на аграрную продукцию увеличилась, что связано в основном с кризисной ситуацией на рынке и значительным темпом инфляции. При этом колебания в ценах в 2003–2009 гг. не превышали 20–25%. Таким образом, арбитражирование как способ регулирования рынка выполняет свою роль при наличии информации.

Арбитражирование не вызывает хаотичного движения цен и заставляет их двигаться в направлении равновесия. Следовательно, важным и основным видом эффекта информационных систем является создание условий для сбалансирования рынка и обеспечение возможности для его субъектов делать выбор по поводу купли-продажи товаров.

Другим важным видом эффекта деятельности службы рыночной информации в регионе является создание условий для сбалансирования цен на сельскохозяйственную продукцию, продукцию и услуги других отраслей, т. е. появляется инструмент воздействия на механизм паритета цен. Это воздействие осуществляется за счет создания предпосылок для осуществления экономических выборов, которые делают субъекты рынка. Кроме того, мониторинг цен на различные виды продукции по каналам продаж позволяет, накапливая информацию, выявлять закономерности в динамике с целью прогнозирования.