11 Научный, научно-технический и инновационный потенциал рб.
Научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных).
Научно-технический потенциал – это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.
Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.
В Беларуси научно-техническая деятельность оказалась в особо сложных условиях, поскольку она была широко вовлечена в общесоюзное разделение труда, а 75 % общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продолжалась до 2002 г., когда его значение составило 0,73 %, т. е. значительно ниже критического. В 2003 г. снижение прекратилось, но значение показателя осталось прежним. С 1990 численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси сократилась в 3,4 раза, т. е. практически ежегодно этот показатель уменьшается на 500-700 человек, тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3-5 % в год. В настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США - 52, Израиле - 38. России - 32, ФРГ - 29, Франции - 26, Южной Корее - 24. За этот же период в три с лишним раза сократились объемы работ, выполненных научными организациями Беларуси, существенно замедлилось обновление материально-технической базы науки, значительная часть которой морально и физически устарела (60 % основных фондов). Особенно большой спад наблюдался в 1991—1996 гг. Однако благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в техническом отношении государств.
Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативные правовые акты в этой сфере.
Наряду с созданием законодательной базы в стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).
В республике 295 организаций и предприятий выполняют НИОКР, и них задействовано около 30 тыс. работников. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 72 % организаций, 82 % работников и 85 % внутренних текущих затрат на науку.
Традиционно научные организации делятся на три основные сферы, представляющие относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку.
Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 92 научные организации и свыше 11 тыс. работников.
Вузовская наука представлена 34 университетами и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности – 57 организаций и свыше 8 тыс. работников. В секторном и региональном разрезах, структура научно-технического потенциала выглядит следующим образом: из 295 организаций в государственном секторе работали 122, предпринимательском - 122, секторе высшего образования - 51. Наибольшее число организаций расположено в г. Минске - 184 (62 %). По областям они распределены так: Брестская область - 16, Витебская - 26, Гомельская - 27, Гродненская - 11, Минская - 15, Могилевская область - 16 организаций.
Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки. В последние несколько лет преобладающие позиции занимают технические науки – 50-65 % затрат. Затем идут естественные науки - свыше 20 %, сельскохозяйственные - свыше 6, общественные - свыше 5, медицинские - около 5 и гуманитарные науки - менее 2 %. Такие же пропорции имеют место и по количеству проводимых в них исследований.
Исследователи и разработчики – важнейшая составляющая научно-технического потенциала. В Беларуси работают 783 доктора наук и 3431 кандидат наук. Большинство из них заняты в технических и естественных науках. Снижение этих показателей в последние годы – тревожная тенденция.
Не менее серьезными проблемами в формировании кадрового состава науки является нарушение рационального соотношения возрастных категорий работников, занятых НИОКР. С 1993 по 2003 г. доля исследователей в возрасте 31-39 лет уменьшилась вдвое, а в возрасте 60 лет и старше – возросла в 4,5 раза.
В последние годы доля средств республиканского бюджета в общем объеме финансирования науки составляет от 40 до 50 %, а в общих расходах республиканского бюджета - 2,0 % . И если в фактически действовавших ценах расходы бюджета на науку растут, то в постоянных ценах они снижаются.
- 2. Предпосылки становления и развития нац. Эк.
- 3. Характерные черты и условия функционирования нац эк-ки
- 4. Система национального счетоводства. Основные макроэк-кие показатели
- 5. Главные макроэкономические пропорции
- 6. Типы национальных хозяйственных систем
- 7. Макроэк. И микроэк. Системы национальной эк-ки
- 8. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.
- 9. Территория и природные ресурсы рб.
- 10.Демографический и трудовой потенциалы рб
- 11 Научный, научно-технический и инновационный потенциал рб.
- 12. Информационно-технологический потенциал.
- 13. Производственный потенцинал.
- 14. Инвестиционный потенциал.
- 15. Внешнеэкономический потенциал.
- 16. Экологический потенциал.
- 17. Экономический рост: понятие, виды.
- 18. Внутренние и внешние факторы экономического роста.
- 19. Индикаторы и динамика устойчивого экономического роста.
- 20. Моделирование экономического роста
- 21. Отраслевая структура национальной экономики.
- 22. Помышленный комплекс
- 23. Агропромыщленный комплекс.
- 24. Строительный комплекс.
- 25. Транспорт и связь
- 26. Комплекс социально-культурных отраслей.
- 28. Региональные социально-экономические комплексы.
- 29. Переход к рыночной экономике: задачи, промежуточные итоги.
- 30. Перспективная модель национальной экономики рб.
- 31. Формирование и развитие институтов рынка.
- 32. Проблемы развития предпринимательства.
- 33. Цели и функции гос. Регулирования экономики. Структура гос управления.
- 34. Система планировании и прогнозирования нац эк-ки.
- 35. Денежная система и денежно-кредитная политика.
- 36. Финансово-бюджетная и налоговая система нэ.
- 37. Валютная система и валютный контроль в нэ рб.
- 38. Социальный императив гос регулирования эк. Развития
- 39. Понятия и факоторы международной экономической интеграции. Формы интеграции.
- 40. Интеграционные процессы в снг.
- 42. Внешнеэкономическая связь Беларуси.
- 43. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности
- 44. Важнейшие индикаторы экономической безопасности.
- 45. Финансовая безопасность.
- 46. Производственная безопасность.
- 48. Внешнеэкономическая безопасность.
- 47. Энергетическая безопасность.
- 49. Продовольственная безопасность.
- 50. Социальная безопасность