logo
Нац эк-ка

15. Внешнеэкономический потенциал.

Внешнеэкономический потенциал страны определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза их за границу.

Важнейшими экономическими показателями, определяющими внешнеэкономический потенциал страны, являются: объем производства ВВП, в том числе надушу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров.

Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет важное значение, так как по мировым масштабам она является небольшой европейской страной с открытой экономикой, в которой доля экспорта составляет около 2/3 валового внутреннего продукта.

По объему производства ВВП по паритету покупательной способности в долларах США Беларусь занимает четвертое место среди стран СНГ (после России, Украины и Казахстана) и 25-е среди 46 европейских государств.

Занимая в мире по территории 0,15 % , по численности населения 0,17 %, Беларусь производит значительные по удельному весу объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции: тракторы - 8 %, минеральные удобрения — 3, в том числе калийные — 14; химические волокна и нити - 1,3; холодильники и морозильники - 1,2; масло животное - 0,9 %. Доля Беларуси в мировом производстве важнейших видов сельскохозяйственной продукции составляет: льноволокно - 6,4 % ; картофель — 2,8; молоко - 0,9; мясо в убойном весе — 0,3; сахарная свекла — 0,6 % .

По удельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП Республика Беларусь занимает первое место среди стран СНГ, а по производству ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) уступает только Российской Федерации и Казахстану.

Если по производству ВВП на душу населения Республика Беларусь уступает всем странам Евросоюза, то по удельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП она значительно превосходит большинство из них, кроме Бельгии, Ирландии, Словакии, Эстонии, Люксембурга и Мальты.

Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Республики Беларусь это, прежде всего:

• выгодное экономико-географическое положение;

• развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;

• многоотраслевой промышленный комплекс;

• созданный научный и инновационный потенциал;

• достаточно мощная строительная база;

• значительные лесные и водные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);

• высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов;

• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Основу внешнеэкономического потенциала Беларуси создает промышленность и прежде всего те ее отрасли, продукция которых занимает наибольший удельный вес в экспорте товаров.

В товарной структуре экспорта Беларуси наибольший удельный вес имеет продукция машиностроения, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, легкой, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов.

На долю продукции машиностроительного комплекса приходится около четверти всего белорусского экспорта. Внешнеэкономический потенциал здесь определяют крупнейшие предприятия по производству грузовых автомобилей, тракторов, металлообрабатывающих станков, сельскохозяйственных машин, холодильников и морозильников, велосипедов, мотоциклов и др. Отечественные предприятия обладают определенными конкурентными преимуществами, использование которых позволяет менять специализацию в международном разделении труда и повышать эффективность внешнеэкономической деятельности. Только за годы государственного суверенитета в Беларуси освоено производство автобусов, троллейбусов, трамваев, зерноуборочных комбайнов и других видов техники, имеющих спрос не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Значительным внешнеторговым потенциалом располагают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность, а также агропромышленный комплекс страны. В последние годы внешнеэкономический потенциал Беларуси укрепляется за счет экспорта услуг, доля которых в общем объеме экспорта товаров и услуг увеличилась до 13 %.

Пользуясь своим географическим положением, Беларусь ежегодно получает солидные «дивиденды» за счет предоставления транспортных услуг, на долю которых приходится свыше половины экспорта всех видов услуг Существенно увеличивается экспорт услуг по статье «поездки», которые в платежном балансе выделяются как расходы на деловые и личные поездки. Деловые поездки представляют собой расходы по служебным командировкам, поездкам обслуживающего персонала и расходы граждан, приехавших с целью временного трудоустройства. Личные поездки включают затраты на туристические, личные и транзитные поездки. Ускоренными темпами растет также экспорт компьютерных и информационных услуг, хотя их абсолютный объем невелик (0,9 % общего объема экспорта услуг). В экспорте практически отсутствуют такие доходные в развитых странах услуги, как аудит, консалтинг, лизинг, маркетинг, страхование и др. Несмотря на значительный абсолютный рост, снижается доля экспорта деловых услуг, включая бухгалтерские, юридические, научно-исследовательские и др. В целом услуги обеспечивают порядка 20 % поступлений выручки от белорусского экспорта в иностранной валюте, что оказывает существенное влияние на укрепление платежного баланса страны.

Беларусь имеет значительные резервы для увеличения экспорта услуг, особенно туристических, поскольку располагает богатым природным и историко-культурным потенциалом для развития международного туризма.

Внешнеэкономический потенциал страны не ограничивается оценкой возможности экспорта и импорта товаров и услуг, а включает также валютно-финансовые и кредитные отношения, инвестиции, туристический обмен, международную миграцию населения и т. д.