46. Производственная безопасность.
Жизненно важными интересами в производственной сфере являются, прежде всего: - высокая конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках; - рост объемов выпуска продукции и ритмичность производства;
- высокий уровень технологии и качества продукции, рентабель¬ность производства;
- обеспеченность производства ресурсами;
- перераспределение ресурсов от малоэффективных и неэффектив¬ных производств к производствам, где эти ресурсы используются с большей эффективностью;
- соответствие структуры выпускаемой продукции спросу.
Вопросы развития сельского хозяйства и продовольственного обеспечения являются приоритетными не только для республики, но и для международного сообщества. Реализации ос¬новных жизненно важных интересов в сфере обеспечения продовольст¬венной безопасности Республики Беларусь придается в современных ус¬ловиях особое значение.
Такими интересами являются:
- максимальное обеспечение собственными продовольственными товарами населения республики;
- определение и достижение оптимальных квот производства сельхозпродукции с другими государствами.
- эквивалентность обмена с другими отраслями народного хозяйства республики,
- снижение энерго- и материалоемкости сельскохозяйственного производства; - повышение технологического уровня производства продовольственных товаров; - преобразование земельных отношений на принципах развития разнообразных форм собственности; - развитие современной рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса; - структурная перестройка АПК с целью повышения его эффективности и производства высококачественной и конкурентоспособной продукции; - сохранение существующих и восстановление утраченных сельскохозяйственных земель; - значительный рост государственных и частных инвестиций в АПК для перехода к цивилизованным рыночным отношениям.
Жизненно важные финансовые интересы Республики Беларусь на макроуровне подразделяются на две крупные взаимосвязанные между собой группы: внутригосударственные и внешние интересы.
Внутригосударственные интересы включают: - умеренные и стабильные темпы инфляции; - стабильность денежно-кредитной системы; - стабильность бюджетно-налоговой системы; - стабильность обменного курса национальной денежной единицы по отношению к конвертируемым валютам;- ориентацию финансовой инфраструктуры на обслуживание про¬изводственного сектора.
Внешние интересы в области финансовой деятельности государст¬ва обусловлены высокой степенью открытости экономики республики (размеры внешнеторгового оборота сопоставимы с объемом ВВП) и за¬ключаются в необходимости обеспечения эффективного участия в меж¬дународном разделении труда. К ним относятся:
- сокращение внешней задолженности страны;
- достижение конвертируемости белорусского рубля на мировом финансовом рынке;
- повышение доверия международных финансовых организаций к экономике республики в части инвестиционных и финансовых рисков, обеспечивающего отсутствие дискриминации и равнодоступность к ме¬ждународным кредитным ресурсам;
- поддержание эффективного уровня обменного курса белорусско¬го рубля, стимулирующего отечественных производителей-экспортеров;
- рост валютных активов банковской системы.
Государственная социальная политика направлена на реализацию следующих интересов населения страны: - поддержание рациональной занятости населения при среднем уровне безработицы, не превышающем 5-6%; - предоставление возможности всем трудоспособным зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; стр.197-198 - четкое определение круга лиц, нуждающихся в государственных социальных гарантиях, и разграничение в связи с этим социального страхования и социальной помощи, что будет способствовать уменьшению иждивенческих настроений в обществе; - разработка и осуществление социальных программ, охватываю¬щих определенные категории населения; - введение нового механизма финансирования социальной сферы.
Жизненно важные интересы Республики Беларусь в инфраструктурной сфере включают:
- повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса;
- опережающее развитие инфраструктуры по сравнению с обслуживаемыми ею сферами и отраслями экономической системы республики;
- значительное снижение материалоемкости функционирования инфраструктуры;
- совершенствование структуры инфраструктурного комплекса — опережающее развитие рыночной инфраструктуры, а также транспорта и связи, учитывая открытый характер экономики и географическое по¬ложение Беларуси;
- создание дополнительных резервов мощностей инфраструктур¬ного комплекса.
- 2. Предпосылки становления и развития нац. Эк.
- 3. Характерные черты и условия функционирования нац эк-ки
- 4. Система национального счетоводства. Основные макроэк-кие показатели
- 5. Главные макроэкономические пропорции
- 6. Типы национальных хозяйственных систем
- 7. Макроэк. И микроэк. Системы национальной эк-ки
- 8. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.
- 9. Территория и природные ресурсы рб.
- 10.Демографический и трудовой потенциалы рб
- 11 Научный, научно-технический и инновационный потенциал рб.
- 12. Информационно-технологический потенциал.
- 13. Производственный потенцинал.
- 14. Инвестиционный потенциал.
- 15. Внешнеэкономический потенциал.
- 16. Экологический потенциал.
- 17. Экономический рост: понятие, виды.
- 18. Внутренние и внешние факторы экономического роста.
- 19. Индикаторы и динамика устойчивого экономического роста.
- 20. Моделирование экономического роста
- 21. Отраслевая структура национальной экономики.
- 22. Помышленный комплекс
- 23. Агропромыщленный комплекс.
- 24. Строительный комплекс.
- 25. Транспорт и связь
- 26. Комплекс социально-культурных отраслей.
- 28. Региональные социально-экономические комплексы.
- 29. Переход к рыночной экономике: задачи, промежуточные итоги.
- 30. Перспективная модель национальной экономики рб.
- 31. Формирование и развитие институтов рынка.
- 32. Проблемы развития предпринимательства.
- 33. Цели и функции гос. Регулирования экономики. Структура гос управления.
- 34. Система планировании и прогнозирования нац эк-ки.
- 35. Денежная система и денежно-кредитная политика.
- 36. Финансово-бюджетная и налоговая система нэ.
- 37. Валютная система и валютный контроль в нэ рб.
- 38. Социальный императив гос регулирования эк. Развития
- 39. Понятия и факоторы международной экономической интеграции. Формы интеграции.
- 40. Интеграционные процессы в снг.
- 42. Внешнеэкономическая связь Беларуси.
- 43. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности
- 44. Важнейшие индикаторы экономической безопасности.
- 45. Финансовая безопасность.
- 46. Производственная безопасность.
- 48. Внешнеэкономическая безопасность.
- 47. Энергетическая безопасность.
- 49. Продовольственная безопасность.
- 50. Социальная безопасность