logo search
Шпоры по Нац

43. Культура и искусство. Физ.Культ., спорт, в рб

В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой самостоятельную динамично развивающуюся отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Основными показателями состояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.Физическая культура как социальный институт включает следующие формы: базовую, спортивную, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную, рекреационную. Существуют три основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений. Культурный уровень граждан в большой степени обусловливает экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуры.Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Многообразие видов культурной деятельности можно разделить на группы:

• художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);

• культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);

• клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);

• массовое создание и распространение культурных благ — индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).

Государственное регулирование и управление культурной деятельностью осуществляют различные государственные структуры. Ведущее звено в системе управления культурой занимает Министерство культуры Республики Беларусь.

Государственные органы осуществляют регулирование и управление в отрасли «Культура» по следующим основным направлениям:

• формирование и реализация государственной политики в отрасли;

• разработка и утверждение государственных программ сохранения и развития культуры, обеспечение их выполнения;

• определение и периодический пересмотр государственных минимальных социальных стандартов в отрасли;

• создание государственных организаций культуры и руководство их деятельностью;

• планирование, проектирование и строительство объектов культурной инфраструктуры;

• стимулирование деятельности в области культуры путем предоставления гарантий субъектам творческой деятельности, льгот некоммерческим организациям культуры, а также физическим и юридическим лицам, осуществляющим благотворительную и спонсорскую деятельность.

44. Социально-потребительский комплекс НЭ РБ: страхование , ЖКХ и бытовое обслуживание. Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство, страхование Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования осуществляется доведение до населения товаров и услуг. Управление отраслью торговли осущ. Министерство торговли РБ. Деят-ть торговли и общественного пи­тания регулируется Законом РБ «О торговле». Число магазинов в розничной торговле значительно расши­рилось однако сокращается сеть магазинов пот­ребительской кооперации на селе. Торговля как самостоятельная отрасль национальной экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоят-но реализовывать произведенные товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Общественное питание - вид торговли, вклю­чающий пр-во, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Управление отраслью осущест­вляет Мин. торговли РБ. Общественно организованное питание в детских дошкольных учреждениях, больницах, санаториях, организуемое за счет общественных фондов потребления бесплатно или на льготных условиях, выполняет часть общей задачи этих учреждений: воспитание детей, восстановление и поддержание на должном уровне здоровья населения, организацию его культурного отдыха. Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы насе­ления на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хоз. обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового об­служивания населения приходится 15 % общего объема предо­ставляемых платных услуг. Систему управления бытовым обслуживанием образуют «Белбыт. В Беларуси постоянно ощущается недостаточность предприятий бытового обслуживания, особенно С/х местности.Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту бытовой техники, личного автотранспорта, мебели, услуг парикмахерских, прачечных, химчисток.. ЖКХ вкл.: жилищное хозяйство; гости­ничное хозяйство; коммунальное, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и по­мещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйс­тва, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию). Управление отраслью осуществляет Министерство ЖКХ РБ. Страховой рынок РБ начал свое развитие с начала девяностых. В зависимости от того, кто является инициатором возникновения страховых отношений, страхование подразделяется на обязательное и добровольное. Обязательное страхование устанавливается законами, добровольное предполагает, что инициатива заключения договора страхования исходит от страхователя. В РБ в настоящее время внедряются многие из известных в мировой практике отрасли, формы и виды страхования. Страхование в республике играет важную роль в создании гарантированной среды для функционирования предприятий, жизни населения. Крупнейшая страховая организация - "Белгосстрах", - по величине финансового результата удерживает первое место.

45.Региональные социально-экономические комплексы. Региональная структура нац.экономики. Факторы и тенденции развития регионов Беларуси В нац. экономике наряду с комплексами производственной и социальной сфер выдел-ся региональные соц-эк комплексы, формирование которых обусловлено совокупностью прир-х и соц-эк условий и факторов для развития производительных сил опред-х территорий. Региональный соц-эк комплекс — сложная динамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу для формирования внутриреспубликанских регионов. Как соц-эк система регион предст. собой часть территории, на кот. создан и развивается относит-но самост-ный хоз. комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной т. зрения отд-й регион не явл-ся замкнутой системой. Он тесно связан с др. регионами в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Регион-часть территории со специфич природн,истор,демограф условиями Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:как территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей система внутриреспубликанских регионов с их внутренней структурой экономики

Основой рег стр-ры является размещение производства. В регионе соединены различные отрасли хозяйства. Эффективная структура экономики региона формир-ся на основе рац исп-я всего комплекса местных прир и соц-эк ресурсов. Прир, эк, соц, и др особ-ти производств д-ти на опр территории оказ влияние на стр-ру, масштабы развития х-ва в общем. Состояние, факторы и тенденции развития регионов Перед регионом ставятся задачи взаимоувязки развития отраслей, производств и соц инфраструктур, согласования эк и соц развития,комплексного решения проблем. Но пробема в том, что рег стр-ра инертна(плохо перестраивается).Территория каждого региона может рассматриваться как условие и фактор размещеия произв сил, определяющие эфф-ть создания и функц-я производств.Факторы:минерально-сыревые,водные, лесные, трудовые и т.д. С целью обеспечения устойч развития страны регион политика г-ва д.б. напрвл на создание в кажд регионе ресурсофинансового потенциала, достаточного для решения осн задач соц-эк развития;рац исп-е соц-эк и эколог потенциалов,исп-е преимуществ территор раздел-я труда, а т.ж. сокращение разрыва в уровне и качестве жизни городов и сел. Факторы повыш-я конкуретоспособности регионов:Выгодное геогр пол-е, выс Ур разв-я производств и инновац потенц, наличие историко-культ среды. Для соверш-ния соц-экон системы отд регионов страны необходимо: • обеспечить рациональную специализацию хозяйства каждого региона; • стимулировать развитие предприятий и отдельных производств, функционирование которых способствует большей сбалансированности хозяйства территории, формированию и развитию региональных рынков — трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.; • повысить уровень обеспеченности областей потребительскими товарами; • снизить эколог. нагрузку в крупных индустр. центрах; • ускорить развитие отраслей социальной сферы, прежде всего в регионах, где уровень ее обеспечения ниже среднересп., учитывая демографическую структуру населения и специфику системы расселения.

46 Переходная экономика, хар-ка и модели развития. Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, существенности различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену. Переходный период включает три этапа: • первый — деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике; • второй — становление нового экономического порядка, Целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка; • третий — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям. Таким образом, под переходными следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, которые обусловлены изменениями экономического, государственного и общественного порядков. Необходимость реформирования экономики бывших стран социализма обусловлена неэффективностью функционирования данной системы, которая опре­делена следующими предпосылками:

- отсутствие гибкости, неспособности данной системы к быстрой реакции на изменения;

- формальное существование товарно-денежных отноше­ний и невозможность проявления в связи с этим преимуществ конкуренции;

- подавление хозяйственной инициативы директивным планированием низким уровнем производительности;

- неспособностью эффективно реализовать научные до­стижения. Основными факторами переходного периода являются следующие:

- экономические (устаревшие, тормозящие экономическое развитие производственные отношения);

- технико-экономические (моральный и материальный из­нос производственного потенциала, требующий перехода на новую научно-техническую ступень);

- организационно-управленческие (кризис управления);

- мотивационные (исчерпание мотивационного потенциа­ла действующей системы);

- социальные (падение уровня жизни, конфликтность об­щества);

- внешние (сдерживающие или разрушительные воздейс­твия внешних условий).