logo search
Микроэкономика

Менеджмент в системе микроэкономического регулирования развития фирмы: понятие, функции и уровни

Деятельность предприятия невозможна без внутрифирменного управления. Управление в экономике было всегда, при всех экономических системах. Но при рыночной системе появляется необходимость в специальном управлении предприятиями. Это связано,

"Отцом", основоположником науки управления считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор. "Тейлор - это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину" - скажет позже не менее известный исследователь управления П. Друкер. Сам же Тейлор представлял управление как "искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом". Его разработки стали краеугольным камнем современного управления, которое принимает форму менеджмента. Он представляет собой совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством фирмы.

Опираясь на исследования известного американского теоретика менеджмента Питера Друкера, можно заключить, что менеджмент - это такой механизм регулирования, который превращает неорганизованную толпу людей в целенаправленную организацию, эффективно решающую свои задачи.

Цель менеджментадостижение наивысшей эффективности деятельности фирмы, увеличение прибыли и повышение качества продукции при постоянном расширении и обновлении ее ассортимента. Объектами менеджмента являются:

В основе менеджмента лежат следующие принципы:

Сущность менеджмента раскрывается в его функциях. Функции - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами. Рассмотрим основные функции менеджмента.

1) Целеполагание и постановка цели выработка стратегических и текущих целей функционирования и развития производства фирмы. Цель — это желаемый результат, который стремится достичь фирма. Общей целью любой фирмы является производство товаров и услуг для получения максимальной прибыли. Эта общая цель конкретизируется в наборе более конкретных целей в зависимости от направления деятельности фирмы. Каждое подразделение фирмы имеет свою цель, производную от целей фирмы. Целеполагание и постановка цели чаще всего на практике воплощается в разработке стратегии фирмы.

Разработка стратегии фирмы предполагает определение миссии фирмы, на основе которой выдвигаются долго- и краткосрочные цели фирмы. Миссией фирмы является выраженный в краткой форме лозунг, который отличает данную фирму от других, создает у потребителей, поставщиков и посредников имидж, способствующий активизации работников фирмы, вызывающий преданность фирме, патриотизм.

Долгосрочными целями может быть получение стабильной прибыли, выход на новый рынок, реорганизация фирмы, создание нового продукта и др. Для их реализации анализируются возможности фирмы во внешней среде, позиции конкурентов, динамика рынка. В современных крупных фирмах такой анализ осуществляют маркетинговые, финансовые, учетные, научно-исследовательские службы и подразделения. После предварительного анализа исходя из миссии и долгосрочной цели фирма определяет свою стратегию.

Стратегию фирмы нельзя отождествлять с планом, т.е. документом, однозначно определяющим перспективы развития предприятия и устанавливающим детальные задания на перспективу. Ее можно сравнить с дорогой муравья, пересекающего открытый всем ветрам берег. Здесь нет четкого прямолинейного движения, зато есть чувство направления, ориентация на определенную цель и приспособление к сложному рельефу берега, учитывающее движение этой цели.

Цель стратегии фирмы состоит в том, чтобы добиться долгосрочных преимуществ, которые обеспечат компании высокую рентабельность.

Различают деловую, портфельную и функциональную стратегию.

При этом под деловой стратегией понимается совокупность главных мер и средств, которые способны обеспечить достижение крупной долгосрочной цели.

Портфельная стратегия - это общая стратегия объединения предприятий с учетом их ресурсов и особенностей каждого из предприятий.

А функциональная стратегия создается для функциональных подразделений данного предприятия или фирмы.

Выработка стратегии — индивидуальное дело фирмы. Здесь не существует готовых рецептов. Тем не менее считается, что мелкие универсальные предприятия («коммутанты»), связывающие экономику в единое целое, должны постоянно осуществлять поиск новых общественных потребностей и приспосабливаться к ним. Такие предприятия обладают маневренностью при конкуренции с другими компаниями, что является их преимуществом.

Специализированные мелкие и средние предприятия («патиенты») должны сосредоточивать свои усилия на производстве продукции, пользующейся ограниченным спросом. Они хорошо приспосабливаются к определенным сегментам рынка.

Стратегией крупных компаний («виолентов») является ориентация на самые типичные и распространенные потребности экономики, т.е. на производство продукции, пользующейся устойчивым спросом. Характер стратегии «виолентов» объясняется отсутствием гибкости и трудностью приспособления к особым сегментам рынка.

Наконец, стратегию компаний-первопроходцев («эксплерентов»), которые являются пионерами в новых областях науки и техники, характеризуют постоянный поиск и открытие принципиально новых товаров и рынков.

2) Планирование выработка направлений, путей, средств реализации целей деятельности фирмы. В соответствии с законом о предприятиях в Республике Беларусь предприятие самостоятельно планирует свою деятельность исходя из спроса на производимую продукцию. Основу планов составляют договора, заключаемые с потребителями продукции, работ, услуг и поставщиками ресурсов.

При планировании работы фирмы используются следующие принципы:

3) Организация. Эта функция представляет собой определенную совокупность управленческой деятельности, целью которой является установление взаимоотношений между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей предприятия. Применительно к управлению функция "организация" представляет собой процесс:

4) Функция "координирование". После осуществления функции "организация" могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. Тогда необходимо уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными, эффективными. Такая "тонкая настройка" системы, т.е. управленческая работа, получила название функции координирования совместной деятельности. Координация - согласованность частей системы путем установления между ними гармоничных связей осуществляется на основе рациональности, четкости взаимодействия исполнителей, оперативности и надежности.

5) Функция "регулирование" – это выполнение текущих мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется эта функция в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности. Кроме этого, фундаментальной задачей этой функции является поддержание необходимого соответствия между всеми элементами системы, согласно ее целям. Причем, регулирование должно носить прогностический характер, т.е. обеспечить предвидение возможных состояний и условий функционирования управляемых объектов.

6) Функция "мотивации трудовой активности". Мотив, на основе которого реализуется мотивация - это то звено в системе регуляторов человеческой деятельности (рис. 9.1.), которое в качестве собственного внутреннего побудителя непосредственно предшествует трудовым действиям субъекта (работника).

История выработала целый ряд механизмов мотивации, основными из которых следует назвать:

На разных этапах истории и экономического развития превалируют то те, то другие механизмы и системы мотивации. Так, долгое время основными были генетическая и материальная мотивация труда. С развитием же рыночного типа экономики, наряду с материальным, важное значение приобрели хозяйский и конкурентный механизмы мотивации.

В конце XX века изменилось место и роль человека в производстве, которое стало основываться на открытиях новой научно-технической революции. Когда на смену массовому шаблонному производству пришла его гибкость и индивидуализации, то востребовались индивидуальные творческие способности работников. Старая мотивация труда все больше теряла свою действенность. Стала складываться новая мотивация трудовой активности. Учитывая объективные изменения в производстве, она впитывала в себя необходимость использовать такие внутренние мотивы человека, как удовлетворенность содержанием деятельности и ее результативностью; стремление к устойчивой занятости; стремление к общению в сфере производственной деятельности. Эти и другие мотивы вошли важными составляющими в новую тенденцию мотивации, соответствующую новому этапу общественного производства (рис. 9.2.).

7) Функция - контроль. Современный контроль в управлении - это процесс установки определенных стандартов, сопоставления с ними фактических результатов и проведения необходимых корректировок там и тогда, где возникают проблемы при выполнении поставленных задач.

Контроль различается как предварительный, текущий и заключительный. Но их цель по сути одна и та же - приближать фактически получаемые результаты к поставленной задаче.

Контроль является эффективным при следующих условиях: он должен быть стратегическим (нацеленным на стратегические цели) , экономичным, своевременным, гибким, простым и понятным. Важно, чтобы при контроле средство не становилось целью. Это значит, что главное в контроле - не сопоставление фактических достижений со стандартами (это - средство), а использование этой информации для наилучшего достижения целей предприятия.

Управление осуществляется по-разному на разных своих уровнях: общем, функциональном и операционном.

Под общим менеджментом понимают уровень управления организацией в целом, обеспечивающий выполнение ею своей миссии и получение максимума прибыли. Общее управление разрабатывает общую стратегию и контролирует ее выполнение в целом.

Функциональный менеджмент - это уровень управления отдельными подсистемами предприятия: производственной, финансовой, информационной, персоналом и т.д. При этом у каждой функции, а, следовательно, и у функционального менеджмента - свои частные, особенные цели и задачи управления. Например, финансовый менеджмент нацелен на наибольшую отдачу от инвестиций, на достижение высоких финансовых показателей деятельности предприятия, прежде всего прибыльности и ликвидности (способности выполнять свои финансовые обязательства).

Операционный менеджмент - уровень управления непосредственно производственным процессом, обеспечивающий выпуск нужного количества продукции и должного качества. На этом уровне решаются такие задачи, как рост производительности труда, снижение издержек производства, повышение качества производимых изделий (рис. 9.3.).

Вместе с тем, различают еще и такие три уровня управления. Первый - институциональный уровень управления. Его реализует высшее звено управленцев - менеджеров, которые институционально регулируют деятельность данного предприятия в целом. Средний уровень управления осуществляет среднее звено менеджеров (например, начальники цехов на предприятии). Низший уровень управления (его иногда называют "технический") - руководители низшего звена (на производстве - это мастера, бригадиры). Для успеха дела очень важно четкое взаимодействие всех трех уровней и отсутствие дублирования.

Известны три классические модели руководства. Во-первых, автократическое руководство, в основе которого происходит навязывание своей власти другим в форме приказов, распоряжений т.п. Во-вторых, демократичное руководство, которое использует механизмы воздействия, связанные с соучастием других в принятии решений. В-третьих, либеральное руководство, отличающееся большой свободой исполнителей.

Мировая экономика выявила особые условия, необходимые для эффективного руководства в современном производстве. Главными из них являются:

Следует отметить, что интенсивный тип экономического роста, утверждающийся в современной мировой экономике, приводит к тому, что инновационная деятельность становится важнейшим фактором успеха. Это меняет и стратегии менеджерской деятельности. Различают следующие современные стратегии:

1. Традиционная. Фирма с помощью существующих факторов производства стремится только к повышению качества создаваемых товаров. При такой стратегии есть опасность в будущем отстать в технико-технологическом отношении;

2. Оппортунистическая. Фирма занимается таким продуктом, который не требует больших затрат на исследования, но который дает ей на рынке свою "нишу";

3. Имитационная. Новые технологии не изобретаются, а покупаются (приобретаются лицензии). Это успешная стратегия. Но адаптация купленного изобретения требует целого комплекса специальных мер и средств и прежде всего новой специальной квалификации работников;

4. Оборонительная. Исследования и разработки в технико-технологической области фирма ведет для того, чтобы не отстать. Затраты при такой постановке дел не очень большие, но и риск отстать устраняется не полностью;

5. Наступательная. Инновационный процесс в фирме нацелен на то, чтобы она была первой в своей сфере. Эта стратегия основывается не на отдельной инновации, а на их комплексе, обеспечивающим долгосрочный успех. Такая стратегия требует сложной управленческой деятельности. Но именно она наиболее адекватна современной научно-технической революции. Как раз в это время наиболее часты так называемые "технологические разрывы" - периоды наступления технологической границы (предела) и необходимого перехода от одной технологии к другой, качественно новой. В таких условиях серьезная угроза встает даже перед крупными и процветающими фирмами. Поэтому только наступательная стратегия менеджмента, хоть она сложна и трудна, может обеспечить фирме долговременный успех.

Следует отметить, что новые стратегии менеджмента требуют нового типа управления трудом. Этот тип называют инновационным. Инновационное управления трудом ориентируется на высококвалифицированных работников, на их творческие способности. Оно направлено на получение инновационного эффекта, на высокую творческую отдачу персонала, адекватное вознаграждение и признание.

В управлении используется три основные группы методов: административные, экономические и социально-психологические. Притом в рыночной экономике главными являются экономические методы, которые представляют собой совокупность способов рационального использования экономических рычагов с целью решения определенных экономических задач.

Сложность и многообразие задач, стоящих конкретно перед разными предприятиями, фирмами и корпорациями, естественно, предопределяют разнообразие экономических методов управления. Но все они так или иначе реализуются через механизм экономического регулирования. Механизмом экономического регулирования можно считать совокупность специфических рычагов, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект путем создания экономических условий, которые предопределяют необходимое функционирование объекта и те или иные изменения его поведения.

Основная специфическая особенность экономических методов управления в отличие от других состоит в том, что они воздействуют косвенно, через экономические условия и отношения, через их изменения. Учитывая эту особенность, к экономическим методам можно отнести:

  1. коммерческий и хозяйственный расчет;

  2. прогнозирование и планирование;

  3. ценообразование;

  4. финансирование;

  5. кредитование;

  6. стимулирование и дестимулирование;

  7. экономическое нормирование.

Административные методы управления - система рычагов и способов воздействия на поведение исполнителей на основе приказов, распоряжений, директив и т.п. Особенность административного управления состоит в том, что оно нацелено прежде всего на исполнительность работников, четкость выполнения вышестоящих распоряжений, а не на инициативу у работников.

Социально-психологические методы управления - совокупность тех методов, которые воздействуют на поведение управляемых через использование их интересов, потребностей и сложившихся ценностей. Эта группа методов в последние время становится все более популярной и действенной, что объясняется переходом на основе научно-технической революции от массовых производств к гибкому, информационному, индивидуализированному компьютерному типу производства, требующему высококачественного и творческого труда индивидов.

Говоря о методах управления, следует отметить особенности управления новыми организационно-правовыми формами субъектов хозяйствования, такими как акционерные предприятия, концерны, холдинговые компании. Понятно, что особенности типов таких хозяйственных комплексов не могут не обусловить специфику управления ими.

Акционерное общество как особая форма объединения предприятий или лиц, опирающаяся на совместный выпуск и реализацию акций, управляется на основе своего Устава. Высшим управляющим органом акционерного общества является собрание акционеров, которое происходит раз в год. Текущими делами акционерного общества руководит правление. Определённые функции выполняет Наблюдательный совет и ревизионная комиссия.

Концерн еще одно объединение. В нем могут вместе оказаться предприятия промышленные, финансовые и торговые. Они формально сохраняют свою самостоятельность, находясь под единым финансовым контролем. Управляет концерном Совет директоров, который разрабатывает стратегический план концерна, следит за распределением и использованием инвестиций.

Крупным современным объединение являются также холдинг-компании, которые владеют контрольным пакетом акций других компаний и на основе этого управляют ими. В холдинг-компании, как правило, имеется центральное подразделение для стратегического управления работой всех входящих в нее акционерных обществ на основе единой экономической политики.