logo search
МЭО / meo_1_0 / MEO_shp

12. Международная торговля услугами.

Услуги - предпринимательская деятельность, направленая на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности осуществляемой на основе трудовых правоотн-й ( по закону " О гос.м регулировании внешней торговли ".

Услуги - объект межд-ного обмена на ряду с теми товарами. которые выступают как движимое имущество. Услуга не имеет вещественной формы, она производится и потребляется одновременно, не подлежит хранению.

Услуги многообразны следовательно имеется целый ряд классификаций.

Сейчас экспорт услуг составляет более $0,5 трлн.

Географич: более 70% МТУ - развитые страны с рын эк., 5 первых - 50 % МТУ. (США ‑ $189, 5 млрд; Россия ~ $10 млрд.)

Импорт: 1)ФРГ ($130,3 млрд) 2)США ($128,3 млрд) 3) Яп ($121,6 млрд).

США - положит. Сальдо в МТУ, ФРГ, ЯП - отриц. (развит международн туризм). Многие развив страны имеют положит. сальдо.

40% прямых зарубежных инвест идет в сферу услуг.

По осн видам усл: 2/3 приходится на междунар туризм и морские трансп услуги (вкл фрахт). 3-ое и 4-ое места: 3)кредитно-денежные и страховые операции и 4)услуги в области НТ-знаний

СНС: 1.потребительские ( гостиница. общепит ), 2.соц. - культурные ( образование, медецинские, туризм ), 3.распределительные ( транспорт, торговля, связь ), (финансово - кредитные операции, жилищные, инжиниринговые, консультатвные ). образование)

По способу предоставления:- факторные (услуги,при оказании которых клиент или капитал пересекает гос. границу ), нефакторные

МВФ:туризм, фрахт (услуги водного транспорта ), прочие транспортные услуги, прочие услуги

Осн тенденции изм соотн МТУ: 1) по мере уменьшения энергоемк трансп-та и сокр трансп издержек (по стоим-ти) проявл тенденция сокр доли трансп-та в эксп услуг 2) рост доли междунар туризма факторы: очень низкие сроки окупаемости (гостиничн хоз-во - 4-5 лет), соц-эк фактор, развитие междунар трансп системы, развитие на индустр основе, общая либерализация МЭО (ослабление погр, тамож и др формальностей).

96 г ‑ более 50 млн чел совершили турист поездки, 2010 г ‑ 810 млн чел

Межд-ный туризм : 1) рекреационый ( 70 % ) 2) деловой и научный ( 30 % ).

Турист - выезжающее за границу лицо на период более 24 часов и не занимающееся там оплачиваемой деятельностью. Особенность тур. услуг - значительная их часть производится с минимальными затратами на места и, как правило, без использования иностранных валют. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристической индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют товары в стране посещения за иностранную валюту ==> выезжающие лица из страны - для нее импорт, а въезжающие - экспорт.

Классификация м/н туризма в России:

1. Иностранный туризм (Россия - принимающая);

2. Зарубежный туризм (Россия - поставляющая сторона);

В 1990 г. м/н туризм в России достиг пика: из России - 9 млн. чел., из них туристов - 24% (2,15 млн.); остальные, в частности, служ. и т.д; в Россию - 7 млн. чел., туристы - 1/3.

После 1992г. (отмена монополии) стали образовываться туристические фирмы. Сейчас их около 3 тысяч.

Страны, принимающ туристов: Австрия, Ит, Швейц.

Мировой рынок технологий - сфера м/н торговли, связанная с устойчивыми систем. операциями по купле-продаже техн. реш-й (лицензий, ноу-хау, проектов и докумнтации). Объектами МРТ явл. результаты интеллект. д-сти в овеществленной и неовещ. форме. Субъектами явл. гос-ва, университеты, фирмы, бесприбыльные организации, фонды и физлица-ученые и специалисты. Причинами быстрого развития торговли НТ знаниями явл. усиление нерав-сти разв. эк-к разных стран и, следовательно, различные уровни развития науки и техники, а также монополизация достижений НТП крупнейшими фирмами, т.к. лишь им под силу осуществление НИОКР. Все более активную роль в сфере передачи технологий играют гос-ва и правительства.

Трансферт технологий происходит в 2‑х осн. формах:

1. Нелицензионной - при строит-ве объектов, предпр. за рубежом, экспорте машин и оборудования, сопров. передачей технической док-ции, при стр-ве фил-в ин. комп.;

2. Лицензионная - осн. форма. Наибольшее распространение получило лицензионное соглашение, кот. включает в себя передачу 1 или нескольких патентов на изобретение и связанных с ним ноу-хау.

Существунт еще передача технологий на некоммерческой основе.

Формы комм. передачи технологии: в материлизованном виде, иностранные инвестиции, лизинг, продажа патентов, лицензий, ноу-хау, совместное проведение НИОКР, инжиниринг.

Лицензия - разрешение на передечу физ или юр лицами (лицензиарами) прин-х им прав на использование изобретения, пром. образца или товарного знака другим физическим или юридическим лицам (лицензиатам). Патент - официальн. документ, удостоверяющий монопольное право изобретателя или его правоприемника на владение, использование и распоряжение изобретением на определенной территории в течение установленного вренени. Патент можно получить регистрационным и проверочным способом.

Лицензии могут быть:

1) Простая - лицензиар имеет право продать аналогичную лицензию другим лицензиатам на той же территории;

2) Исключительная - на данной тер. может быть продана только 1 лиц. одному лицензиату;

3) Полная - дается на бессрочное пользование.

Рынок инжиниринговых услуг - предост. комплексов или отд. видов инж.-техн. услуг, связанных с проектир., стр-вом и вводом объектов в эксплуатацию, с разработкой новых технолог. процессов на пред. заказчика, усоверш. произ. процессов вплоть до внедрения изделия в производство.

Услуги, связ с эксп технологий, опыта, НТ: США, Герм, Фр, GB, Ит, Яп. США > всех вместе. На долю ведущих пром-развитых стран приходится ~ 90% всех поступл от лицензий. Основная масса лиц реализ 37-ю странами, 70 - страны-получатели. Лидер - США, доля в общем объеме платежей по лиц. - согл-ям среди развитых стран - 56%.

Нетто-эксп.:США, Швейц., GB, остальные - нетто-имп.

В осн. - корпор. торговля.

Межд. рынок инжинир. услуг - инженерно-технич. услуги, связанные с проектир. стр-ва и вводом в эксп. объектов

Франчайзинг - технолог. обмен - передача 1 стороной для другой опр. сов-сти мат. прав, тов. знаков и пр. за денеж. вознагр.

Гос. рег-е межд. рынка услуг: 1. Разл. методы тамож. рег-я. 2. В ряде случаев - дискр. правила и огранич. 3. Исп-е системы нац. стандартов. 4.Лицензир-е.

Ранее - 2стор. согл-я, сейчас - многосторонние (согл. о перемещении услуг)

ГАТС - 1. Рамочное соглаш-е, общие принципы, правила рег-я торг. услугами. 2. Спец. соглаш-я по отн. к отедльным отраслям сф. услуг. 3. Список обяз-в нац. прав-в по отмене сущ-щих огранич. в отраслях сф. услуг.

Рег-е вопросов интел. соб-сти: в рамках ГАТТ/ВТО - ТРИПС - многостор. согл-е