12. Международная торговля услугами.
Услуги - предпринимательская деятельность, направленая на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности осуществляемой на основе трудовых правоотн-й ( по закону " О гос.м регулировании внешней торговли ".
Услуги - объект межд-ного обмена на ряду с теми товарами. которые выступают как движимое имущество. Услуга не имеет вещественной формы, она производится и потребляется одновременно, не подлежит хранению.
Услуги многообразны следовательно имеется целый ряд классификаций.
Сейчас экспорт услуг составляет более $0,5 трлн.
Географич: более 70% МТУ - развитые страны с рын эк., 5 первых - 50 % МТУ. (США ‑ $189, 5 млрд; Россия ~ $10 млрд.)
Импорт: 1)ФРГ ($130,3 млрд) 2)США ($128,3 млрд) 3) Яп ($121,6 млрд).
США - положит. Сальдо в МТУ, ФРГ, ЯП - отриц. (развит международн туризм). Многие развив страны имеют положит. сальдо.
40% прямых зарубежных инвест идет в сферу услуг.
По осн видам усл: 2/3 приходится на междунар туризм и морские трансп услуги (вкл фрахт). 3-ое и 4-ое места: 3)кредитно-денежные и страховые операции и 4)услуги в области НТ-знаний
СНС: 1.потребительские ( гостиница. общепит ), 2.соц. - культурные ( образование, медецинские, туризм ), 3.распределительные ( транспорт, торговля, связь ), (финансово - кредитные операции, жилищные, инжиниринговые, консультатвные ). образование)
По способу предоставления:- факторные (услуги,при оказании которых клиент или капитал пересекает гос. границу ), нефакторные
МВФ:туризм, фрахт (услуги водного транспорта ), прочие транспортные услуги, прочие услуги
Осн тенденции изм соотн МТУ: 1) по мере уменьшения энергоемк трансп-та и сокр трансп издержек (по стоим-ти) проявл тенденция сокр доли трансп-та в эксп услуг 2) рост доли междунар туризма факторы: очень низкие сроки окупаемости (гостиничн хоз-во - 4-5 лет), соц-эк фактор, развитие междунар трансп системы, развитие на индустр основе, общая либерализация МЭО (ослабление погр, тамож и др формальностей).
96 г ‑ более 50 млн чел совершили турист поездки, 2010 г ‑ 810 млн чел
Межд-ный туризм : 1) рекреационый ( 70 % ) 2) деловой и научный ( 30 % ).
Турист - выезжающее за границу лицо на период более 24 часов и не занимающееся там оплачиваемой деятельностью. Особенность тур. услуг - значительная их часть производится с минимальными затратами на места и, как правило, без использования иностранных валют. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристической индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют товары в стране посещения за иностранную валюту ==> выезжающие лица из страны - для нее импорт, а въезжающие - экспорт.
Классификация м/н туризма в России:
1. Иностранный туризм (Россия - принимающая);
2. Зарубежный туризм (Россия - поставляющая сторона);
В 1990 г. м/н туризм в России достиг пика: из России - 9 млн. чел., из них туристов - 24% (2,15 млн.); остальные, в частности, служ. и т.д; в Россию - 7 млн. чел., туристы - 1/3.
После 1992г. (отмена монополии) стали образовываться туристические фирмы. Сейчас их около 3 тысяч.
Страны, принимающ туристов: Австрия, Ит, Швейц.
Мировой рынок технологий - сфера м/н торговли, связанная с устойчивыми систем. операциями по купле-продаже техн. реш-й (лицензий, ноу-хау, проектов и докумнтации). Объектами МРТ явл. результаты интеллект. д-сти в овеществленной и неовещ. форме. Субъектами явл. гос-ва, университеты, фирмы, бесприбыльные организации, фонды и физлица-ученые и специалисты. Причинами быстрого развития торговли НТ знаниями явл. усиление нерав-сти разв. эк-к разных стран и, следовательно, различные уровни развития науки и техники, а также монополизация достижений НТП крупнейшими фирмами, т.к. лишь им под силу осуществление НИОКР. Все более активную роль в сфере передачи технологий играют гос-ва и правительства.
Трансферт технологий происходит в 2‑х осн. формах:
1. Нелицензионной - при строит-ве объектов, предпр. за рубежом, экспорте машин и оборудования, сопров. передачей технической док-ции, при стр-ве фил-в ин. комп.;
2. Лицензионная - осн. форма. Наибольшее распространение получило лицензионное соглашение, кот. включает в себя передачу 1 или нескольких патентов на изобретение и связанных с ним ноу-хау.
Существунт еще передача технологий на некоммерческой основе.
Формы комм. передачи технологии: в материлизованном виде, иностранные инвестиции, лизинг, продажа патентов, лицензий, ноу-хау, совместное проведение НИОКР, инжиниринг.
Лицензия - разрешение на передечу физ или юр лицами (лицензиарами) прин-х им прав на использование изобретения, пром. образца или товарного знака другим физическим или юридическим лицам (лицензиатам). Патент - официальн. документ, удостоверяющий монопольное право изобретателя или его правоприемника на владение, использование и распоряжение изобретением на определенной территории в течение установленного вренени. Патент можно получить регистрационным и проверочным способом.
Лицензии могут быть:
1) Простая - лицензиар имеет право продать аналогичную лицензию другим лицензиатам на той же территории;
2) Исключительная - на данной тер. может быть продана только 1 лиц. одному лицензиату;
3) Полная - дается на бессрочное пользование.
Рынок инжиниринговых услуг - предост. комплексов или отд. видов инж.-техн. услуг, связанных с проектир., стр-вом и вводом объектов в эксплуатацию, с разработкой новых технолог. процессов на пред. заказчика, усоверш. произ. процессов вплоть до внедрения изделия в производство.
Услуги, связ с эксп технологий, опыта, НТ: США, Герм, Фр, GB, Ит, Яп. США > всех вместе. На долю ведущих пром-развитых стран приходится ~ 90% всех поступл от лицензий. Основная масса лиц реализ 37-ю странами, 70 - страны-получатели. Лидер - США, доля в общем объеме платежей по лиц. - согл-ям среди развитых стран - 56%.
Нетто-эксп.:США, Швейц., GB, остальные - нетто-имп.
В осн. - корпор. торговля.
Межд. рынок инжинир. услуг - инженерно-технич. услуги, связанные с проектир. стр-ва и вводом в эксп. объектов
Франчайзинг - технолог. обмен - передача 1 стороной для другой опр. сов-сти мат. прав, тов. знаков и пр. за денеж. вознагр.
Гос. рег-е межд. рынка услуг: 1. Разл. методы тамож. рег-я. 2. В ряде случаев - дискр. правила и огранич. 3. Исп-е системы нац. стандартов. 4.Лицензир-е.
Ранее - 2стор. согл-я, сейчас - многосторонние (согл. о перемещении услуг)
ГАТС - 1. Рамочное соглаш-е, общие принципы, правила рег-я торг. услугами. 2. Спец. соглаш-я по отн. к отедльным отраслям сф. услуг. 3. Список обяз-в нац. прав-в по отмене сущ-щих огранич. в отраслях сф. услуг.
Рег-е вопросов интел. соб-сти: в рамках ГАТТ/ВТО - ТРИПС - многостор. согл-е
- 6. Межд-ная торговля как один из осн. Факторов мэо.
- 7.Гос. Регул-е внеш. Торговли (вт). Тарифные и нетарифн. Методы.
- 8. Межд-е регулир-е внеш. Торг-ли.
- 9. Инкотермс:
- 10. Роль внешней торговли в развитии экономики рф. Динамика, товарная и геогр. Стр-ра торговли ссср и рф.
- 11. Внешторг политика рф
- 12. Международная торговля услугами.
- 13. Международное движение капитала как форма мэо. Экс., импорт капитала. Вывоз предпр. И ссуд. Капитала. Пр. И портф. Инвестиции, межд. Кредит и его роль.
- 14. Гос. И межд. Рег-е вывоза капитала и ин. Инвест.. Инв. Климат. Сэз в мировой эк-ке, виды и функции. Оффшорные зоны.
- 15. Место и роль иностр инвест в развитии эк рф. Совр проблеммы привлечения иностр инвестиций в эк рф. Инвестиц климат в рф. Законодат база привлечения и использования иностр инвестиций в рф.
- 16. Формы участия иностр кап в эк-ке рф, сэз в рф, проблемы их функц и развития.
- 17.Вывоз и бегство капитала из России, масштабы и основные формы.
- 18.Проблемы внешнего долга
- 20. Интеграционные процессы в мировой эк-ке.
- 22. Принцип наиб. Благопр-вания в мир. Политике.