20. Интеграционные процессы в мировой эк-ке.
Мир эк интеграция - процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких и устойчивых взаимосвязей и разделения труда с целью создания в перспективе единого народно-хозяйственного комплекса.
Объективный и субъективный характер процессов интеграции.
М/н экономическая интеграция - хоз.-полит. процесс объединения стран на основе разделения труда с целью создания в перспективе единого н/х комплекса.
Интеграционный процесс реализуется на микро- и макроуровнях. Микроуровень интеграции реализуется в разнообразных формах взаимодействия капитала отдельных хозяйственных субъектов, тогда как макроуровень предполагает согласование национальных экономических политик интегрирующихся стран и формирование ими соответствующих межгос.х экономических объединений. Макро- и микроуровни интеграционного процесса тесно взаимосвязаны. Активное развитие межфирменных связей требует принятия решений межгос. (а иногда и надгос.ми) органами, меж- (над-) гос.го регулирования, которое должно обеспечивать своб. движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в интеграционном экономическом пространстве. На макроуровне проводится согласование и осуществление совместной экономической, научно-технической, валютной, финансовой, социальной, внешней (по отношению к 3-им странам), а также и оборонной политики.
Результатом процесса м/н эк. интеграции становится образование целостных межгос.х хозяйственных комплексов с общими наднациональными или межгос.ми институтами управления, единой валютной системой, социально-экономической инфраструктурой, общими финансовыми фондами
Этапы (формы) экономической интеграции в Западной Европе.
Западноевропейская интеграция прошла в своем развитии все четыре ступени, составляющие классический закон развития интеграции:
- зона своб.ой торговли. Здесь отменяются торговые ограничения между странами, в первую очередь таможенные пошлины;
- таможенный союз, который характеризуется, помимо отмены вышеназванных ограничений, проведением согласованной политики в отношении третьих стран.
Надо заметить: на этих двух этапах осуществляется своб.ое движение товаров;
- общий рынок. На этом этапе уже наряду со своб.ой торговлей создаются условия для своб.ого перелива капиталов и рабочей силы;
- экономический и валютный союз. На этой ступени добавляется проведение общей экономической и финансовой политики странами-участниками.
Последней ступени развития интеграции достигло такое объединение, как Европейский Союз. Он получил свое название после ратификации Маастрихтских соглашений с ноября 1993 года. Ранее организация называлась Европейским Экономическим Сообществом, или общим рынком. Этапы его образования:
- 1952 - появление Европейского Объединения угля и стали;
- 1958 - образование Европейского сообщества по атомной энергии ЕВРАТОМ
- 1958 - договор об образовании ЕЭС - Римский договор.
Состав ЕС: Бенилюкс, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Португалия, Франция, Австрия, Финляндия, Швеция.
Параллельно в Европе действует еще одна организация - Европейская асс. своб.ой торговли (ЕАСТ). Она возникла в 1960 на основе Стокгольмской конвенции. Состав: Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Лихтенштейн. Это лишь зона своб.ой торговли, где своб.о перемещаются только промышленные товары.
Сближение между ЕС и ЕАСТ произошло в 1977, когда был подписан договор об образовании зоны своб.ой торговли промтоварами. Следующий шаг - подписание в 1991 договора о создании Единого европейского экономического пространства. Страны ЕАСТ проводят через свои нац. законодательства правовые акты ЕС, чтобы обеспечить выполнение этого и других договоров.
1999 - создание евро - единой европейской валюты - в рамках валютной интеграции в ЕВС (11 гос-в).
Что такое Единое экономическое пространство в Европе?
С 1.01.93 начало дейст-ть заключенное в мае 1992 Соглашение между ЕС и ЕАСТ о Едином европейском эконом пространстве (что предролаг своб.ое перемещение товаров,услуг,рабсилы,капиталов).Т.о.,начал дейс-ть крупнейший в мире общий рынокс 380 млн потребителей.В рамках Ееэп в 1994 взаимодей-ли 19 стран ЕС и ЕАСТ.
Отношения России и Европейского Союза
В июне 1994г. на острове Корфу (Греция) Российская Федерация подписала с ЕС Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.(Соглашение действует в течение десяти лет и может быть пролонгировано).При этом стороны договорились уже в 1998г. начать переговоры о вхож дении России в будущую европейскую зону своб.ой торговли. В середине 1994г. на Россию приходилось 2,4 (процента) экспорта ЕС, а доля ЕС в российском экспорте составляла 40(проц). В качестве основного принципа взаимодействия в Соглашении рассматривается взаимное применение режима наибольшего благоприятствования,элементом которого является, в частности, недискриминация на внутренних рынках продукции стран-партнеров по Соглашению. Это стало возможным в связи с осуществлением в России радикальных рыночных реформ и закреплением за ней со стороны Европейского союза статуса "страны с переходной экономикой".
В соответствии с Соглашением России предоставляется возможность использовать в своих интересах отлаженные в рамках ЕС механизмы разрешения споров по торговым вопросам. Соглашение признает за Россией право вводить количественные ограничения импорта и повышать ставки импортных пошлин для защиты кризисных отраслей высокой социальной уязвимости. Однако это можно делать лишь через год после подписания Соглашения и только до полного вступления России В ГАТТ.
Кроме того, России предоставлена пятилетняя отсрочка-переходный период для отмены экспортных субсидий. Такой же срок определен Соглашением для начала рассмотрения российской стороной вопроса об отмене общего 12-ти процентного ограничения на долю иностранного банковского капитала и о выравнивании требований к капитальной базе иностранных банков по сравнению с российскими. Через пять лет Россия должна будет отменить и 49 процентное ограничение на долю капитала иностранных инвесторов в уставном капитале страховых компаний.
Стороны обязались придерживаться режима наибольшего благоприятствования в области таможенно-тарифного регулирования и налогообложения, условий хоз. деятельности нерезидентов, торговле услугами. ЕС и Россия гарантируют своб. взаимных прямых инвестиций и репатриации прибылей, декларируют приверженность честной конкуренции. Они намерены обеспечивать безопасность товаров и защиту интеллектуальной собственности.
Что такое НАФТА?
НАФТА - это североамериканское соглашение о своб.ой торговле.
Входят: США, Канада, Мексика.
1988 - соглашение между США и Канадой.
1992 - присоединение Мексики.
Молодое объединение. По глубине связей и взаимоотношений между странами-участницами уступает ЕС. В настоящее время организация находится в процессе утверждения и формирования основных принципов деятельности.
Направления интеграционных процессов в рамках СНГ.
Гос-ва СНГ заинтересованны в восстановлении и поддержании устойчивых экономич связей. Если 92-93гг. характеризовались обвальным экономич. размежеванием, то с осени 93 г. наметелись тенденции к сотрудничеству; 24.09.93 был подписан договор о создании экон. союза СНГ, кот. провозгласил в кач-ве перспективной цели доьровольное воссоздание единого пространства на рыночных началах, где своб.о перемещаются товары, услуги, капитал и рабочая сила. Осн. направления интеграционных процессов:
1. Создание в январе 1995 таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, в ноябре 95 г. к нему присоединилась Киргизия. Реализация идей тамож. союза проводится поэтапно. Необходима унификация тамож. законодательства, но многим гос-вам-членам это невыгодно, т.к. грозит потерями части бюджета (Киргизия вступила в ВТО в 1998).
2. Создание стабильного платежно-рассчетного механизма. 21.10.94 был создан Платежный союз, но эффективная платежно- рассчетная система пока отсутствует, проблема особенно обострилась в связи с введением в странах СНГ нац. валют, курс которых нестабилен. Осуществление осн. части многосторонних рассчетов между гос-вами-участниками должен взять на себя межгос. банк.
Окт. 1996 -создание Плат. союза - общие правила орг-ции валют. рынков стран СНГ; снятие огранич. на использ. валют в кач-ве платеж. средств по текущим опер., достиж. взаим. обратимости валют, допуск на внут. валют. рынки банков-нерез-в создание на терр. стран СНГ стабилиз. фондов для рег-я курс. соотн-й.
3. Проведение согласованной кредитно-денежной политики. Главной проблемой явл. слабая платежеспособность стран СНГ. Россия на минской встрече предложила осуществить со странами-должниками реструктуризацию долгов. Процесс интеграции банковских систем, унификации механизмов валютного контроля и регулирования котировок российского рубля и нац. валют должны несколько опережать все другие интеграционные процессы, создавая для них благоприятные условия. РФ предложила создать межгос.валютный комитет, кот. должен разработать систему взаимных котировок нац. валют, обеспечить выполнения взаимных платежных обязательств, найти реальные схемы возврата или возмещения долгов. Должны быть проработаны вопросы прямого объединения денежно-финансовых систем и, может быть, создания общей резервной валюты для взаимных рассчетов.
4. Производственное сотрудначество и кооперация в важнейших отраслях экономики, уровень развития кот. напрямую определяет объем взаимного товарооборота, проблемы обеспечения гос-в содружества осн. видами сырья.
5. Научно-техническое сотрудничество.
6. Разработка различных совместных программ, например, программ формирования единого сырьевого и аграрного рынка СНГ, конверсия оборонной промышленности и т.д.
7. Сотрудничество в области прогнозирования: обмен результатами прогнозов, разработка совместных прогнозов.
май 1995 - снятие барьеров Р., Б., Каз. (в рамках янв. 1995 - тамож. союза 4 гос-в).
март 1996 - Договор об углубл. интеграции
2 апреля 1997 - создание союза Бел.-Рос.
21. Хр-ка и классифик международн экономич орг-ций.
В рамках ООН организовано и действует 17 междунар орг-ций Всмирн орг-ция по туризму. Спектр деят-ти ООН касается полит, гуман, соц проблем, но во многих органа ‑ эк вопросы. Стремление к эк деят-ти.
Структура ООН ‑ 4 осн направления: 1) Глоб проблемы, 2) содейст эк стр-ву гос-в с разн ур-нями соц-эк развития, 3) сдействие эк росту в развив странах, 4) регулир-е регионального эк развития.
Формы деят-ти: а) информац деят-ть, б) технико-консультативн деят-ть, в) валютно-финанс:
в (а)) сущесттвует статистич комиссия (органы: эк и соц совет, статистич бюро секритариата ООН); в (б)) оказание технич помощи развив странам:
- тех помощь на деле превращ во вмеш-во во внутр дела гос-ва;
- тех помощь должна осущ только через прав-венные органы.
- тех помощь должна осущ в тех ыормах, кот наиб приемлемы для данной страны
- тех помощь должна соотв самым высоким кач и тех стандартам.
в (в)) МБРР (Всемирный банк), МФК, Междунар ассоциация развития, МЦУИС, МВФ ‑ формально входят в ООН.
Специализированные учреждения ООН по вопросам экономики и финансов:
1) Ген ассамблея (1гос-во - один голос), Комитет по эк и фин вопросам. Unctad, Unida. Очередность сессии ГАООН ‑ раз/ год. Есть пункт о созыве чрезвыч сессий.
2) Экон и соц совет ООН (ЭКОСОС). Цель - развитие междунар сотрудничества в эк-ке, соц. и культ. сферах + гуманит. проблемы. 54 члена и 3 сессионных комитета: 1)экономич.; 2)соц.; 3)по программам и сотрудничеству.
Функцион. комиссии: статистич., по народонаселению, по соц развитию, по правам человека и т.д.;
Комитеты: по программам и координации, по неправовым организациям, по планированию развития и т.д.
Регион. экон. комиссии для Европы, Зап. Азии, Тихого океана и Азии, Лат. Амер., Африки, Кариб. бассейна.
3) Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - 1964 год. Местополож. - Женева. Осн. орган - конференции, кот. проходят 1 раз в 4 года. Цель - развитие м/н торговли в целях экон. прогресса. Повыш. внимание - развив. странам. (М/н форум, через посредство которого развив. страны решают вопросы о передаче технологий, задолженности и др.).
4) Программа развития (ПРООН) - 1965 год. Для оказания содействия развив. странам и росту их эк. потенциала через развитие их прир. и челов. ресурсов. Осн. орган - управляющий совет. 4 региональных бюро (для Азии и Тихого океана, Арабск. гос. Африки, Лат Амер.). Осн. сфера ‑ с/х.
Специализированные орг-ции ООН:
6) ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) ‑ 1946 г., Париж.
7)Междунар орг-ция труда ‑ МОТ ‑ старше самой ООН (1919, Женева).
8) Всемирный почтовый союз (1874, Берн).
9) МВФ. МВФ был учрежден в 1944г. для содействия развитию м/н торговли и валютного сотрудничества. В этих целях предусматривалось установить определенные нормы регулирования валютных курсов и осуществлять контроль за их соблюдением. Деятельность фонда также направлена на установление валютных ограничений. Капитал МВФ образован из взносов гос.членов. Число гос.членов в 1993г. - 176. Россия вступила в 1992г. Члены фонда могут получать кредитные ресурсы в случае валютных затруднений.
Руковод органы МВФ ‑ Совет упр-щих и директорат. Принципиальн вопросы решает Совет МВФ (мины финансов и упр-щие ЦБ’ов гос-в-членов, собирается раз в год). МВФ осуществляет кредитные операции (только с официальными органами гос.членов) путем предоставления кредитов в форме продажи иностранной валюты на нац. валюту гос.-заемщика. Кредиты погашаются путем выкупа национальной валюты на иностранную. Сроки погашения кредитов, как правило, не превышают 3-5 лет. Процентные ставки - 6-7% годовых.
10) МБРР. (1945г.) Задача - стимулировать эк. развитие гос-в - членов, содействие развитию междунар торг и поддержание платежн балансов. Высший орган ‑ совет управляющих. Капитал образован из взносов гос-в-членов. Размеры взноса определяют и число голосов. Осн деят-ть ‑ предоставление долгоср. кредитов как гос-вам, так и частн предприятиям под гарантию их прав-в. Большая часть кредитов ‑ на срок до 20 лет (обычно под 10% годовых). При предоставлении займов МБРР настаивает на выполнении своих рекомендаций относит основн направлений эк и соц развития гос-ва-заемщика. Россия вступила в МБРР в 1992г.
2 филиала: 1)Международная ассоциация развития ‑МАР, (1960). Задача ‑ предоставл развивающ странам займов и кредитов на льготн усл-ях и 2)Международная фин корпорация ‑ МФК (1956), ориентирующ на предоставл кредитов частному капиталу без треб прав-венных гарантий. МБРР, МАР и МФК образуют вместе группу Всемирного (Мирового) банка, на которую приходится 2/3 общего годового объема ср-в, выделяемых всеми межправит-венными орг-циями развивающ стран.
Орг-ции, не входящ в ООН:
11) Орг-ция эк сотрудничества и развития ‑ ОЭСР (1961, Париж), 24 члена (23 разв страны и Турция). Цель ‑ коорд эк политики гос-в-членов. Руковод орга ‑ Совет, в кот входят представители всех гос-в.
12) ГАТТ ‑ см тему 8, “Междунар регулир внешн торг”.
FAO ‑ пом для Африки, Лат Ам, Карип бассейна.
- 6. Межд-ная торговля как один из осн. Факторов мэо.
- 7.Гос. Регул-е внеш. Торговли (вт). Тарифные и нетарифн. Методы.
- 8. Межд-е регулир-е внеш. Торг-ли.
- 9. Инкотермс:
- 10. Роль внешней торговли в развитии экономики рф. Динамика, товарная и геогр. Стр-ра торговли ссср и рф.
- 11. Внешторг политика рф
- 12. Международная торговля услугами.
- 13. Международное движение капитала как форма мэо. Экс., импорт капитала. Вывоз предпр. И ссуд. Капитала. Пр. И портф. Инвестиции, межд. Кредит и его роль.
- 14. Гос. И межд. Рег-е вывоза капитала и ин. Инвест.. Инв. Климат. Сэз в мировой эк-ке, виды и функции. Оффшорные зоны.
- 15. Место и роль иностр инвест в развитии эк рф. Совр проблеммы привлечения иностр инвестиций в эк рф. Инвестиц климат в рф. Законодат база привлечения и использования иностр инвестиций в рф.
- 16. Формы участия иностр кап в эк-ке рф, сэз в рф, проблемы их функц и развития.
- 17.Вывоз и бегство капитала из России, масштабы и основные формы.
- 18.Проблемы внешнего долга
- 20. Интеграционные процессы в мировой эк-ке.
- 22. Принцип наиб. Благопр-вания в мир. Политике.