logo
МЭО / meo_1_0 / MEO_shp

11. Внешторг политика рф

До 91г. в СССр господствовала монополия ВЭД ( со времен НЭПа), т.е. полная монополия гос-ва на все , без исключения, виды ВЭсвязей.

Начиная с 87 г. мон. ослаблена (произв. эксп. продукции смогли выходить на мир. рынок),с 1989 г - разрешено всем ( только необходимо зарегистр. в союзном министретсве) д-овало 7000 участников ВЭД. 15.11.91. когда был издан указ президента РФ "О либерализации ВЭД на территории РФ " . Право получили все субъекты хозяйственной деятельности нез-о от форм собственности и без спец. рег. ( были нек. искл-я: на валют. д-ть необходима была лицензия ) . Для экспорта наиболее важных товаров - регистрация. Она давала п/п статус спецэкспортера. Было либерализован валютный рынок с 01.07.92 ., т.е. введена была биржевая котировка рубля и своб.ое установление курса рубля. Затем начинается разработка и сейчас существуют ряд законов регулирующих ВЭД.

1). Закон о гос. рег. ВТ д-ти. от 13.10.95

2). Закон о там-ном тарифе 1993 г.

3). Там-ный кодекс - 1993 г

4) . Закон о вал. регулировании и вал. контроле. 1992 г.

5). Закон об ин. инвестициях. 1991 г.

Законы строятся на учете межд-ного опыта и унификации с мировой практикой.

Цель ВЭД.

1). Защита эк-ого суверенитета РФ.

2). Обеспечение эк-ой безопасности РФ.

3). Стимулирование развития нац-ной эк-ки.

4). Эффективная интеграции РФ в мировую эк-ку.

Внешняя торговля - это предпринимательская деятельность в области межд-. обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интелектуальной деятельности.

Участники ВТД: росс. участники - это юрид . лица, созданые на территории РФ на ее территории, а также физ лица, проживающие постоянно на территории РФ и зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. ( резиденты)

иностранные участники - юридические лица зарегистрированные за предалами РФ и физ. лица проживающие постоянно за пределами РФ. ( нерезиденты)

Закон РФ “О гос. рег. ....”

Тариф. и нетариф. методы рег-я внеш. торг. РФ.

Тарифное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с законом " О там-ном тарифе " от 21 мая 1993 года и "Там-ным кодексом РФ " от 18 июня 1993 года.

Эти законы содержат основы гос. регулирования внутр. рынка товаров в связи с взаимод-ием с внешнем рынком.

Закон " О там-ном тарифе " дает определение там. тарифа. там. территории, там. границы, там. пошлины с перечислением видов там. пошлин, там. стоимости, страны происхождения товара и др.

ТП - гос. денежные сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимого через границу страны. Могут быть экспортными, импортными и транзитными. По способу взимания делятся на адвалорные ( % от цены ), специфические ( твердая ставка с единицы товара ),комбинированные. ТП выполняют функцию налога. Ставки ТП устанавливаются на национальном уровне.

Там-ная стоимость - включает цену сделки + все расходы которые импортер понес до момента пересечения границы ( страхование. транспортировка ). Она определяется 6 способами.

Главные способы :

1) Цена сделки

2) Цена сделки с идентичными товарами

3) Цена сделки с аналогичными товарами.

Нетарифное регулирование: характеризуется мерами, принятыми во всем мире:

- количественное ограничени-я ( квотирование ) .Квоты на экспорт сохраняются ( продают не квоту, а доступ к нефтяной трубе. ) Введено квотирование импорта в целях защиты отечественных производителей ( введена квоты на импорт спирт. напитков - до 20 % внутр. рынка

- лицензирование

- антидеминг. пошлина

- добровольное ограничение

- компенсационая пошлина ( пока нет )

- администр. ограничения и т.д.

Положение с нетарифным регулированием похоже на положение с экспортными пошлинами. Было время когда рынок был пустой, широко применялось квотирование и лицензирование экспорта. Сейчас - нет квотирования почти.

Режиму квотирования и лицензирования подлежат 4 перечня товаров.

Импорт. тамож. тариф, система.

Импортные пошлины - средство стимулирования отечественного производства, имеют наибольшее значение в странах с рыночной Э. В то же время ТТ часто снижают уровень благосостояния в торгующих странах, т.к. потребитель сталкивается с повышением цен и тенденцией к монополизации рынка. Повышение цен на импортные товары ограничивает и спрос на отечественные товары. Также страна, вводящая высокие импортные пошлины, теряет на ответной реакции гос. куда поступает ее экспортная продукция. Если страна - крупнейший производитель того или иного товара, способна влиять на мировые цены на этот товар, можно найти такой уровень ТТ, который принесет ей чистый выигрыш.

Импорт. там. тарифы несколько раз менялись в связи с изм.положения на внут. рынке. В 92 году, когда внут. рынок был абс. пустой, импортные пошлины взимались в небольших размерах, прод., детские товары ввозились беспошлинно след-но хлынул поток ин.товаров, они завоевывали внут. рынок. Возникла обратная проблема : затрудненость сбыта отеч. товаров ( особенно продовольствия ) следовательно начали расти там-ные пошлины.

Сейчас д-уют имп. там-ные тарифы от 06.05.95. Они менялись. но только в сторону протекц.. Протекц. характер импортные пошлины на мясную. молочную продукцию, сахар, лен, самолеты, автомобили, спирт и др.

РФ импорт. там-ные тарифы состоят из 3 колонок:

1) Преференциальные ставки ( 50 % от базовой )

2) Базовая

3) Двойная ( для товаров из Эстонии и Латвии )

При ввозе товара в РФ кроме там-ных пошлины, взимаются там-ный сбор - за оформление товаров от 0,05 до 0,1 %. Там. сбор в бюджет не перечисляется. Взимается нез-о от того, есть или нет пошлина.

Физ. лица м. провести беспошлинно через границу товары и имущество до 2 тыс. долларов США. Свыше 2 тысяч установлены выс. пошлины, сначала была общая пошлина 60 %, сейчас разным товарам - разные пошлины.

Тамож. тариф, его система.

ТТ - систематизированные списки товаров, облагаемых ТП, с указанием величины их ставок. ТТ строятся на основе товарных классификаторов, которые группируют товары в завис. от отрасли и степени обработки. ТТ имеет следующий вид: код товара, название товара, ставка таможенной пошлины. ТТ бывают простые ( единая ставка ) и сложные, многоколончатые. Различные ставки устанавливаются в зависимости от страны происхождения товара и от режима, предоставленного тому или иному гос..

Максимальные пошлины применяются к странам, с кот. нет соглашений. Минимальные ( базовые ) пошлины - кому предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Преференциальные пошлины ( сниженные на 50% ) - для товаров из развивающихся стран ( по списку ООН ). Товары из наименее развитых стран ( по списку ООН ) пошлинами не облагаются.

Экспортные вывозные пошлины:

Введены с середины 92 г. и в экспортном тарифе применяются как специфические так и адволорные пошлины. Экспортный тариф состоит из 2 колонок:1-ая базовая ( 100 %) 2 -ая бартерная ( на 50 % больше ).

Первоночально, для защиты внутреннего рынка от вывоза приблизительно 80 % товаров облагалось, постепенно количество облагаемых товаров снижалось, экспортные пошлины снижались, чтобы облегчить экспорт, улучшить положение экспортеров, в т.ч. введением валютного коридора. В течение 2 -х лет экспортные пошлины сняты. Нефть была 30-40 экю за тону, сейчас 14 экю ( 1, 3 $ эа экю ). К июню 1996 - 10 экю. Процесс снижения как и во всех странах.

Тамож. кодекс РФ.

"Там-ный кодекс" более обширный и детализированный законодат. акт . Он регулирует перемещение товаров через там-ную границы РФ; устанавливает там-ные режимы; порядок там-ого и там-ного оформления и там-ного контроля; устанавлиает. какие нарушения м. б. и какое наказание полагается и кто его осуществляет.

Там-ные режимы - их всего 15.

Там-ным делом управляет:

1) Гос. там-ный комитет

2) Региональные там-ные управления ( их всего 7 )

3) Таможня как юридическое лицо.

4) Там-ные пункты или там-ные посты.

Особ-сти внеш. торг. РФ с др. странами СНГ.

Исключительное место в экономических связях России занимают ее отношения со странами СНГ. Сальдо взаимных поставок с др. республиками в пересчете на мировые цены для России было положительным. Распад СССР и разрыв экономических связей сократил взаимные поставки в 1991-1992гг. в 2 р., тем не менее они сохранили крупные масштабы, если учесть неорганизованную торговлю через “прозрачные” границы.

Но из-за неурегулированности внешнеэкономических связей России со странами СНГ, где действует иная система цен и расчетов, таможенная политика, расчеты с Россией здесь совершаются или в СКВ, или в рублях.

Система платежей развивалась стихийно. Вот почему необходимо создание Платежного союза стран СНГ (примерно как ЕПС - европейский платежный союз) или осуществление зачета взаимных требований и обязательств в максимальном объеме по отношению ко всем странам СНГ. / В результате этого будет получено чистое сальдо расчетов, однако для внедрения этой системы необходим международный кредит. /

Использование ПС невозможно до достижения финансовой стабилизации в странах СНГ.

Для введения системы взаимозачетов в полном объеме необходимы:

- более жесткая, чем в ЕПС, система погашения пассивного сальдо, что вынуждает страны принимать активные меры для достижения финансового оздоровления и сокращения импорта;

- до начала СМР - введение двусторонних клиринговых соглашений ( т.е. безналичного зачета взаимных требований и обязательств) - период их действия необходимо использовать странами для достижения определенной финансовой стабильности. Сейчас в отношении СНГ действует режим своб.ой (беспошлинной) торговли.

В 1995 г. подписаны соглашения о таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана (+Киргизия - теперь вошла в ВТО). Постепенно внешнеэкономические связи России с партнерами по СНГ переходят на общепринятые в мировой торговле условия, в том числе на мировые цены.