logo
МЭО / meo_1_0 / MEO_shp

8. Межд-е регулир-е внеш. Торг-ли.

Изв., что 2-х стор. договор недост. и необх-мо сгалаживать противор-я без прим-я силы, т.е. необх-мы межд-ные орг-ции. Сам. круп. орг-ция ‑ генер. соглаш-е по тарифам и торг-ле (ГАТТ), кот. было преобразов. во всемирную торг. орг-цию. Она действ. с 1948 г. ГАТТ - многостор. межд-ное согл-е об осн. принципах, нормах и правилах регулир-я взаимной торг-ли стран-участниц. Принципы этого согл-я страны залож. в свои нац. зак-ва. В 1948 году ‑ 22 гос-ва, а к 1995 г. прибл-но 150 гос-в и межд. орг-ций. Некот. гос-ва не входя в ГАТТ полн. подчин-ся его принципам. Страны -уч-ки ГАТТ контролир. 90-95 % мир. торг-ли. ГАТТ-ВТО отлич-ся от др. межд. орг-ций тем, что это одновр-но и орг-ция и сис-ма договоров-согл-ий. Если страна вступ., то она автоматически присоед-ся ко всем ранее заключ-м согл-ям. Страны счит-ся партнерами и должны действ-ть в соотв. с правилами ГАТТ-ВТО.

ГАТТ-договор. В дог. 38 статей и постеп. к ним добавл. новые док-ты. Сам. важн. статьи:

Осн. принципы ГАТТ: 1)принцип недискр-ции стран в торг-ле и режим наиб. благопр-вания; 2 искл-я: а) тарифные предпочтения в пользу развив. стран; б) возм-ть созд-я тамож. союзов между странами; 2)одинак. фиск. правила и иные регламентации для нац. и имп. товаров; 3)запрещ-е демпинга; 4)разреш-е антидемп. пошлин в случае несобл-я 3-го; 5)возм-ть нейтрализации эксп. субсидий путем компенсац-х пошлин; 6)гармонизация методов расчета тамож. ст-ти; 7)недискрим-я поставщиков вне завис-ти от их нац. принадл-ти при закупках; 8)устран-е колич-х огранич-й во внешн. торг-ле; 9)возм-ть осущ-я ответных мер по отн-нию к стране, нарушившей правила; 10)признание тамож. тарифов осн-ми, а в буд. и единств-м инстр-том эксп.-имп. регулир-я; 11)постеп. сниж-е тамож. тарифов; 12)реш-е всех возникающ. проблем путем консультаций и переговоров.

В ГАТТ предусм. возм-ть нетариф. методов. Разреш. и прям. запреты, если это необх-мо для нац-ной безоп-ти. Совет ГАТТ собир-ся ежегодно, но важнейш. вопросы решались в ходе многолетних перегов.-раундов (их было 8 )

6-й был назван именем Кеннеди с 1962-1967. Были приняты: 1). крупн. сниж-е тамож. пошлин на пром. товары (на 1/3 мир. рынка тов.) 2) преференции для развив. стран. 3). 1 межд-й антидемп. кодекс.

7-й Токийский (1973-1979). Рез-т ‑ дальнейш. сниж-е имп. пошлин. Нов. антидемп-й кодекс. Целый ряд согл-й по нетариф. регул-нию мир. торг-ли. Конвенция по упрощ-ю и гармонизации тамож. процедур.(общ. док-ты) + реш-е об стандартизации упаковки и маркировки товаров + сниж-е тамож. пошлин.

8-й (1986-1993гг) Уругвайский. Привлек к участию 115 гос-в и реш-я этого раунда окажут существ. возд-ие на мир. торг-лю до конца столетия. Итоги: 1) дальн. либерал-ция мир. торг-ли, соглаш-е о постеп. сокращ-и субсидий фермерам, т.е. либерал-ция рынка прод. товаров. Откр-е рынка Яп. и др. для более дешевых америк-х и новозел-х товаров; 2) подпис-е генер. согл-е по торг-ле услугами (вошло в ГАТТ); 3) Вопросы межд. защиты интелект. собств-ти (в т.ч. на аудио и видео записи, собств-ть на литер. произв-я, комп. программы); 4) Либерал-ция торг-ли текстильн. товарами и гот. одежды. В рез-те Уругв. раунда размер имп. пошлин не д. был быть выше 3,9%, а сейчас - 6,3% - средневзвеш.. размер имп. пошлин => спос-ет развитию МТ, росту благосост-я.

По рез-там ГАТТ было решено преобр-ть ГАТТ во Всемирную торг. орг-ю (дейтсв. с 01.01.95). Эти орг-ции год действ-ли парал-но. С 01.01.96. действ. только всемирн. торг. орг-я. Все наработки ГАТТ включ. в себя всемирн. торг. орг-ция.

СССР в ГАТТ не входил. В 1991 году СССР подал заявл-е о вступл-и и был принят в кач-ве наблюд-ля (нет ни прав, ни обяз-тей, но может присутств. на заседаниях, можно получ. док-ты, набираться опыта.). В 1993 году РФ подала заявл-е на вступл-е в ГАТТ (для этого нужно подать меморандум (памятную записку) о сост-и эк-ки на 4 языках). Нужно свое внешнеторг. зак-во подвести к нормам ВТО. РФ должна приспос-ся к ГАТТ, но ? о необх-ти вступл-я неоднозначен:

1)В целом 90-95% мир. торг-ли контр-ся полноправн-ми членами и наблюд-ми ВТО.

2)ВТО содействует унификации норм, правил и принципов международной торговли и способствует развитию;

3)Принципы ВТО:

- режим наиб. благопр-вания и недискрим-ция стран в торг-ле;

- признание тамож. тарифов осн-ным и единств-м инстрзтом эксп.-имп. регул-ния;

- постеп-е сниж-е тамож. тарифов;

- предост-е преференций развив-мся странам;

- реш-е всех возм-х проблем путем консультаций и переговоров.

Но ВТО предусматр. ряд нетарифн. мер регул-я и не исключ. при опред. усл-ях и прямые запреты на ввоз и вывоз товаров. РФ не явл-ся членом ВТО и не может польз-ся в полн. мере режимами наиб. благопр-вания. России они предост-ны только странами ЕЭС, США и Яп. Наши товары сталк. с высок. тарифн. барьерами (и нетарифн.). К рос. товарам примен. принципы низких тарифов на сырье и энергонос-ли и высок. - на товары обрабат. пром-ти.

В переговорах “уругв. раунда” Россия участв. в кач-ве набл-ля и пока не может претенд-ть на равнопр. членство в заключ. согл-ях. Лишь в обл-ти тамож.-тарифн. облож-я к рос. эксп. товарам на основ. ее двустор-х согл-й со странами ВТО о торг.-экон. сотрудн-ве, содерж-х положения о взаимном предост-нии режима наиб. благопр-вания, будут прим-ся ставки, согласов-е в ходе завершившихся переговоров.

Кроме того, в 1994-95гг. Россия заключ. договор о присоед-ии к Европ. энергетич-й хартии - 94г. Под хартию попад. прибл. 50% внешнеторг. оборота России и по этим товарам РФ польз. преим-вами ВТО.

Процесс присоед-я России к ВТО, офиц-но начатый подачей заявл-я в июне 1993 г., постеп-но набир. силу. 02/95 в соотв. с существующей процедурой вступл-я в ВТО был предст. национ-й меморандум России о ее внешнеторг. режиме. Этот док-т изуч-ся в спец. созданной комиссии по присоед-ю России на предмет соотв-я ее мех-ма внешнеэк. регул-я принципам и правилам ВТО, а в более общем плане - принципам рын. эк-ки, т.к. для входа в ВТО страна должна обладать опред. ур-нем эк. разв-я.

Затем предстоят слож. переговоры об уступках, кот. РФ будет готова предоставить, о своего рода “входной плате” за распростр-емое на нее право недискриминац-го участия в многостор-й деят-ти ВТО.

Есть стратегич. выгода - т.к. сейчас от дискриминац-х подходов РФ теряет прибл-но 1,5 млрд. USD по оценке МВЭС (т.к. РФ не принята во многие союзы). Чтобы не пострадать - при вступл-ии в ВТО дается время, чтобы изменить свое зак-во.

Эмбарго - запрет на ввоз и вывоз товаров из к.-л. страны или в к.-л. страну, причем оно м. дойти до полной блокады страны. Может вводиться в военное и мирн. время, в одностор-м и коллект-м порядке. это орудие эк. и политич-го давления. В одностор-м порядке эмбарго вводили в США. Сейчас оно вводится коллективно в соотв-ии с Уставом ООН (против Ирака). РФ поддерж. коллективное эмбарго.

Зоны своб. торговли

Зоны своб. торговли - объед-е 2-х и более гос-в, кот. в торг-ле между собой отменяют тамож. пошлины, тогда как по отн-ю к 3-им странам кажд. гос-во само устан. размеры пошлины. Сейчас сущ. неск. зон своб. торг.: орг-ция НАФТА (Сев.- амер. зона своб. торг-ли ) включая Канаду, Мексику, США. СНГ фактич. явл-ся зоной своб. торг-ли (не сущ. пошлины на ввоз. товары ).

Более развит. с т. зрения своб. торг-ли выступ. тамож. союзы. Они отлич-ся от зон своб. торг-ли, тем, что по отн-ю к 3-им странам тамож. союз устан. общий тариф. Тамож. союз можно считать 1 из первых ступеней эк. интеграции. С тамож. союза начин-ся ЕС.