Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
Рынок труда - это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения услуг труда. Рынок труда предполагает: свободу предложения труда, свободу спроса на труд; свободное колебание заработной платы.
Труд является не только насущной потребностью человека, но и осознанной экономической необходимостью.
Без него человек не мог бы обеспечивать свои биологические и социальные потребности, а следовательно, и общество в целом не смогло бы развиваться. При этом далеко не всякий труд приносит человеку удовлетворение и радость. Он вызывает физическое и умственное утомление, часто связан с отрицательными эмоциями, требует определенных жертв (например, отказа от отдыха) и т.п.
Труд всегда представлял тягостное усилие человека, направленное на удовлетворение его постоянно растущих потребностей. Поэтому в обществе существует принуждение к труду, которое в каждую эпоху носит свой специфический социальный характер.
Экономическое принуждение к труду связано с категорией наемного труда. Для его возникновения должны были появиться два решающих исторических условия: во-первых, человек должен обладать личной свободой; во-вторых, он должен быть лишен возможности самостоятельно заниматься производством, т.е. должен быть лишен средств производства, а следовательно, и средств существования.
Экономическое принуждение к труду есть форма экономической зависимости наемных рабочих, основанная на монополии частной собственности на средства производства, с одной стороны, и отсутствии материальных условий существования у работников - с другой. Последние в силу этого вынуждены продавать свою рабочую силу собственникам средств производства. Так возникает рынок рабочей силы или рынок труда ( по западной терминологии).
С точки зрения экономиста все люди являются собственниками: даже те, у которых нет ни земли, ни фабрики, ни машин, ни дома. Дело в том, что каждый человек есть собственник своей рабочей силы, своего труда - одного из важнейших факторов производства. Поэтому он может продать его, заключив договор о найме, если, конечно, найдет покупателя и договорится с ним об условиях сделки.
По мере становления рыночной экономики вместе с другими ее атрибутами складывается рынок труда.
Судьба продавцов труда, как и всех остальных товаровладельцев, зависит от соотношения спроса и предложения на этот товар. Это значит, что продающие свой труд могут попасть в весьма неприятные для них ситуации: не найдя работы (а в рыночной экономике никто не может никому ее гарантировать), собственник труда лишается тем самым и средств существования.
Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от рынков других ресурсов.
Во-первых, спрос на рынке труда, как отмечалось ранее, является производным спросом, т.е. производным от тех готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данного труда. Труд как ресурс удовлетворяет потребности покупателя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. В связи с этим спрос на труд определяется производительностью конкретного вида труда и уровнем цен на продукты, в производстве которых он используется.
Во-вторых, рынков труда, строго говоря, существует много, ибо предлагается труд работников разных специальностей и в разных местностях. Например, на рынке труда учителей английского языка в Минске и рынке шахтеров в Солигорске действуют совершенно разные продавцы и покупатели, поэтому складываются совершенно разные условия сделок.
В-третьих, специфичность самого товара, реализуемого на рынке труда. Носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (ученый, инженер, врачи т.д.), но и целым рядом других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями и т.д. Это обстоятельство значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда.
С другой стороны, и работодатели (т.е. те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и оценивают коммуникабельность (способность к совместной работе, общительность работника), его способность к переобучению, трудовой мобильности и т.п.
В-четвертых, острота противоречий между продавцами и покупателями, т.е. между наемными работниками и предпринимателями (фирмами). Такие противоречия в рыночной экономике существуют всегда и везде: продавцы, чем бы они ни торговали, хотят продать подороже, а покупатели - купить подешевле. Однако при купле-продаже обычных товаров покупатели при слишком высокой цене на товар могут поискать других продавцов, где цены ниже, или вовсе отказаться от покупки данного товара, заменив его другим товаром-субститутом (заменителем). Продавцы также могут при резком падении цен на товар отказаться от продажи своих товаров на данном рынке или придержать их для более поздней реализации (если это не скоропортящиеся продукты), или сократить их производство и за счет этого расширить производство других (более выгодных в настоящее время) товаров.
В совершенно ином положении находятся продавцы товара "труд". Как правило, это товар - единственный, которым они располагают для продажи. Если наниматели предложат рабочим слишком низкую заработную плату, то последние будут не в состоянии прокормить свои семьи. Ситуация окажется еще худшей, если работник вовсе не найдет работы. Не продав свой товар (труд), работник не сможет купить жизненно необходимые ему потребительские товары и услуги.
Для понимания реального значения всех этих обстоятельств необходимо постоянно учитывать важнейший факт: продавцы труда в рыночной экономике составляют большинство населения страны, и их проблемы - это проблемы всей страны.
В-пятых, последствия сделки о найме труда. При покупке труда (найме работника) покупатель взамен на заработную плату не просто требует от продавца (работника) исполнения определенных обязанностей, но и становится его начальником на все время найма, а продавец труда становится его подчиненным. При этом наниматель имеет реальную власть над нанятым им работником, чего не происходит при продаже любой другой услуги. Отношения власти порождают соответствующие противоречия.
Труд имеет не только экономическую ценность, выступая важнейшим фактором, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества. Труд имеет также и социальную ценность, так как является источником дохода для своего носителя (работника) и определяет социальный статус человека в обществе.
Сущность рынка труда проявляется в следующих его основных функциях:
-
согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;
-
обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда;
-
поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы;
- формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;
-
стимулирование эффективной и рациональной занятости;
-
регуляция индивидуальных доходов работников;
-
содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров.
Основными субъектами рынка труда являются:
-
контрагенты трудовых отношений — работники и работодатели;
-
посредники между работодателями и наемными работниками (центры занятости, опекунские советы и т.д.);
-
представители органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие его государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства (Министерство труда и социальной защиты и др. контролирующие органы);
-
представители интересов работников и работодателей — такие общественные организации, как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и т.д., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.
К основным компонентам рынка труда относятся: цена рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение. Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы; конкуренция — в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей — за рабочие руки, а также работников-работодателей — за условия найма; спрос — в форме потребности в рабочей силе в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций, а предложение — в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявленных на рынке и способных быть туда доставленными. Спрос на рабочую силу зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги производственного и личного потребления, фазы экономического цикла. Предложение труда зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в общем количестве населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности, уровня жизни и др.
Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. При их совпадении она будет равновесной, при превышении спроса над предложением — трудодефицитной, при превышении предложения над спросом — трудоизбыточной.
Национальный рынок труда является сложноструктурированным образованием рыночной экономики. Он состоит из множества рынков, которые можно определить и как сегменты единого рынка. Важнейшими его составляющими являются региональные, отраслевые и профессионально-квалификационные сегменты единого рынка труда. Например, такие как городской, районный, областной рынки труда (сегменты), рынок труда (сегмент) текстильщиков, строителей, рынок труда (сегмент) ИТР, служащих, рабочих, высоко- и низкоквалифицированных работников и т.д. В половозрастном разрезе выделяются, например, такие сегменты рынка, как молодежный, женский и т.д. Открытость рыночной экономики предполагает и интеграцию в международный рынок труда. Все составляющие части или сегменты рынка труда находятся в тесном взаимодействии и их выделение в определенной мере является условным, хотя и абсолютно необходимым не только для изучения условий функционирования рынка труда, но и для принятия адекватных решений его субъектами.
Непосредственно сопряженной с рынком труда, хотя напрямую в него и не входящей, является его инфраструктура. Она призвана выполнять функции по его институциональному, материально-техническому, социальному и информационному обеспечению.
Инфраструктуру рынка труда можно определить как совокупность материально-технических, организационных и правовых условий, без которых невозможно нормальное функционирование сферы товарного обращения рабочей силы. В инфраструктуру рынка труда входят, например, служба занятости, бюро по трудоустройству, центры по переподготовке, институты общественных работ и фонды занятости, акты правового регулирования взаимоотношений продавцов и покупателей рабочей силы и др. Она обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
Следует отметить, что, несмотря на специфику рынка труда, в экономической теории часто абстрагируются от этих характеристик и исходят из того, что цена труда и предлагаемое его количество определяются (как и на прочих рынках) взаимодействием спроса (со стороны фирм) и предложения (со стороны временно не имеющих работы людей). Начнем рассмотрение данного вопроса с предложения на рынке труда.
Предложение труда определяется, по крайней мере, четырьмя показателями:
1) общей численностью населения;
2) той долей, которую составляет самодеятельное население, применяющее свою рабочую силу и получающее определенное вознаграждение за труд, в общей численности жителей;
3) средним количеством часов, отработанных рабочими на протяжении недели и года;
4) качеством, количеством и квалификацией того труда, который будет затрачивать рабочий.
Заметим, что третий показатель в большей степени подвержен влиянию чисто экономических факторов.
Сначала проанализируем предложение труда отдельным работником, а затем рассмотрим кривые предложения на рынках труда.
Решение индивида о том, какое количество труда предложить, можно анализировать как своего рода компромисс между двумя необходимыми ему "товарами" — досугом и купленными потребительскими благами. Выбирая между этими возможностями, потребители (они же продавцы рабочей силы) сталкиваются с двумя основными ограничениями: 1) ограниченностью времени в сутках и 2) часовой ставкой заработной платы, определяющей покупательную способность индивида.
Если представить, что рабочему предложили более высокую почасовую ставку оплаты и в то же время он может сам определить продолжительность своей работы, то он оказывается на распутье: с одной стороны, он испытывает искушение поработать больше, чем раньше, поскольку каждый час работы лучше оплачивается. Каждый час свободного времени теперь означает убытки, поэтому рабочий стремится заместить свободные часы сверхурочной работой. Этот процесс экономисты называют эффектом замещения. Ведь рабочий замещает отдых дополнительными товарами, покупаемыми на свою заработную плату. Повышение заработной платы делает более высокой стоимость отдыха ввиду того, что каждый его час означает отказ от более высокой почасовой заработной платы.
С другой стороны, повышение ставки заработной платы дает рабочему возможность купить себе большее количество и лучшего качества товаров и услуг при неизменном количестве отработанных часов. Работник может позволить себе взять, например, неоплачиваемый дополнительный выходной, может пойти на неделю в отпуск зимой и получить дополнительную неделю отдыха летом. В этом случае начинает действовать эффект дохода: с увеличением дохода индивид чувствует себя богаче и может получить больше наслаждения от отдыха.
Таким образом, повышение ставки зарплаты влияет на выбор между трудом и досугом двояко. В одном случае повышение ставки заработной платы создает эффект замещения, увеличивая количество отработанных часов, альтернативную стоимость труда, стимулируя, таким образом, замену отдыха на труд. В другом — повышение ставки заработной платы создает эффект дохода, сокращая количество отработанных часов. Повышение реальных доходов работников стимулирует потребление ими "нормальных товаров", каковыми является и отдых. Следовательно, сам по себе эффект дохода от повышения заработной платы выразится в сокращении количества труда, предлагаемого работниками.
Необходимо отметить еще одну особенность индивидуального предложения на рынке труда. При падении реальной зарплаты, для того чтобы обеспечить прежний уровень потребления жизненных благ, домохозяйствам приходится увеличивать предложение труда. На работу идут женщины, дети, многие работники стараются работать в нескольких местах, на 1,5 ставки и т.д. Это явление можно назвать эффектом низкого дохода.
Если ставка заработной платы низка, то сильнее эффект замещения досуга на труд, т.е. с ростом заработной платы увеличивается предложение рабочей силы. Однако по мере увеличения заработной платы начинает действовать эффект дохода и работники все более предпочитают досуг труду. В случае, когда эффект изменения дохода точно компенсирует эффект замещения, предложение труда становится совершенно неэластичным, т.е. изменение ставки заработной платы не влияет на объем предложения труда. При понижении дохода домохозяйств ниже ранее достигнутого уровня потребления происходит замещение свободного времени на труд.
Кривая предложения труда отдельным индивидом изображена на рис. 8.6.
От точки А до точки В преобладает эффект замещения, от точки В до точки С — эффект дохода и эффект замещения взаимоуравновешиваются, от точки С до точки D преобладает эффект дохода, а от точки А до точки Е преобладает эффект низкого дохода, выражающийся в увеличении предложения труда при падающей ставке заработной платы.
Несмотря на то что кривая предложения индивидом своего труда может изгибаться, в целом кривая предложения любого вида труда, по крайней мере с определенного уровня заработной платы, имеет тенденцию к возрастанию на всем промежутке выполнения задания. Отдельный работник может реагировать на повышение заработной платы сокращением количества отрабатываемых часов. Однако на рынке это сокращение может быть более чем компенсировано появлением новых работников из других отраслей. В результате можно сделать вывод: для каждого рынка конкретного вида труда с учетом времени и места кривая предложения труда постоянно возрастает несмотря на изгиб кривой индивидуального предложения труда.
Существует несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей рабочей силы в зависимости от степени конкуренции:
-
конкурентный рынок;
-
монопсония;
-
модель, учитывающая деятельность профсоюзов;
-
двусторонняя монополия.
Классическая модель конкурентного рынка труда характеризуется следующими чертами:
1) имеется большое число работодателей, представляющих интересы фирм, которые конкурируют друг с другом при предъявлении спроса на рабочую силу;
2) существует большое число имеющих одинаковую квалификацию работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение труда;
3) ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы. Взаимодействие спроса и предложения на совершенно конкурентном рынке может быть представлено соответствующими кривыми, показанными на рис. 8.7.
На вертикальной оси отложены ставки заработной платы — W, а на горизонтальной — количество труда — Q.
Кривая DL характеризует изменение спроса на труд. Она имеет отрицательный угол наклона. При прочих равных условиях, т.е. для работников равной квалификации, наибольший спрос приходится на тех, кто претендует на низкие ставки заработной платы, а наименьший, наоборот, на тех, кто претендует на высокие ставки.
Кривая SL отражает изменение предложения труда и имеет положительный угол наклона. Наибольшее число работников одинаковой квалификации настроены на высокую заработную плату, и лишь незначительное число согласно работать при низких заработках.
В точке Е, где пересекаются кривые спроса и предложения, спрос и предложение труда совпадают и возникает ситуация равновесия на рынке труда, т.е. количество работников, которое работодатели хотят нанять (Qe) на определенных условиях оплаты труда (We), соответствует числу работников, согласных работать за эту заработную плату.
Если цена труда выше равновесной, то наблюдается безработица, если ниже, то существует дефицит работников. Но в условиях совершенной конкуренции и рыночной гибкости ставок заработной платы ее отклонение от равновесного уровня не может продолжаться долго. Установление заработной платы выше относительно равновесного уровня вызывает сокращение спроса на труд со стороны фирм и, одновременно, увеличение предложения труда со стороны работников. В результате наблюдается избыток предложения труда. Возникающая при этом безработица оказывает давление на заработную плату в сторону ее понижения до равновесного уровня. В случае если заработная плата опускается ниже этого уровня, разворачивается противоположный процесс. В конечном счете конкурентный рынок труда характеризуется общим равновесием спроса на труд и предложением труда, а также равновесным уровнем заработной платы.
Рынок труда может иметь вид монопсонии. В этом случае предложение представлено множеством работников, а спрос — единственной фирмой-работодателем. Монопсонические условия на рынке труда складываются, как правило, в небольших населенных пунктах и отдаленных районах, где функционирует одно предприятие, обеспечивающее занятость большинства населения. Такой рынок труда характеризуется следующими условиями:
1) работники, занятые определенным видом труда, сосредоточены в основном на одной фирме;
2) данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо ввиду того, что при имеющейся у работника специальности и квалификации он не может найти другое место работы, не пройдя переподготовку;
3) фирма «диктует заработную плату» в том смысле, что ее ставка находится в прямой зависимости от числа нанимаемых работников.
В ряде случаев рынок труда может иметь вид олигопсонии, когда нескольким работодателям противостоит множество работников.
Рассмотрим процесс формирования ставки заработной платы и уровня занятости на монопсоническом рынке труда.
На рис. 8.8. кривая SS характеризует предложение труда, или средние издержки на труд со стороны фирмы. Каждая точка на данной кривой показывает ставку заработной платы одного работника, которую необходимо платить для привлечения соответствующего количества работников. Но более высокую заработную плату, которую фирма вынуждена платить для привлечения дополнительных работников, необходимо выплачивать и тем, кто уже нанят по более низким ставкам заработной платы, так как монопсонист стремится избежать недовольства из-за разных ставок на равный труд.
Выплата единой заработной платы всем работникам означает, что издержки на дополнительного работника (предельные издержки на труд, т.е. MRC) превышают ставку заработной платы на величину, необходимую для доведения ставки заработной платы всех ранее нанятых работников до нового уровня. Таким образом, кривая предельных издержек труда MRC показывает, как будут изменяться предельные издержки фирмы на наем работников по более высоким ставкам в связи с необходимостью доведения ставок заработной платы ранее нанятых работников до ставок дополнительно принятых работников.
На рис. 8.8 видно, что кривая предельных издержек MRC расположена выше кривой средних издержек труда, или предложения труда SS, так как предельные издержки монопсониста на наем работников выше средних ставок заработной платы. Для максимизации прибыли фирма стремится уравнять предельные издержки на труд с предельным спросом на труд в точке пересечения кривой спроса DD с кривой предельных издержек MRC (точка в). Монопсонист будет нанимать Qm работников (по сравнению с Qc в условиях совершенной конкуренции) и платить ставку заработной платы Wm (в отличие от конкурентной ставки Wc). Таким образом, при прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества рабочих. При этом он выплачивает более низкую ставку заработной платы, чем в условиях совершенно конкурентного рынка труда. Наниматель-монопсонист считает выгодным сокращать занятость, чтобы снизить ставку заработной платы ниже конкурентной.
Модель рынка труда с учетом действий профсоюзов. Профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы.
С целью увеличения спроса на труд профсоюзы стремятся:
-
увеличить спрос на производимые продукты или услуги при помощи рекламы «товаров с профсоюзной этикеткой» ;
-
повысить производительность труда;
-
изменить цены на другие вводимые факторы производства.
Профсоюзы могут воздействовать на рост ставок заработной платы через ограничение предложения труда путем борьбы за сокращение детского труда, ограничение миграции, обязательный выход на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста, сокращение рабочей недели.
Отраслевые профсоюзы, не ограничивая число своих членов, стремятся объединить практически всех работников отрасли. Это позволяет им оказывать на работодателей значительное давление при установлении ставок заработной платы, поскольку с помощью забастовки профсоюз может полностью лишить фирму предложения труда. Графически это воздействие показано на рис.8.9.
Объединяя практически всех работников и контролируя предложение труда, профсоюзы навязывают фирме ставку заработной платы Wv, превышающую конкурентную ставку Wс. Кривая предложения труда перемещается из SS в WvaS. При ставке заработной платы Wv наниматели будут сокращать занятость с Qс до Qv.
Модель двусторонней монополии характеризует рыночную структуру, где существует единственный продавец и единственный покупатель труда. Она характерна для условий монопсонического рынка труда, на котором сформировался сильный отраслевой профсоюз. Схематично это можно представить, объединив монопсоническую модель с моделью отраслевых профсоюзов, как показано на рис. 8.10.
Если фирма-монопсонист стремится установить ставку заработной платы на уровне Wm, а отраслевой профсоюз добивается установления ее на уровне Wv, то в конечном счете ставка будет приближаться к равновесному уровню Wс При этом у фирмы исчезает стремление к ограничению занятости до уровня Qm, и она устанавливается на уровне Qс. В итоге ставки заработной платы и уровень занятости приближаются к условиям конкурентного рынка труда.
- Система открытого образования
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя 8
- Тема2. Теория производства фирмы 33
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства 125
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия 180
- Введение
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Предельная и общая полезность яблок (в ютилях)
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Комбинации благ а и в, имеющие одинаковую полезность для потребителя х (гипотетические данные)
- Бюджетные ограничения потребителя
- Комбинации благ а и в, доступные покупателю с доходом 12 денежных единицах (условные данные)
- Лекция 2. Равновесие потребителя. Эффекты замещения и дохода
- Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса вследствие снижения цен
- Контрольные вопросы по теме № 1 "Основы теории поведения потребителя"
- Тема2. Теория производства фирмы Лекция 3. Кругооборот факторов производства
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Структура фондов предприятия
- Лекция 4. Производственная функция. Взаимозаменяемость факторов производства
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Варианты комбинаций производственных факторов (капитала и труда) для заданного объема выпуска (10 единиц)
- Продукт фирмы: общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Контрольные вопросы по теме №2 "Теория производства фирмы"
- Тема 3. Издержки производства Лекция 5. Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Динамика издержек фирмы в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения себестоимости
- Контрольные вопросы по теме №3 "Издержки производства"
- Тема 4. Доходы фирмы Лекция 6. Доходы фирмы
- Доход фирмы и его виды
- Совокупный, средний и предельный доходы (при изменяющихся ценах)
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Контрольные вопросы по теме №4 "Доходы фирмы"
- Тема 5. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции Лекция 7. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Контрольные вопросы по теме №5 "Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции"
- Тема 6. Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции Лекция 8. Подходы к трактовке понятия несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях чистой монополии
- Лекция 9. Монополистическая конкуренция
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Лекция 10. Олигополия
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Контрольные вопросы по теме №6 "Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции"
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства Лекция 11. Рынок ресурсов
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Лекция 12. Рынок труда
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Лекция 13. Рынок капитала. Инвестиции. Рынок ценных бумаг
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- , Отсюда ,
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Лекция 14. Рынок природных ресурсов
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- 1000 Денеж.Ед.
- Контрольные вопросы по теме № 7 «Ценообразование на факторы производства»
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия Лекция 15. Механизм микроэкономического регулирования
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования развития фирмы: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Лекция 16. Государственное регулирование деятельности предприятия
- Контрольные вопросы по теме № 8 «Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия»
- Экзаменационные вопросы.
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.