Особенности ценообразования на рынках ресурсов
Производственная деятельность фирмы предполагает приобретение ею необходимых ресурсов (природных, трудовых, материальных, финансовых), которые реально вовлечённые в процесс производства, выступают как факторы. Поэтому, рынки, на которых происходит продажа-купля ресурсов (факторов), называются рынками ресурсов (факторов производства). Они включают рынок земли (природные ресурсы), рынок труда и рынок капитала. На этих рынках действуют те же законы, что и на потребительском рынке, но каждый рынок имеет свою специфику.
На рынках ресурсов (факторов производства) покупателями в основном выступают фирмы и государство, а продавцами — государство и домашние хозяйства (собственники ресурсов).
Важная особенность цен на ресурсы заключается в том, что, с одной стороны, от их уровня зависят расходы предприятий на приобретение факторов производства, а с другой — они выступают основным фактором, который определяет доходы собственников ресурсов в форме ренты, заработной платы, процента и прибыли. Цены на ресурсы в рыночной экономике формируются под влиянием спроса и предложения.
Главная особенность спроса на ресурсы состоит в том, что он имеет производный характер, т.е. зависит от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Поэтому чем выше спрос на конечную продукцию, тем выше спрос на ресурсы, необходимые для ее выпуска.
Кроме того, спрос на ресурсы со стороны отдельной фирмы определяется ценами на них. Средства, затрачиваемые на покупку ресурсов, входят в издержки производства. Поэтому фирма стремится использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволяет ей минимизировать издержки и максимизировать прибыль.
Спрос на ресурсы также зависит от их отдачи или производительности, которая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства. Поэтому фирма будет расширять применение ресурсов до тех пор, пока от каждого дополнительного ресурса доход увеличивается в большей степени, чем издержки.
Рассмотрим спрос на ресурсы отдельной фирмы на конкурентном рынке факторов производства в краткосрочном и долговременном периодах. Конкурентный рынок факторов производства — это рынок, на котором имеется такое большое количество продавцов и покупателей ресурсов, что отдельный продавец или покупатель не может влиять на их рыночную цену. Как покупатели, так и продавцы ресурсов могут свободно принимать решения о входе и выходе с этого рынка.
Когда фирма в условиях совершенной конкуренции решает вопрос о покупке дополнительной единицы ресурса она прежде всего оценивает ее возможное влияние на доход. Предположим, что фирма в краткосрочном периоде использует только один переменный ресурс—труд (L). Чем больше его затрачивается в процессе производства, тем больше продукции выпускает фирма. Прирост выпуска продукции в физических единицах, обеспеченный за счет увеличения использования переменного ресурса на одну единицу, называется предельным продуктом (МР). Изменение дохода фирмы за счет приобретения дополнительной единицы переменного ресурса называется предельной доходностью ресурса (MRP). Выгода от найма каждого рабочего зависит от размеров предельного продукта и добавочного дохода, который может быть получен в результате продаж дополнительной единицы продукции. Следовательно, предельная доходность ресурса (доход от предельного продукта ресурса) определяется как произведение предельного продукта ресурса и предельного дохода от продажи дополнительной единицы продукции. В нашем примере доход от предельного продукта ресурса труда (MRPL) равен:
MRPL=MPL MR,
где МРL — предельный продукт ресурса труда;
MR — предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.
Определение предельной доходности ресурса позволяет фирме оценить эффективность использования дополнительных единиц ресурса.
Предельную доходность ресурса можно рассчитать и по-другому. Предельный продукт (MPL) — это дополнительная продукция, связанная с наймом дополнительной единицы труда , а предельный доход фирмы (MR) — это дополнительный доход, полученный от продажи добавочного объема продукции . Доход от предельного продукта ресурса труда может быть определен по следующей формуле:
Данное уравнение показывает изменение общего дохода, связанное с изменением количества единиц ресурса — труда. С ростом количества труда, вовлеченного в производство, величина предельной доходности убывает. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, по мере роста объема выпускаемой продукции сокращается предельный доход. Во-вторых, величина самого предельного продукта начинает уменьшаться согласно действию закона убывающей отдачи факторов производства. Это обуславливает ниспадающий характер предельной доходности ресурса (MRPL) (рис. 8.1.).
Показатель стоимости предельного продукта ресурса (VMPL) определяется путем умножения предельного продукта ресурса на цену, по которой продана дополнительная продукция:
VMPL = MPL P,
где Р — цена продукции фирмы.
На совершенно конкурентном рынке цена продукции равна предельному доходу (Р = MR). Отсюда стоимость предельного продукта ресурса будет равна предельной доходности ресурса при любом объеме его использования (VMPL = MRPL). Стоимость предельного продукта труда показывает ценность продукции, произведенной дополнительными работниками и проданной на рынке, что, в конечном счете, соответствует спросу на труд.
Концепция предельной доходности может быть применена к процедуре найма фирмой рабочих. Предельная доходность продукта показывает, сколько фирма готова заплатить, чтобы нанять дополнительного рабочего. Перед принятием решения об использовании в производстве дополнительного количества единиц труда фирма всегда сравнивает возможный доход с издержками, т.е. оценивает прибыль. Прирост общих издержек фирмы за счет введения в производство дополнительной единицы переменного ресурса называется предельными издержками на ресурсы (MRC). Когда фирма нанимает работника на совершенно конкурентном рынке труда, то предельные издержки на каждый человеко-день труда будут равны ежедневной заработной плате (MRCL = W).
Следовательно, изменение прибыли от привлечения дополнительной единицы труда составит:
прибыли = выручки - издержек = МРL Р - W.
Прибыль достигнет максимума, когда ее прирост будет равен нулю. Спрос фирмы на ресурс определяется равенством:
МРL Р = W.
Величина предельной доходности труда показывает конечный результат привлечения одного дополнительного работника. Однако наем этого работника одновременно увеличивает и издержки на величину его заработной платы. Следовательно, чистый эффект привлечения дополнительного работника, влияющий на объем прибыли фирмы, определяется как разность предельной доходности ресурса и размера заработной платы дополнительного работника:
MRPL - MRCL = MRPL - W.
Существует правило использования ресурсов: прибыль фирмы увеличивается за счет привлечения дополнительных единиц ресурса вплоть до того момента (точка К на рис. 8.2), когда доход от предельного продукта ресурса будет равен предельным издержкам ресурса: MRP = MPC.
Правило использования ресурсов приводит к функции производственного спроса фирмы на каждый ресурс. Изменение цены ресурса вызывает как эффект замены, когда фирма заменяет дорогие ресурсы более дешевыми, так и эффект выпуска — увеличивается выпуск продукции, когда цена ресурса снижается, и сокращается, когда цена ресурса растет.
Кривая спроса на ресурс со стороны фирмы показывает, как изменяется объем потребленных фирмой ресурсов при изменении цен на них (при прочих равных условиях). Существует обратная зависимость между ценой ресурса — заработной платой, и количеством нанимаемых работников, что является следствием снижения предельного продукта труда по мере использования все большего объема этого ресурса в краткосрочном периоде. Фирма нанимает работников до тех пор, пока реальная заработная плата не станет равна предельной доходности ресурса. Таким образом, кривая спроса на ресурсы (DL) в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельной доходности ресурса (МRРL) и имеет ниспадающий характер (рис. 8.2).
Выделяют индивидуальный, отраслевой и рыночный спрос на ресурс. Различные предпринимательские фирмы самостоятельно принимают решения об объеме индивидуального спроса на ресурс и их действия могут остаться не замеченными со стороны отдельных покупателей. Отраслевой спрос — это сумма объемов спроса на ресурс со стороны отдельных фирм, относящихся к одной отрасли. Рыночный спрос на ресурс представляет собой сумму объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей, при любой цене на него.
Через ценовой механизм рынок информирует об изменении спроса на каждый экономический ресурс. С динамикой цен тесно связана эластичность спроса на ресурс по цене, характеризующая степень изменения спроса на ресурс при изменении его цены. Соответствующий коэффициент эластичности спроса на ресурс по цене E. определяется, как частное от деления процентного изменения спроса на ресурс к процентному изменению цены ресурса:
,
где %Q — процентное изменение спроса на ресурс;
% Р — процентное изменение цены ресурса;
Q1 и Q0 — спрос на ресурс в данном и базисном периодах;
Р1 и Р0 — цена на ресурс в данном и базисном периодах.
Различают следующие этапы эластичности:
-
единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объём спроса изменяется соответственно на 1% (Е=1);
-
эластичный спрос, когда объём спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Е>1);
-
неэластичный спрос, когда объём спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Е<1);
-
совершенно неэластичный спрос, когда объём спроса не изменяется при любом изменении цены (Е=0);
-
бесконечно эластичный спрос, когда объём спроса может изменяться до бесконечности при неизменном изменении цены (Е=).
На эластичность спроса на ресурс по цене влияют следующие факторы:
1) изменение предельной доходности ресурса. Если предельная доходность снижается медленно, то спрос на ресурс относительно эластичен;
2) взаимозаменяемость ресурсов. Если данный ресурс может быть легко заменен другим, спрос на него будет относительно эластичным;
3) доля ресурса в издержках фирмы. Чем большую долю данный ресурс занимает в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса на него;
4) эластичность спроса на готовую продукцию. Чем выше эластичность спроса на готовую продукцию, тем выше эластичность спроса на ресурс;
5) структура рынка готовой продукции. При совершенной конкуренции эластичность спроса фирмы на ресурс будет выше, чем в условиях несовершенной конкуренции.
Сдвиг кривой рыночного спроса на ресурс происходит в результате влияния неценовых факторов:
1) изменение спроса на готовую продукцию, в производстве которой используется данный ресурс, приводит к изменению спроса на него в том же направлении;
2) изменение производительности. При прочих равных условиях изменение производительности труда приводит к однонаправленному изменению кривой спроса на труд;
3) цены на другие ресурсы. Если снижается цена на заменитель данного ресурса, то это приведет к снижению спроса на данный ресурс. Если два ресурса дополняют друг друга, то снижение цены на один из них повысит спрос на другой;
4) изменение в технологии производства. Ресурсосберегающие технологии способствуют экономии применяемых ресурсов, снижению их потребления и в конечном счете уменьшают спрос на эти ресурсы.
Предложение ресурсов (факторов производства) — это то их количество, которое может быть представлено на рынке в определенное время и по определенным ценам. Предложение факторов производства обусловливается их ограниченностью, редкостью, определяется спросом на них и зависит от специфики каждого ресурса.
Предложение каждого фактора производства имеет различную эластичность, что также связано со степенью ограниченности ресурсов. Например, предложение на рынке земли обычно неэластично, так как площадь суши практически не изменяется. Предложение на рынке сырья имеет более эластичный характер, так как периодически находятся взаимозаменяемые виды сырья и материалов (синтетический каучук, синтетические волокна и т.п.).
Кривые предложения ресурсов для отрасли с постоянными издержками (S) всегда совершенно эластичны при их рыночной цене (рис. 8.3).
Такие отрасли приобретают небольшую долю ресурсов. Поэтому увеличение с их стороны спроса на факторы производства при прочих равных условиях почти не оказывает влияния на рыночные цены ресурсов.
Отрасли с растущими издержками покупают значительные объемы определенных ресурсов. Поэтому при увеличении масштабов производства цены на ресурсы растут. Кривые предложения этих ресурсов (S) имеют восходящий наклон.
Кривая рыночного предложения ресурсов в кратковременном периоде также имеет восходящий характер (рис. 8.4).
Фирма заинтересована не в наибольшем объеме выпускаемой продукции, а в таком, который обеспечит максимальную прибыль. Максимизирующее прибыль количество ресурсов труда, используемых фирмой, определяется точкой пересечения кривых их предложения и спроса.
На рис. 8.5 проиллюстрирован механизм установления рыночного равновесия на рынке ресурсов. Кривая спроса, например, труда, DL, совпадает с кривой МRР1. Спрос на труд повышается по мере того, как ставка заработной платы понижается. Поскольку рынок труда совершенно конкурентен, фирма может нанять столько рабочих, сколько она пожелает при рыночной зарплате. Поэтому кривая предложения трудовых ресурсов (S) является горизонтальной линией и совпадает с кривой предельных издержек (МRС).
Фирма может купить любые ресурсы по рыночным ценам. Поскольку цена единицы продукта и предельный доход на совершенно конкурентном рынке продукции равны, постольку и цена на ресурсы и предельные издержки на ресурсы также равны (Р = MRC). Принцип выбора фирмой количества используемого ресурса аналогичен принципу определения оптимального объема выпуска. Фирме выгодно увеличивать количество используемых ресурсов до точки К, где их предельная доходность равна предельным издержкам (MRP = MRC).
В условиях несовершенной конкуренции покупатель или продавец могут оказывать влияние на цены ресурсов. Предельная доходность ресурса в условиях совершенной конкуренции уменьшается по одной причине: снижается предельный продукт. В условиях несовершенной конкуренции MRP убывает по двум причинам: уменьшается предельный продукт и падает цена на него. В результате кривая предельной доходности (МRР2) имеет больший угол наклона, т.е. менее эластична, чем кривая предельной доходности ресурсов в условиях совершенной конкуренции (MRP1) (рис. 8.5).
В долгосрочном периоде все используемые фирмой ресурсы являются переменными. Предположим, что фирма применяет три фактора производства: труд, капитал и землю. Она максимизирует прибыль, увеличивая применение каждого из факторов производства до того момента, когда предельная доходность равна предельным издержкам ресурса, т.е. должны быть выполнены следующие три условия:
МРL MR = W или MRPL = W;
МРK MR = rК или MRPК = rК;
МРЗ MR = rЗ или MRPЗ = rЗ ,
где МРL, МРК, МРЗ — предельный продукт труда, капитала и земли;
MR — предельный доход от использования ресурсов;
W, rК, rЗ — заработная плата, процент, земельная рента.
Поскольку заработная плата, процент и земельная рента представляют собой цены на соответствующие ресурсы, то фирма-производитель из множества вариантов делает выбор, принимая во внимание как производительность ресурсов, так и цены на них. Фирма минимизирует издержки производства при условии, когда достигается равенство отношений предельной доходности каждого ресурса к их ценам:
Очевидно, что данное равенство вытекает из предыдущих. Логично, что фирмы-производители будут замещать более дорогие ресурсы более дешевыми, а менее производительные — более производительными. Существует правило наименьших издержек: процесс замещения факторов производства происходит до того момента, когда последняя денежная единица, истраченная на каждый ресурс, даст одинаковый предельный продукт.
Минимизация издержек является необходимым, но не единственным условием максимизации прибыли. Как известно, выпуск продукции с максимальной прибылью достигается при условии равенства предельного дохода предельным издержкам (MR = МС).
У фирмы может быть несколько объемов выпуска, при которых ее издержки будут минимальными. Но только при одном объеме выпуска она может получить максимальную прибыль. Правило максимизации прибыли гласит: любая фирма, максимизирующая прибыль приобретает ресурсы на конкурентных рынках в таком сочетании, чтобы каждый вводимый фактор производства использовался до того момента, когда его цена станет равна его предельной доходности:
РК = MRPК; РL = MRPL; PЗ = MRPЗ
Преобразуем равенства, разделив их обе части на РК, РL и РЗ. Получим следующее равенство:
Это равенство отражает условие получения фирмой максимальной прибыли. В этом случае фирма полностью использует все возможности факторов производства.
Согласно теории предельной производительности все владельцы ресурсов получают вознаграждение в соответствии со своим вкладом в производство продукции. На первый взгляд распределение доходов осуществляется вполне справедливо, однако здесь необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, распределение дохода характеризуется значительным неравенством из-за неравенства в распределении производственных ресурсов, поскольку у всех членов общества разные способности, а некоторые из них и вообще не в состоянии участвовать в производстве и получать доходы. Кроме того, согласно теории предельной производительности собственники ресурсов получают их часть по наследству, соответственно и доход от унаследованной собственности на ресурсы находится в противоречии с принципом "каждому в соответствии с тем, что он создает".
Во-вторых, теория предельной производительности основывается на предположении о конкурентных рынках. В действительности же в силу существующей на рынке ресурсов монополии и монопсонии ставки заработной платы и цены на другие ресурсы не отражают вклада факторов производства в выпуск продукта. Представляется, что в любой национальной экономике должны быть подсистемы, призванные регулировать распределение в соответствии с принципами социальной справедливости (налоговая, фискальная политика, принципы наследования и т.д.).
- Система открытого образования
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя 8
- Тема2. Теория производства фирмы 33
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства 125
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия 180
- Введение
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Предельная и общая полезность яблок (в ютилях)
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Комбинации благ а и в, имеющие одинаковую полезность для потребителя х (гипотетические данные)
- Бюджетные ограничения потребителя
- Комбинации благ а и в, доступные покупателю с доходом 12 денежных единицах (условные данные)
- Лекция 2. Равновесие потребителя. Эффекты замещения и дохода
- Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса вследствие снижения цен
- Контрольные вопросы по теме № 1 "Основы теории поведения потребителя"
- Тема2. Теория производства фирмы Лекция 3. Кругооборот факторов производства
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Структура фондов предприятия
- Лекция 4. Производственная функция. Взаимозаменяемость факторов производства
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Варианты комбинаций производственных факторов (капитала и труда) для заданного объема выпуска (10 единиц)
- Продукт фирмы: общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Контрольные вопросы по теме №2 "Теория производства фирмы"
- Тема 3. Издержки производства Лекция 5. Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Динамика издержек фирмы в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения себестоимости
- Контрольные вопросы по теме №3 "Издержки производства"
- Тема 4. Доходы фирмы Лекция 6. Доходы фирмы
- Доход фирмы и его виды
- Совокупный, средний и предельный доходы (при изменяющихся ценах)
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Контрольные вопросы по теме №4 "Доходы фирмы"
- Тема 5. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции Лекция 7. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Контрольные вопросы по теме №5 "Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции"
- Тема 6. Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции Лекция 8. Подходы к трактовке понятия несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях чистой монополии
- Лекция 9. Монополистическая конкуренция
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Лекция 10. Олигополия
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Контрольные вопросы по теме №6 "Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции"
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства Лекция 11. Рынок ресурсов
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Лекция 12. Рынок труда
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Лекция 13. Рынок капитала. Инвестиции. Рынок ценных бумаг
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- , Отсюда ,
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Лекция 14. Рынок природных ресурсов
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- 1000 Денеж.Ед.
- Контрольные вопросы по теме № 7 «Ценообразование на факторы производства»
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия Лекция 15. Механизм микроэкономического регулирования
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования развития фирмы: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Лекция 16. Государственное регулирование деятельности предприятия
- Контрольные вопросы по теме № 8 «Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия»
- Экзаменационные вопросы.
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.