logo search
билет 11

Здравоохранение в ссср

Здравоохранение — система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья населения. В СССР и других социалистических государствах забота о здоровье населения является общегосударственной задачей, в осуществлении которой принимают участие все звенья государственной и общественной системы. В дореволюционной России не существовало государственной организации здравоохранения. Открытие больниц, амбулаторий и других лечебных учреждений осуществлялось различными ведомствами и организациями без единого государственного плана и в количествах, крайне недостаточных для нужд охраны здоровья населения. Значительное место в медпомощи населению (особенно городскому) занимали частнопрактикующие врачи. Впервые задачи в области охраны здоровья трудящихся были разработаны В. И. Лениным. В Программе Партии, написанной В. И. Лениным и принятой II съездом Партии в 1903 г., были выдвинуты требования восьмичасового рабочего дня, полного запрещения детского труда, запрещения труда женщин на вредных производствах, организации на предприятиях яслей для детей, бесплатной медпомощи рабочим за счет предпринимателей, государственного страхования рабочих и установления надлежащего санитарного режима на предприятиях. После Великой Октябрьской социалистической революции в Программе Партии, принятой на VIII съезде в 1919 г., были определены основные задачи Партии и Советской власти в области охраны здоровья народа. В соответствии с этой Программой были разработаны теоретические и организационные основы советского здравоохранения. Главными принципами советского здравоохранения являлись: государственный характер и плановость профилактическое направление, общедоступность, бесплатность и высокое качество медицинской помощи, единство медицинской науки и практики здравоохранения, участие общественности и широких масс трудящихся в деятельности органов и учреждений здравоохранения. По инициативе В. И. Ленина VIII съезд Партии постановил решительно проводить в интересах трудящихся такие мероприятия, как оздоровление населенных мест, организация общественного питания на научно-гигиенической основе, профилактика инфекционных заболеваний, создание санитарного законодательства, организованная борьба с туберкулезом, венерическими заболеваниями, алкоголизмом и другими социальными болезнями, обеспечение общедоступной квалифицированной медпомощью и лечением. 24/1 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет об образовании Совета врачебных коллегий, а 11/VII 1918 г.— декрет об учреждении Народного комиссариата здравоохранения. Ленинские декреты о земле, о национализации крупной промышленности, о восьмичасовом рабочем дне создали политические, экономические и социально-гигиенические предпосылки для улучшения материального благосостояния рабочих и крестьян, а тем самым и для укрепления их здоровья, улучшения условий труда и быта. Декреты о страховании на случай болезни, о национализации аптек, о Совете врачебных коллегий, о создании Народного комиссариата здравоохранения и многие другие подняли проблемы здравоохранения до уровня общегосударственных, общенародных задач. В. И. Лениным подписано свыше 100 декретов по организации здравоохранения. В них содержатся руководящие указания по всем важнейшим разделам охраны здоровья трудящихся. Они отражают политику Коммунистической партии и Советской власти в деле разрешения важнейших проблем здравоохранения.

Развитие экономики, подъем материального благосостояния трудящихся, общей и санитарной культуры населения рассматривались В. И. Лениным как основа укрепления здоровья людей и предпосылка для ликвидации массовойзаболеваемости. В первые же дни существования Советской власти государство полностью взяло на себя заботу об охране здоровья народа. В своих законодательных актах Советское правительство наметило провести широкие оздоровительные и санитарные мероприятия, имеющие целью прежде всего предупредить развитие заболеваний. Указания В. И. Ленина о необходимости борьбы с сыпным и возвратным тифами, оспой, холерой и др. заболеваниями, о необходимости наведения образцовой чистоты в городах и селах страны имели решающее значение в ликвидацииэпидемий в стране. Были осуществлены конкретные меры по улучшению сан.-гиг. условий населенных мест, охране почвы, воды и воздуха, организации питания населения, предупреждению развития и распространения заразных болезней. Определены задачи по созданию санитарного законодательства, проведению борьбы с социальными болезнями, обеспечению всего населения страны квалифицированной бесплатной медпомощью. Яркой страницей в истории профилактического направления советского здравоохранения является организация системы охраны материнства и детства и курортной помощи в СССР. В. И. Ленин уделял этим вопросам большое внимание. Все основные декреты, определявшие общие положения по охране здоровья матери и ребенка, а также по курортному строительству, были подготовлены при его ближайшем участии и подписаны им. Охране здоровья народа служит не только система медпомощи населению, осуществляемая органами здравоохранения, но и вся многогранная деятельность Советского государства, включая мероприятия по подъему материального и культурного уровня жизни народа, охране труда, социальному страхованию, социальному обеспечению, осуществлению массового физического воспитания и т. д. Государственный характер советского здравоохранения подчеркивалось в  Программе КПСС, принятой XXII съездом Партии. В Программе записано, что «социалистическое государство — единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения. Это обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий». Лозунг КПСС — «Все во имя человека, для блага человека». Директивы XXIV съезда Партии предусматривают меры по дальнейшему улучшению здравоохранения. Намечено продолжить строительство крупных специализированных и многопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров с тем, чтобы повысить качество специализированной медпомощи и полнее обеспечить население всеми ее видами; расширить сеть станций скорой помощи и санэпидстанций. Должна быть полностью обеспечена потребность населения и учреждений здравоохранения в лекарствах и других медицинских препаратах. Количество больничных коек должно быть доведено в 1975 г. до 3 млн., предусмотрено также повышение норм расходов на питание в больницах. Более широко будут развиваться научные исследования по важнейшим проблемам медицины и здравоохранения. Численность врачей увеличится, повысится уровень подготовки медперсонала. Дальнейшее развитие получит санаторно-курортное лечение. В СССР план развития здравоохранения входил составной частью в государственный план народного хозяйства, что обеспечивало развитие всех разделов здравоохранения и подготовку медицинских кадров в соответствии с задачами совершенствования медицинской помощи всему населению. Материальные средства для выполнения плана развития здравоохранения предусматривались в государственном бюджете СССР.

Помимо средств, выделяемых на здравоохранение из государственного бюджета СССР, на эти же цели выделялись значительные средства некоторыми государственными, кооперативными предприятиями и профсоюзными организациями, а также колхозами. Органы здравоохранения СССР являлись частью советского государственного аппарата. Центральным органом государственного руководства здравоохранения являлось Министерство здравоохранения СССР. В каждой союзной республике имелось министерство здравоохранения, которое в административном отношении было подчинено Совету Министров республики, а в специальном — Министерству здравоохранения СССР, приказы и инструкции которого действовали на территории всей страны. Это обеспечивало единство развития сети учреждений здравоохранения и организации медицинской помощи населению. Вместе с тем наличие министерства здравоохранения в каждой республике позволяло учитывать местные особенности и условия. Руководство здравоохранения на местах обеспечивалось министерствами здравоохранения автономных республик, областными, краевыми, городскими и районными отделами здравоохранения, а в сельских районах — центральными районными больницами. Наличие медицинских учреждений в системе некоторых других министерств (например, в Министерстве путей сообщения СССР) не исключало принципа единства и плановости в проведении лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, так как контроль за работой в этой области осуществляло Министерство здравоохранения СССР. Медицинская помощь в СССР оказывалась бесплатно. Это определяло ее доступность для всего населения страны. За годы Советской власти получила значительное развитие сеть лечебно-профилактических учреждений для взрослых и детей, санитарно-противоэпидемических учреждений, высших и средних учебных заведений для подготовки врачебных и средних медицинских кадров, научно-исследовательских учреждений, курортов, санаториев и домов отдыха, аптек и т. д.  Развитие сети медицинских учреждений и обеспечение их врачами, медицинскими сестрами и другим медицинским персоналом, оснащение совершенной медицинской техникой и аппаратурой дало возможность населению получать квалифицированную медицинскую помощь в любом районе страны и создало условия для решения новых задач, поставленных перед советским здравоохранением Коммунистической партией и Советским  правительством. Наиболее актуальными задачами советского здравоохранения являлись повышение качества медицинской помощи путем развития специализации и совершенствования культуры работы медицинских учреждений, широкое использование в практике достижений медицинской науки и техники. Пути решения этих задач определены в постановлении Верховного Совета СССР от 26 июня 1968 г. и постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление предусматривало значительное улучшение специализированной помощи населению путем строительства большого числа крупных больниц, лучшего их оснащения и значительного повышения норм содержания больных. Осуществлению задач по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки несомненно способствовали «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик», принятые в декабре 1969 г. сессией Верховного Совета СССР VII созыва. В Законе указано, что в СССР населению оказывается общедоступная бесплатная и квалифицированная медицинская помощь, осуществляется широкая система социально-экономических и медицинских мероприятий, Способствующих повышению уровня охраны здоровья населения. Закон устанавливает, что охрана здоровья является обязанностью всех государственных органов и общественных организаций и требует от граждан бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества.

Генеральной линией в развитии советского здравоохранения являлось профилактическое направление, которое обеспечивалось социально-экономическими мероприятиями государства и специфической лечебно-профилактической деятельностью. Выполняя взятые на себя обязательства по охране здоровья народа, Советское правительство постоянно заботилось об улучшении условий жизни населения страны, улучшались условия труда на производстве, развивалось жилищное строительство. В стране были созданы условия для повышения культурного и санитарного уровня населения, улучшалась медицинская помощь, совершенствовалась система социального обеспечения. Важным фактором, обеспечивающим улучшение состояния здоровья населения, являлась проводимая в СССР профилактическая работа по охране внешней среды — воды, почвы, воздуха. Эта работа осуществлялась всеми государственными организациями и органами здравоохранения при широком участии общественности всей страны и проводится в соответствии с государственным санитарным законодательством и специальными задачами, стоявшими в той или иной союзной республике. Весьма важная роль в охране внешней среды принадлежала санитарно-противоэпидемической организации, широкой сети санэпидстанций. Важнейшим методом профилактики являлось диспансерное обслуживание населения (см. Диспансеризация). Осуществлению профилактического направления способствовало широкое санитарно - гигиеническое просвещение населения, которым занимались медицинские работники всех учреждений в содружестве с общественными организациями. Для организации и проведения санитарного просвещения во всех городах имелись специальные учреждения — дома санитарного просвещения (см. Санитарное просвещение). В них, а также при промышленных предприятиях, учреждениях и т. д. в последние годы по инициативе самих трудящихся создавались университеты и школы здоровья, в которых читались циклы лекций по различным вопросам гигиены и медицины. Важная роль в деле охраны здоровья народа, профилактики заболеваний, дальнейшего повышения качества медицинской помощи населению принадлежала медицинской науке. Характерной особенностью развития медицинской науки в СССР являлось то, что наряду с осуществлением крупных теоретических исследований усилия ученых направлялись и на решение главных задач практического здравоохранения. На всех этапах социалистического строительства борьба за укрепление здоровья народа, ликвидация многих болезней и снижение общейзаболеваемости осуществлялись на основе достижений медицинской науки. Создание научно-исследовательских институтов проводилось в соответствии с задачами, стоящими не только перед практическим здравоохранением, но и перед всем народным хозяйством страны. Научно-исследовательские институты проводят большую работу по оказанию помощи органам здравоохранения путем внедрения научных достижений в практику работы лечебно-профилактических учреждений, осуществляют консультативную помощь, проводят подготовку специалистов для практических учреждений. Многие институты тесно связаны с промышленностью,сельским хозяйством, органами народного образования, коммунального хозяйства, социального обеспечения и т. д. В развитии здравоохранения, решении задач по охране и улучшению здоровья народа активное участие принимали широкие слои населения. Привлечение к участию в деятельности органов и учреждений здравоохранения широкой общественности осуществлялось в нашей стране с первых дней Советской власти по инициативе В. И. Ленина. Формы участия населения в развитии здравоохранения менялись в зависимости от задач, стоящих перед государством. Особенно широкий размах участие населения в деятельности органов здравоохранения получило в последние годы. Верховными советами союзных республик и сессиями Советов депутатов трудящихся на местах из числа депутатов избирались постоянные комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению. Эти комиссии осуществляли контроль за деятельностью всех учреждений здравоохранения, оказывали содействие в строительстве лечебных учреждений, привлекают актив из населения к проведению массовых мероприятий по санитарному благоустройству   населенных  мест. При большинстве лечебно-профилактических учреждений создавались Общественные советы (см.), оказывающие повседневную помощь и содействие в работе учреждений здравоохранения. Самой массовой общественной организацией, помогающей органам и учреждениям здравоохранения, являлось Общество Красного Креста, Красного Полумесяца (см.). См. также Демография, Законодательство по здравоохранению, Социальная гигиенаи т. 3, табл., раздел «Здравоохранение».