Ссср. Здравоохранение↓
Развитие экономики и культуры, постоянная забота советского государства о благосостоянии и здоровье населения способствуют благоприятному течению демографических процессов в СССР, население которого выросло к 1976 по сравнению с 1913 более чем на 96 млн. человек. Рост городского населения отражает изменения в структуре производства (рост промышленности и механизация сельского хозяйства). Преобладание в составе населения женщин (136,8 млн. женщин и 118,7 млн. мужчин на 1 января 1976) сложилось в основном за счёт старших возрастов и вызвано главным образом последствиями войны. Разрыв в численности мужчин и женщин постепенно сокращается: к 1976 число мужчин и женщин в возрасте до 45 лет включительно почти сравнялось. В составе населения увеличился удельный вес лиц пожилого возраста. Вместе с тем удельный вес лиц молодого возраста (до 20 лет) продолжает значительно превышать удельный вес лиц пожилого возраста (60 лет и старше), что является благоприятным демографическим признаком.
Процессы естественного движения населения в СССР по сравнению с дореволюционной Россией характеризуются уменьшением рождаемости и снижением смертности при сохранении достаточно высоких показателей естественного прироста. По сравнению с 1913 значительное снижение рождаемости (45,5 на 1 тыс. жит. в 1913 и 18,1 — в 1975) связано, в частности, с увеличением числа лиц пожилого возраста; определённую роль в снижении рождаемости играет активное вовлечение женщин в сферу производства. Особенно выраженное снижение рождаемости в 60-е гг. связано с последствиями войны, т. к. рождаемость в 1941—46 была крайне низкой. Начиная с 1970, со вступлением в плодовитый возраст послевоенного поколения, рождаемость стабилизировалась и постепенно начинает возрастать.
Общая смертность в СССР за годы Советской власти уменьшилась более чем в 3 раза (9,3 на 1 тыс. жит. в 1975 по сравнению с 29,1 в 1913), детская смертность — почти в 10 раз (27,9 на 1 тыс. живорождённых в 1974 по сравнению с 268,6 в 1913). Некоторое повышение общей смертности в 70-х гг. отчасти вызвано изменением возрастной структуры населения. Это можно обнаружить при сравнении стандартизированных по возрастной структуре населения показателей и анализе возрастных показателей смертности. В результате снижения смертности в СССР средняя продолжительность жизни значительно возросла по сравнению с дореволюционным периодом (70 лет в 1971—72 по сравнению с 32 в 1896—97).
Улучшение условий жизни, мероприятия Советского государства по охране здоровья детей способствовали неуклонному повышению уровня физического развития представителей всех слоев населения СССР. Уже в 30-х гг. в СССР не было разницы в уровне физического развития детей и молодёжи из семей рабочих и служащих. Мероприятия, проведённые государством по ликвидации санитарных последствий Великой Отечественной войны 1941—45, способствовали тому, что к 1956 показатели физического развития были выше, чем в предвоенные годы.
Организация здравоохранения. Первые сведения об организации помощи больным на территории Киевской Руси (учреждение прибежищ для больных и инвалидов при монастырях и церквах) относятся к 10—11 вв. Первый государственный орган управления медицинским делом — Аптекарская палата (впоследствии Аптекарский приказ) — возник в России в 1581 одновременно с первой ("царёвой") аптекой. В 1592 учреждена первая пограничная станция, предназначенная для предупреждения завоза заразных болезней.
В 18 в. вопросами здравоохранения ведали Медицинская канцелярия, а с 1763 — Медицинская коллегия. В 1775 в губерниях были учреждены "приказы общественного призрения" (в ведение которых переданы благотворительные и медицинские учреждения), а затем — врачебные управы в губернских городах (кроме обеих столиц) и уездные врачебные управы — местные органы управления медицинским делом. В 1803 Медицинская коллегия была заменена Медицинским департаментом в составе Министерства внутренних дел. С конца 19 в. получили развитие такие формы здравоохранения, как земская медицина, фабрично-заводская медицина. Каждое ведомство имело свои врачебные части; единого государственного органа управления здравоохранением не существовало. Больницы, амбулатории и другие лечебные учреждения открывались различными ведомствами и частными лицами в недостаточном количестве. Лечебная помощь оказывалась преимущественно частнопрактикующими врачами. Жители окраинных районов были практически лишены медицинской помощи. Дореволюционная Россия не имела государственной системы охраны здоровья.
Созданная в СССР система здравоохранения — одно из выдающихся достижений советского народа. Задачи государства в области охраны здоровья были определены В. И. Лениным и отражены в 1-й Программе РСДРП (1903). В ней отмечалась необходимость установления 8-часового рабочего дня, запрещения детского труда, устройства на предприятиях яслей, государственного страхования рабочих, санитарного надзора на предприятиях и т. д. С первых дней Советской власти забота об охране здоровья трудящихся провозглашена важнейшей задачей социалистического государства. В условиях разрухи, эпидемий и борьбы с внутренними и внешними врагами началось строительство первой в мире государственной системы здравоохранения, в основу которой были положены самые прогрессивные и самые гуманные принципы: общедоступность и бесплатность медицинской помощи, профилактическое направление, участие широких масс трудящихся в решении вопросов охраны здоровья. Политика Советского государства в области здравоохранения была сформулирована во 2-й Программе РКП(б), принятой на 8-м съезде в 1919. В числе первоочередных задач предусматривались оздоровление населённых мест, охрана почвы, воды, воздуха, развитие общественного питания на научно-гигиенической основе, создание санитарного законодательства, обеспечение населения общедоступной бесплатной квалифицированной медицинской помощью и т. д. За годы 1-й пятилетки (1929—32) затраты на здравоохранение и физическую культуру выросли по сравнению с 1913 почти в 4 раза. Численность врачей к 1940 увеличилась почти в 6 раз, средних медицинских Работников — более чем в 10 раз, коечный фонд — в 3,8 раза (см. табл. 1).
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 все усилия здравоохранения были сосредоточены на помощи больным и раненым воинам и предотвращении эпидемий в действующей армии и тылу. Деятельность медицинских учреждений способствовала победе советского народа над фашизмом: более 72% раненых и 90% больных было возвращено в строй; впервые в истории войн удалось уберечь тыл и армию от эпидемий. Война причинила огромный ущерб советскому здравоохранению, исчислявшийся в 6,6 млрд. руб.; было уничтожено и разрушено 40 тыс. больниц, поликлиник и других медицинских учреждений. Мобилизация экономического потенциала страны и героический труд советских людей способствовали быстрому восстановлению материальной базы здравоохранения: в 1947 его основные показатели достигли довоенного уровня. В 1950 по сравнению с 1940 число врачей увеличилось на 71%, средних медицинских работников на 52%, больничных коек на 28%. С 1940 по 1975 ассигнования на здравоохранение выросли более чем в 13 раз.
Основные принципы советского здравоохранения получили дальнейшее развитие в Программе КПСС, принятой на 22-м съезде партии (1961). Вопросам здравоохранения и медицинской науки посвящен ряд постановлений ЦК КПСС и Советского правительства (например. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 "О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР" и от 5 июля 1968 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране"). Утверждение Верховным Советом СССР в 1969 Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении закрепило принципы и формы медицинской помощи населению — бесплатность, общедоступность, квалифицированность, профилактическая направленность, охрана материнства и детства, санитарно-противоэпидемическая служба и т. д. Подчёркивается, что охрана здоровья населения — обязанность всех государственных органов и общественных организаций. Предусмотрены меры по дальнейшему улучшению здравоохранения: продолжение строительства крупных специализированных и многопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров с целью повышения качества медицинской помощи и более полного обеспечения населения всеми её видами; расширение сети станций скорой помощи и санитарно-эпидемиологических станций; увеличение количества больничных коек и т. д. (показатели развития здравоохранения в 1940—75 представлены в табл. 2).
Заболеваемость. Дореволюционная Россия занимала 1-е место в Европе по распространённости среди населения инфекционных болезней; не прекращались эпидемии натуральной оспы, холеры, чумы, кишечных инфекций, сыпного и возвратного тифов, малярии и других заболеваний, наносивших огромный ущерб здоровью населения и экономике. В 1912 зарегистрировано около 13 млн. инфекционных больных. Основной причиной высокой детской смертности были детские инфекции. Крайне неблагополучным оставалось санитарное состояние страны: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия и низкий культурный уровень населения (канализация имелась лишь в 23 крупных городах; большинство населения использовало для питья воду, непригодную по бактериологическим показателям). 1-я мировая война 1914—18, Гражданская война и военная интервенция 1918—1920 создали крайне тяжёлую санитарно-эпидемиологическую обстановку. По неполным данным, с 1917 по 1922 сыпным тифом переболели около 20 млн. чел., с 1919 по 1923 возвратным тифом — около 10 млн.; за 1918—19 было зарегистрировано около 65 тыс. случаев холеры; в 1919 создалась угроза развития эпидемии натуральной оспы, возросла заболеваемость малярией и другими инфекциями. В этих условиях борьба с инфекционными заболеваниями рассматривалась как один из основных вопросов внутренней политики Советского государства. Проведённые санитарно-противоэпидемические мероприятия, улучшение жилищно-бытовых условий, благоустройство населённых мест в короткие сроки позволили резко снизить заболеваемость инфекционными болезнями, ликвидировать особо опасные инфекции. Уже в 1922 заболеваемость сыпным тифом снизилась по сравнению с 1919 более чем в 2 раза, а в 2927 — в 89 раз. После 1927 она носила Спорадический характер (некоторый подъём её в 1942—45 отмечался преимущественно на территориях, освобожденных после временной немецко-фашистской оккупации). Заболеваемость возвратным вшивым тифом к 1927 снизилась более чем в 100 раз; к 1938 она была практически ликвидирована. 10 апреля 1919 В. И. Ленин подписал декрет СНК об обязательном оспопрививании. В результате массовой противооспенной иммунизации натуральная оспа в СССР к 1936—37 была полностью ликвидирована. В дореволюционной России ежегодно регистрировалось от 5 до 7 млн. случаев заболевания малярией. В 1920 был организован Центральный институт протозойных заболеваний, в 1921 — Центральная малярийная комиссия при Наркомздраве, под руководством которой была разработана научно обоснованная программа ликвидации малярии в СССР. К 1930 заболеваемость ею снизилась по сравнению с дореволюционным периодом более чем в 3 раза. Начиная с 1963, малярия в стране не регистрируется как массовое заболевание. Значительных успехов удалось добиться и в борьбе с другими инфекционными заболеваниями: в 1971 по сравнению с 1913 заболеваемость сибирской язвой снизилась в 45 раз, брюшным тифом и паратифами — почти в 40 раз, коклюшем (1975) — в 53 раза; редкими стали дифтерия, полиомиелит, туляремия.
С 50-х гг. структура заболеваемости и причин смерти в СССР стала типичной для экономически развитых стран. Характерное распространение сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований связано, в частности, с "постарением" населения. Успехи медицины обеспечили удлинение сроков жизни больных с патологией сердца и сосудов, что способствует известному "накоплению" таких больных. Более совершенная диагностика обусловливает, в свою очередь, более полное выявление заболеваний. Наибольшее распространение имеют атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, ревматизм. Из инфекционных болезней преобладают грипп и другие респираторные инфекции, являющиеся одной из основных причин временной нетрудоспособности. Кишечные инфекции, в частности дизентерия, как правило, не имеют эпидемического распространения. Респираторные и желудочно-кишечные инфекционные заболевания носят выраженный сезонный характер. Из детских инфекций отмечаются корь, скарлатина, коклюш, эпидемический паротит; число заболеваний постоянно снижается. В структуре несчастных случаев ведущее место занимают травмы непроизводственного характера, в ряде случаев связанные с состоянием опьянения.
Медицинские кадры. В 1913 в России было 28,1 тыс. врачей, большинство которых проживало в крупных городах. Один врач приходился на 5656 чел. Неравномерность распределения врачей приводила к тому, что население многих районов было практически лишено врачебной помощи. На территории нынешних Таджикской ССР и Киргизской ССР 1 врач приходился на 50 тыс. жит., Узбекской ССР — на 31 тыс., Казахской ССР — на 23 тыс. жит. К 1975 численность врачей увеличилась по сравнению с 1913 в 30 раз, обеспеченность ими — в 18 раз (см. табл. 1). СССР занимает 1-е место в мире по численности врачей и обеспеченности ими населения.
В дореволюционной России большинство жителей не могло пользоваться специализированной врачебной помощью, поскольку она была возможна лишь в крупных городах. В 1975 по сравнению с 1940 число терапевтов и врачей санитарно-противоэпидемического профиля выросло более чем в 4 раза, хирургов — в 6,9 раза, акушеров-гинекологов, педиатров, офтальмологов — почти в 5 раз, невропатологов — почти в 7 раз, рентгенологов и радиологов — более чем в 10 раз. Обеспеченность населения врачами-специалистами в большинстве союзных республик достигла общесоюзного уровня.
В 1913 насчитывалось 46 тыс. средних медицинских работников (в т. ч. т. н. ротных фельдшеров и повивальных бабок). К 1976 число средних медицинских работников возросло в 55 раз (см. табл. 1). Обеспеченность населения средними медицинскими работниками в некоторых союзных республиках (например, Украинской, Эстонской) выше, чем общесоюзная.
СССР занимает ведущее место в мире по выпуску врачей, фармацевтов и средних медицинских работников. В дореволюционной России 17 медицинских факультетов университетов и медицинских институтов выпускали ежегодно 900 врачей. К 1975 число студентов-медиков возросло в 36 раз, выпуск врачей — более чем в 50 раз. На территории каждой союзной республики имеются высшие и средние медицинские учебные заведения, выпуск специалистов удовлетворяет потребности населения в медицинских кадрах. Среди учащихся медицинских учебных заведений имеются представители более 100 национальностей. Создана сеть институтов и факультетов усовершенствования врачей (в 1974 было 13 институтов и 18 факультетов). Врачи проходят специализацию или усовершенствование не реже 1 раза в 3—5 лет.
Санитарно-эпидемиологическая служба. В 1913—14 санитарная организация имелась в 73 городах и 40 губерниях России, работали 257 врачей, было 28 санитарно-гигиенических лабораторий; земские санитарные бюро выполняли главным образом статистическую работу. В СССР создана единая государственная санитарно-противоэпидемическая служба. Уже в 1918 в составе Наркомздрава была организована санитарно-эпидемиологическая секция, а в отделах здравоохранения исполкомов местных Советов (с 1919) — санитарно-эпидемиологические подотделы; декретом СНК РСФСР "О санитарных органах республики" (1922) устанавливалась единая организация санитарного дела, определялись задачи, права и обязанности санитарных органов. Быстрые темпы развития санитарно-противоэпидемической организации потребовали подготовки квалифицированных кадров и расширения сети специальных учреждений. В 1936 в медицинских институтах открылись первые санитарно-гигиенические факультеты; в 1939 было утверждено положение о санитарно-эпидемиологических станциях как комплексных и ведущих учреждениях санитарно-эпидемиологической службы. К 1940 санитарно-противоэпидемическая организация охватывала свыше 12,5 тыс. врачей, 1943 санитарно-эпидемиологические станции, 1490 санитарно-бактериологических лабораторий, 787 дезинфекционных станций, пунктов, отрядов (см. табл. 2). Ликвидация последствий Великой Отечественной войны 1941—45 и экономическое развитие СССР определили новые требования к работе санитарных органов, потребовали изменения их структуры. В 1948 введена обязательная организация санитарно-эпидемиологических станций при всех территориальных органах здравоохранения (республиканских, краевых, областных, городских, районных); в 1963 принято постановление Совета Министров СССР "О государственном санитарном надзоре в СССР". Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969) и Положение о государственном санитарном надзоре в СССР (1973) предоставляют санитарно-противоэпидемической службе широкие полномочия по охране внешней среды от загрязнений, надзору за промышленностью, строительством, общественным питанием, водоснабжением, благоустройством, планировкой населённых мест и т. д. В СССР запрещено введение в эксплуатацию промышленных предприятий без очистных сооружений; по всем загрязнителям внешней среды установлены предельно допустимые концентрации, вошедшие в обязательные для исполнения нормы и правила; строительство любого объекта и планировка населённых мест осуществляются с соблюдением санитарных норм и правил; предписания санитарного врача обязательны для выполнения всеми государственными и общественными организациями, учреждениями и отдельными гражданами. Санитарная служба организует проведение профилактических прививок населению, осуществляет противоэпидемические мероприятия при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также санитарно-карантинные меры и т. д.
Табл. 1. — Больничная сеть СССР и союзных республик; численность врачей и средних медицинских работников и обеспеченность ими населения СССР и союзных республик
СССР | Число больничных учреждений | Число больничных коек, тыс. | Число больничных коек на 10 тыс. жит. | ||||||||
1913 | 1940 | 1975 | 1913 | 1940 | 1975 | 1913 | 1940 | 1975 | |||
5300 | 13793 |
24250 | 207,6 |
790,9 |
3009,2 |
13,0 |
40,2 |
117,8 | |||
В том числе РСФСР | 3149 | 8477 |
13066 |
133,4 |
482,0 | 1649,2 | 14,8 | 43,3 | 122,5 | ||
УССР | 1438 | 2498 | 4122 | 47,7 | 157,6 | 578,3 | 13,6 | 37,7 | 117,8 | ||
БССР | 240 | 514 | 913 | 6,4 | 29,6 | 107,0 | 9,3 | 32,6 | 114,2 | ||
Узбекская ССР | 63 | 380 | 1159 | 1,0 | 20,3 | 145,6 | 2,3 | 30,1 | 103,4 | ||
Казахская ССР | 98 | 627 | 1770 | 1,8 | 25,4 | 178,6 | 3,2 | 39,5 | 124,6 | ||
Грузинская ССР | 41 | 314 | 500 | 2,1 | 13,3 | 48,0 | 8,0 | 36,0 | 96,9 | ||
Азербайджанская ССР | 43 | 222 |
748 |
1,1 |
12,6 |
54,8 | 4,8 |
37,8 |
96,3 | ||
Литовская ССР | 44 | 77 | 229 | 2,2 | 8,9 | 36,9 | 7,7 | 30,0 | 111,2 | ||
Молдавская ССР | 68 | 109 | 354 | 2,5 | 6,1 | 42,0 | 12,2 | 24,6 | 109,2 | ||
Латвийская ССР | 50 | 89 | 187 | 6,2 | 12,0 | 31,7 | 24,9 | 63,0 | 126,9 | ||
Киргизская ССР | 6 | 112 | 263 | 0,1 | 3,8 | 37,4 | 1,2 | 24,1 | 111.2 | ||
Таджикская ССР | 1 | 121 | 278 | 0,04 | 4,5 | 33,5 | 0,4 | 28,6 | 96,0 | ||
Армянская ССР | 6 | 96 | 228 | 0,2 | 4,1 | 24,4 | 2,1 | 30,1 | 86,0 | ||
Туркменская ССР | 13 | 99 | 270 | 0,3 | 5,6 | 25,8 | 2,7 | 41,6 | 100,0 | ||
Эстонская ССР | 40 | 58 | 163 | 2,5 | 5,1 | 16,0 | 26,2 | 47,7 | 111,3 |
| Численность врачей всех специальностей, тыс. | Численность врачей на 10 тыс. жителей | Численность средних медицинских работников, тыс. | Численность средних медицинских работников на 10 тыс. жителей | |||||||||
| 1913 | 1940 | 1975 | 1913 | 1940 | 1975 | 1913 | 1940 | 1975 | 1913 | 1940 | 1975 | |
CCCP | 28,1 | 155,3 | 853,2 | 1,8 | 7,9 | 32,7 | 46,0 | 472,0 | 2515,4 | 2,9 | 24,0 | 98,4 | |
В том числе: РСФСР |
15,9 |
90,8 |
468,9 |
1,8 |
8,2 |
34,8 | 26,0 | 290,4 | 1416,5 | 2,9 | 26,1 | 105,2 | |
УССР | 7,8 | 35,3 | 157,1 | 2,2 | 8,4 | 32,0 | 12,4 | 100,8 | 484,5 | 3,5 | 24,1 | 98,7 | |
БССР | 1,2 | 5,2 | 28,3 | 1,7 | 5,7 | 30,2 | 2,2 | 17,9 | 85,2 | 3,2 | 19,7 | 90,9 | |
Узбекская ССР | 0,14 | 3,2 | 36,5 | 0,3 | 4,7 | 26,0 | 0,3 | 12,2 | 108,9 | 0,7 | 18,2 | 77,4 | |
Казахская ССР | 0,24 | 2,7 | 39,2 | 0,4 | 4,3 | 27,3 | 0,4 | 12,0 | 130,7 | 0,7 | 18,6 | 91,2 | |
Грузинская ССР | 0,46 | 4,9 | 20,4 | 1,8 | 13,3 | 41,1 | 0,7 | 9,4 | 49,9 | 2,6 | 25,6 | 100,8 | |
Азербайджан- ская ССР |
0,35 |
3,3 |
16,5 |
1,5 |
10,0 | 28,9 | 0,45 |
7,5 | 46,5 | 1,9 | 22,5 |
81,7 | |
Литовская ССР | 0,42 | 2,0 | 11,3 | 1,5 | 6,7 | 34,2 | 0,6 | 2,0 | 30,6 | 2,1 | 6,9 | 92,2 | |
Молдавская ССР | 0,29 | 1,1 | 10,1 | 1,4 | 4,2 | 26,2 | 0,6 | 2,4 | 33,2 | 2,9 | 9,8 | 86,2 | |
Латвийская ССР | 0,64 | 2,5 | 9,8 | 2,6 | 13,2 | 39,2 | 1,2 | 3,6 | 25,5 | 4,8 | 18,7 | 102,1 | |
Киргизская ССР | 0,02 | 0,6 | 8,2 | 0,2 | 3,8 | 24,4 | 0,03 | 2,6 | 27,1 | 0,3 | 16,1 | 80,4 | |
Таджикская ССР | 0,02 | 0,6 | 7,2 | 0,2 | 4,1 | 20,6 | 0,03 | 2,7 | 21,2 | 0,3 | 17,0 | 60,9 | |
Армянская ССР | 0,07 | 1,0 | 9,8 | 0,7 | 7,5 | 34,8 | 0,15 | 2,3 | 21,9 | 1,5 | 17,1 | 77,3 | |
Туркменская ССР | 0,07 | 1,0 | 6,6 | 0,7 | 7,6 | 25,8 | 0,14 | 4,7 | 19,2 | 1,3 | 35,5 | 74,3 | |
Эстонская ССР | 0,53 | 1,1 | 5,3 | 5,6 | 10,0 | 36,8 | 0,8 | 1,5 | 14,5 | 8,8 | 14,1 | 101,2 |
Принятое 20 сентября 1972 постановление Верховного Совета СССР "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов" ещё более расширяет возможности санитарно-эпидемиологической службы по охране внешней среды. Это постановление, в частности, предусматривает усиление ответственности министерств, ведомств, предприятий и организаций за осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения почвы, водоисточников, атмосферного воздуха, а также за безусловное выполнение санитарно-гигиенических норм и правил; осуществление мер по предотвращению вредных выбросов в атмосферу и сбросов загрязнённых сточных вод, своевременное строительство очистных сооружений, разработку и освоение производства новых видов оборудования и приборов для газоочистки и пылеулавливания и т. д. Предусмотрено ускорение строительства и реконструкции очистных сооружений для промышленных и бытовых сточных вод, газоочистных и пылеулавливающих сооружений, расширение работы по озеленению городов и т. д.
См. также Санитарно-эпидемиологическая служба.
Больничная помощь. В дореволюционной России более трети городов не имело больниц; 26% больниц насчитывало 5 и менее коек, 53% — от 6 до 20 коек и только 21% — более 20 коек. После Октябрьской революции 1917 система больничной помощи по существу была создана заново. В 1975 чис-ло больничных учреждений по сравнению с 1913 выросло почти в 5 раз, коечный фонд — более чем в 14 раз, обеспеченность населения больничными койками — более чем в 9 раз. Темпы роста этих показателей в ряде союзных республик превышают общесоюзные (табл. 1); значительно возрос коечный фонд автономных республик и национальных округов.
Одновременно с ростом числа коек происходит и их специализация. Число т. н. общих коек снижается: если в 1940 они составляли более 15%, то в 1975 — 2,4%. Дальнейшая специализация основана на организации специализированных лечебно-профилактических учреждений, строительстве крупных многопрофильных больниц с развёртыванием в них узкопрофильных отделений. Примером может служить структура коечного фонда в учреждениях министерства здравоохранения СССР для оказания специальной хирургической помощи (табл. 3); в 1973 свыше 35% хирургических коек были специализированными. Важнейшее условие организации квалифицированной специализированной медицинской помощи — увеличение мощности лечебных учреждений. Удельный вес республиканских, краевых и областных больниц, имеющих свыше 500 коек, с 1960 по 1973 возрос с 26,9% до 50,1%; городских больниц мощностью свыше 300 коек — с 7,5% до 18,2%; сельских районных больниц мощностью свыше 100 коек — с 4% до 48,1%. Укрупнение и специализация больничных учреждений способствуют эффективному использованию коечного фонда, медицинских кадров, техники и оборудования, значит. повышению качества медицинской помощи. В большинстве республиканских, краевых и областных больниц, а также во многих городских больницах организованы палаты интенсивного наблюдения, реаниматологические отделения, что позволяет оказывать эффективную помощь тяжело больным, спасение которых в условиях неспециализированных больничных учреждений практически невозможно.
Амбулаторно-поликлиническая помощь. Широкая сеть поликлинических и диспансерных учреждений, в которых оказывают бесплатную специализированную квалифицированную медицинскую помощь, — отличит. черта советского здравоохранения. В 1913 в крупных городах насчитывалось 1230 амбулаторных пунктов и лечебниц для оказания первичной помощи приходящим больным. В 1975 число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, возросло до 35 641. Постоянно возрастает объём врачебной амбулаторно-поликлинической помощи. Объём врачебной помощи по амбулаторным приёмам и помощи на дому увеличился по сравнению с 1940 почти в 4 раза, число врачебных посещений на 1 жителя в городских поселениях возросло по сравнению с 1955 почти на 50%. Система амбулаторно-поликлинической помощи строится по участковому принципу обслуживания. Число врачебных участков в городских поселениях возросло к 1973 по сравнению с 1965 более чем в 2 раза; если в 1955 на терапевтический участок приходилось в среднем 3,9 тыс. чел., то в 1972 на 10 тыс. городского населения выделялось 5 должностей участковых терапевтов. Расширяется объём специализированной поликлинической помощи. Увеличилось и число учреждений фельдшерско-амбулаторной помощи на промышленных предприятиях и в сельской местности.
Табл. 2. — Показатели развития здравоохранения в СССР
Расходы на здравоохранение и физическую культуру (за счёт государственного бюджета и других источников, млрд. руб.)1 | 1940 | 1975 |
1,1 |
14,6 | |
Численность врачей всех специальностей, тыс. | 155,3 | 835,2 |
Численность врачей (на 10 тыс. жит.) | 7,9 | 32,7 |
Численность средних медицинских работников, тыс. чел. | 472,0 | 2515,4 |
Численность средних медицинских работников (на 10 тыс. жит.) | 24,0 | 98,4 |
Число высших медицинских учебных заведений, включая факультеты университетов |
72 |
90 |
Численность студентов, обучающихся в высших медицинских учебных заведениях, тыс. чел. | 115,9 | 318,3 |
Выпуск врачей, тыс. чел. | 16,4 | 47,8 |
Число средних медицинских учебных заведений | — | 628 |
Численность учащихся в средних медицинских учебных заведениях, тыс. чел. | — | 396,6 |
Выпуск средних медицинских работников, тыс. чел. | — | 131,6 |
Число больничных учреждений | 13793 | 24250 |
Число больничных коек, тыс. | 790,9 | 3009,2 |
Обеспеченность больничными койками (на 10 тыс. жит.) | 40,2 | 117,8 |
Число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, тыс. | 36,8 | 35,62 |
Число специализиров. диспансерных учреждений | 1284 | 3003 |
Число станций скорой помощи в системе министерства здравоохранения СССР (самостоятельных и входящих в состав лечебно-профи- |
|
|
Число санитарно-эпидемиологических станций | 1943 | 4754 |
Численность врачей санитарно-противоэпидемической группы, тыс. чел. | 12,5 | 49,1 |
Численность врачей акушёров-гинекологов, тыс. чел. | 10,6 | 49,6 |
Число коек для беременных и рожениц, тыс. | 113,5 | 223,0 |
Число жен. консультаций, тыс. | 4,5 | 10,2 |
Число гинекологических коек, тыс. | 33,6 | 169,4 |
Численность врачей-педиатров, тыс. | 19,4 | 96,3 |
Число детских поликлиник и амбулаторий, тыс. | 4,1 | 11,9 |
Число коек для детей в больничных учреждениях, тыс. | 89,7 | 529,3 |
Численность детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения, тыс. чел. | 1953 | 11523 |
из них посещающих ясли, тыс. | 781 | 1053 |
Число коек в санаториях круглосуточного пребывания, тыс. | 240 | 504 |
в т. ч. в санаториях для детей | 95 | 162 |
Число аптек и магазинов санитарии и гигиены в системе аптекоуправления | 11111 | 25256 |
Численность фармацевтов с высшим образованием, тыс. чел. | 9,5 | 61,9 |
Численность фармацевтов со средним образованием, тыс. чел. | 36,2 | 145,5 |
1 Кроме ассигнований по государственному бюджету, учтены расходы государственных, кооперативных, профсоюзных и других организаций, а также отдельных предприятий и колхозов. 2 Уменьшение числа амбулаторно-поликлинических учреждений произошло за счёт объединения их с больничными учреждениями и реорганизации и укрупнения этих учреждений.
Мероприятия по охране труда и созданию наиболее гигиенических условий на производстве, организация на промышленных предприятиях медико-санитарных частей, врачебных и фельдшерских здравпунктов занимают важное место в системе народно-хозяйственного строительства. В 1973 число медицинских пунктов на предприятиях и в учреждениях выросло по сравнению с 1950 более чем в 2 раза, в том числе медико-санитарных частей на промышленных предприятиях — почти в 2 раза, здравпунктов — почти в 3 раза. Для советского здравоохранения характерен диспансерный метод обслуживания, как в городах, так и в сельской местности. Число специальных диспансеров (включая врачебно-физкультурные) с 1940 по 1975 возросло с 1284 до 3003 (см. табл. 2). Диспансерный метод обслуживания больных и здоровых проводится также всеми амбулаторно-поликлиническими учреждениями по месту жительства и на промышленных предприятиях. Диспансерному наблюдению подлежат больные хроническими сердечно-сосудистыми желудочно-кишечными заболеваниями, туберкулёзом, новообразованиями и т. д. Расширяются массовые профилактические осмотры, в том числе и т. н. ежегодные целевые осмотры для раннего выявления заболеваний. Например, в 1975 число лиц, прошедших осмотры с целью выявления туберкулёза, увеличилось по сравнению с 1965 в 1,5 раза; по выявлению злокачественных новообразований — в 1,8 раза. Лечебно-профилактические учреждения и специальные врачебно-физкультурные диспансеры осуществляют контроль за состоянием здоровья спортсменов.
В дореволюционной России лишь в 9 городах были учреждения, которые условно можно назвать станциями скорой помощи. В СССР создана сеть городских и районных станций скорой помощи, число которых в 1975 составило 397З. Они оснащены специализированными машинами с аппаратами и приспособлениями для переливания крови и искусств. дыхания, электрокардиографами и т. п., что позволяет проводить срочную диагностику и оказывать экстренную помощь при угрожающих жизни состояниях (инфаркт миокарда, шок, отёк лёгкого, отравления и др.). В работе станций санитарной авиации при республиканских, краевых и областных больницах участвуют специалисты научно-исследовательских институтов и кафедр высших медицинских учебных заведений.
См. Диспансеризация, Скорая медицинская помощь, Авиация санитарная.
Табл. 3. — Структура хирургического коечного фонда учреждений Министерства здравоохранения СССР (1973)
| Количество коек | |
в абсолютных числах, тыс. | в % к общему числу хирурги- ческих коек | |
Всего хирургических коек, в том числе в специализированных учреждениях и отделениях многопрофильных лечебно-профилактических учреждений: |
395,3 |
100,0 |
травматологических | 69,8 | 17,6 |
урологических | 27,5 | 7,0 |
нейрохирургических | 11,5 | 2,9 |
ортопедических | 10,1 | 2,7 |
стоматологических | 7,0 | 1,8 |
торакальной хирургии | 5,7 | 1,4 |
ожоговых | 3,9 | 1,0 |
сердечно-сосудистой хирургии | 4,2 | 1,1 |
Санаторно-курортное лечение. В дореволюционной России имелось 60 санаториев на 3 тыс. мест. Курортное лечение практически было недоступно трудящимся. После Октябрьской революции 1917 национализированные курорты и лечебные местности переданы для лечения трудящимся. Созданы новые курорты; число санаториев круглосуточного пребывания увеличилось в 1975 по сравнению с 1913 в 39 раз, количество коек в них — в 168 раз. На территории СССР имеются все основных группы курортов: бальнеологические (Кавказские Минеральные Воды, Боржоми, Белокуриха, Друскининкай, Трускавец и др.), грязевые (курорты Одессы, Евпатории, Саки и др.) и климатические (курорты Южного берега Крыма, Черноморского побережья Кавказа, Рижского взморья и др.). На 1 января 1976 было около 400 курортов, 2,4 тыс. санаториев и пансионатов с лечением на 504 тыс. мест, 6203 дома и баз отдыха и пансионатов на 828 тыс. мест. Многие санатории превратились в крупные специализированные лечебно-профилактические учреждения. Путёвки в санатории распределяются профсоюзными организациями, показания к лечению в них определяются лечебно-профилактическими учреждениями; более 50% путёвок выдаются рабочим и служащим за счёт средств социального страхования с оплатой 30% стоимости или за счёт бюджета здравоохранения бесплатно.
См. также Курорты, Бальнеотерапия, Грязелечение, Климатотерапия.
Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям. Советское государство всегда рассматривало охрану материнства и детства и обеспечение женщине возможности для сочетания производств. и общественной деятельности с материнством и воспитанием детей как важную государственную задачу. Специальное законодательство предусматривает охрану труда женщины, особенно в период беременности. По советскому трудовому законодательству беременные не привлекаются к сверхурочным и ночным работам, а при необходимости переводятся на более лёгкий труд; женщине предоставляется оплачиваемый отпуск по беременности и родам на 112 календарных дней (по 56 дней до и после родов); в случае рождения двух и более детей или при осложнённых родах послеродовой отпуск увеличивается до 70 дней. Государственным бюджетом предусмотрены ассигнования на выплату пособий матерям и на лечение детей. Размеры этих ассигнований постоянно растут: в 1975 по сравнению с 1940 они увеличились в 14 раз; расходы на обслуживание детей в яслях, садах, пионерских лагерях и других учреждениях внешкольной работы с детьми — более чем в 13 раз.
В дореволюц. России было 7,5 тыс. коек для беременных и рожениц. В 1913 лишь 5% родов проходили в стационаре. Акушерскую помощь оказывали преимущественно акушерки и повивальные бабки. За годы Советской власти создана сеть женских консультаций, родильных домов, акушерско-гинекологических отделений в больницах, а в сельской местности — сеть колхозных родильных домов и фельдшерско-акушерских пунктов. Полностью решена проблема обеспечения всех женщин стационарным родовспоможением. Количество коек для беременных и рожениц в 1975 увеличилось по сравнению с 1940 со 147,1 тыс. до 223 тыс.; во многих городах организованы специализированные отделения патологии беременности. Организация дородового наблюдения и патронажной помощи беременным женскими консультациями, обеспечение всех рожениц и родильниц квалифицированной медицинской помощью способствовали значительному снижению материнской смертности, мертворождённости и смертности новорождённых. Рост числа врачей акушёров-гинекологов, числа коек для беременных, рожениц и гинекологических больных, числа женских консультаций и детских поликлиник характерен для всех союзных республик. Например, число гинекологических коек в 1975 по сравнению с 1940 увеличилось в Узбекской ССР с 634 до 4703, в Казахской ССР с 546 до 8281, в Латвийской ССР с 272 до 1729.
Советское государство проявляет особую заботу о здоровье и воспитании детей. Охрану здоровья детей осуществляют детские лечебно-профилактические учреждения: больницы, поликлиники, детские отделения общих больниц, санатории, ясли-сады, отделения школьной гигиены санитарно-эпидемиологических станций и др. В 1975 по сравнению с 1913 число коек для детей в больничных учреждениях возросло с 750 до 529,3 тыс.; число детей в постоянных детских учреждениях — с 5,4 тыс. до 11 млн. 523 тыс., т. е. более чем в 2 тыс. раз.
Ведущую роль в медицинской помощи детям играет детская поликлиника-амбулатория. Впервые в мире введена система диспансерной помощи детям, которая осуществляется врачами-педиатрами и патронажными сестрами. Интенсивно развивается специализированная педиатрическая помощь: в детских больницах и поликлиниках организованы отделения хирургии, невропатологии, психиатрии и др. Число детских санаториев в 1975 по сравнению с 1913 возросло с 14 до 1219, т. е. в 87 раз, а коек в них — почти в 542 раза; коечный фонд детских санаториев составляет 32% всех санаторных коек. Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями растет во всех союзных республиках. Обслуживание детей всё более дифференцируется, создаются ясли с удлинённым днём работы или круглосуточные, совершенствуются методы оздоровит. и воспитат работы.
См. Охрана здоровья детей и подростков, Охрана материнства и детства.
Аптечное дело. В дореволюционной России аптеки находились в руках частных владельцев; в городах на 1 аптеку приходилось 10,8 тыс. жит.; в сельской местности (в современных границах Европейской части СССР) — 119,5 тыс. жит., на территории Средней Азии — 436,4 тыс. жит. В 1975 по сравнению с 1914 число аптек выросло с 4932 до 25 426, т.е. в 5 раз; аптечная сеть союзных республик обеспечивает потребность их населения в лекарств, помощи. В малонаселённых районах при врачебных и фельдшерско-акушерских пунктах организованы аптечные пункты. Количество лекарств, отпущенных из аптек в 1973, по сравнению с 1914 увеличилось более чем в 50 раз. Аптеки укомплектованы квалифицированными кадрами специалистов с высшим и средним специальным образованием, число которых в 1973 по сравнению с 1914 выросло более чем в 16 раз.
Международное сотрудничество в области здравоохранения. Опыт СССР в области охраны народного здоровья оказывает влияние на постановку дела здравоохранения во многих странах. Принципы советского здравоохранения используются другими социалистическими странами. СССР активно участвует в качестве члена-учредителя в деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Более 150 советских учёных — члены экспертно-консультативных комитетов ВОЗ. Многие советские специалисты работают в штаб-квартире ВОЗ и её региональных бюро. Министерство здравоохранения СССР, АМН СССР и советские научно-медицинские общества участвуют во многих международных медицинских ассоциациях. СССР оказывает помощь развивающимся странам в строительстве больниц, создании национальной фармацевтической промышленности, проведении мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями, подготовке врачей-специалистов и т. д. Например, СССР построил и передал в дар крупный госпиталь в Гвинее; с помощью СССР построены фармацевтические заводы в Ираке, завод антибиотиков, предприятия по производству синтетических лекарств, хирургического инструментария в Индии и т. д. Большая помощь оказывается развивающимся странам в области подготовки национальных медицинских кадров. Наряду с обучением студентов из этих стран в медицинских институтах СССР кадры медиков готовит медицинский факультет университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве; готовятся также специалисты для фармацевтической промышленности этих стран. В 1973 в СССР обучалось свыше 2500 студентов-медиков из 100 государств.
Делегации советских врачей ежегодно участвуют в международных медицинских конгрессах, съездах и конференциях. В СССР также проводятся международные съезды по актуальным проблемам современной медицинской науки. Так, за 1966—73 проведено более 70 семинаров, симпозиумов и курсов ВОЗ, международные конгрессы хирургов, геронтологов, фтизиатров и др.
Особенно плодотворно сотрудничество с другими социалистическими странами: расширяется взаимное использование передового опыта в области охраны здоровья, обсуждаются ведущие проблемы теоретической и практической медицины, определяются пути прогрессивного развития национальных служб здравоохранения. Большую роль в решении этих задач играют регулярные совещания министров здравоохранения социалистических стран. Сотрудничество социалистических стран предусматривает также координацию научных исследований и взаимную помощь в их осуществлении, широкий обмен информацией, совместные подготовку, усовершенствование и деятельность специалистов в международных организациях.
СССР заключил соглашения с США, Великобританией, Францией, Италией, Финляндией и другими странами о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки, предусматривающие взаимный обмен делегациями и специалистами, информацией и медицинской литературой, предоставление учёным возможности работать в различных научных учреждениях и лабораториях, приглашение ведущих специалистов для чтения лекций, организацию и участие в работе съездов, конгрессов, симпозиумов, проведение совместных исследований, в частности по проблемам охраны окружающей среды, сердечно сосудистых заболеваний и их профилактики (включая вопросы хирургического лечения болезней сердца и магистральных сосудов), трансплантации органов и тканей, онкологии, медико-биологическим аспектам освоения космического пространства и др.
Большую международную работу ведёт также Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения преследует гуманнейшие цели — охрану здоровья народов мира, предупреждение и ликвидацию наиболее опасных и распространённых заболеваний.
См. соответствующий раздел в статьях о союзных и автономных республиках в томах БСЭ, а такжеЗдравоохранение, Профилактика.
Б. В. Петровский, П. Н. Бургасов, И. П. Лидов, А. М. Сточик.
- 111111111111111111111111111111111111111111111111
- 1. Система здравоохранения ссср
- Концепция советского здравоохранения
- Санитарно-эпидемиологическая служба
- Амбулаторно-поликлиническая и больничная помощь
- Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям
- Оценка советского здравоохранения
- Здравоохранение в ссср
- Ссср. Здравоохранение↓
- Глава 9. Становление советского здравоохранения и медицины (первые годы советской власти)
- Здравоохранение
- 2222222222222222222222222222222222222222222
- 1. Классификация приемов и способов, используемых в экономическом анализе
- 2. Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
- 3. Задача
- Эффективность производства
- Повышение эффективности производства
- Экономическая эффективность производства
- Показатели эффективности производства
- Эффективность производства продукции
- Эффективность производства предприятия
- Факторы эффективности производства
- Анализ эффективности производства
- Оценка эффективности производства
- Эффективность организации производства
- Эффективность производства молока
- Эффективность сельскохозяйственного производства
- Эффективность управления производством
- Эффективность общественного производства
- Уровень эффективности производства
- Расчет эффективности производства
- Методы эффективности производства
- Резервы повышения эффективности производства
- Социальная эффективность производства
- Сущность эффективности производства
- Условия эффективности производства
- Техническая эффективность производства
- Проблемы эффективности производства
- Формы эффективности производства
- Факторы роста эффективности производства
- Система показателей эффективности производства
- 1.3. Роль анализа хозяйственной деятельности в управлении производством и повышении его эффективности
- Взаимосвязь экономического анализа (анализа хозяйственной деятельности) с другими науками
- Цели проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности
- Методы анализа хозяйственной деятельности
- Анализ и оценка эффективности бизнеса
- Системный подход к анализу финансово-хозяйственной деятельности
- Этапы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Факторы повышения эффективности деятельности организации Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности организации
- 33333333333333333333333333333333333333333333
- 10.1. Понятие о производственном процессе
- 10.2. Научные принципы организации процессов производства
- 10.3. Пространственная организация производственных процессов
- 10.4. Организация производственных процессов во времени
- Элементы производственного процесса
- 6. Основные принципы организации производственных процессов