logo search
Глобализация

Государство и субъекты рыночной системы.

Субъектами рыночной системы являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг, торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашние хозяйства; предприятия (фирмы), банки и государство (правительство).

Домашнее хозяйство — это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц. Оно обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства в рыночной экономике, стремится к максимальному удовлетворению личных потребностей (а не к наращиванию прибыли).

Предприятие (фирма) — экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Оно предполагает вложение собственного или заемного капитала, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие (фирма) расходует не просто на личное потребление, а для расширения производства.

Банк — финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

Государство (правительство) — представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

От государственных организаций, предприятий (фирм), домашних хозяйств и банков следует отличать экономические институты. Под последними понимается набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены общества, ибо они оказывают непосредственное влияние на организацию и экономическое поведение людей.

Институты и организации имеют существенные различия. В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, учреждающие взаимодействие индивидов, составляющих организации. Некоторые коллективные объединения могут быть как институтами, так и организациями. Например, фирма, правительственная бюрократия, церковь или учебное заведение.

Как рыночный субъект государство характеризуется 3 признаками:

1. Регулирующий субъект - роль государства в механизме рыночной экономики - основная проблема современной экономической теории. Долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. С 30-х г. 20 в. рыночная экономика потребовала активного государственного регулирования как условие ее социальной эффективности. Проблема порождена постепенными изменениями в экономике, требующих соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования.

2. Внерыночное происхождение государственного дохода. Рынком является такой экономический субъект, который, получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Природа государственного дохода уникальна, если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий. Как следствие перераспределение части доходов первичных рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства.

3. Императивный статус государства. Государство - единственный субъект рыночной экономики, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако, эта обязательность жизненно необходима системе свободного предпринимательства, т.к. создает единые правила поведения для всех рыночных субъектов. Основной механизм экономического вмешательства государства - налоги, закупки и платежи. Налоги - объективная необходимость, но их пределы - проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса. Трансфертные платежи - перераспределение части налоговых доходов государства в пользу определенных социальных групп. Следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства. Закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно-значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Упрощенная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений: