33. Базовая теория экономической политики я.Тинбергена
С началом экономического анализа роль решений, принимаемых правительственными органами и определяющих экономическую политику, постоянно была предметом дискуссий не только среди ученых, но и среди широких слоев населения. Ведь последствия таких решений влияют на жизнь и благосостояние всех граждан.
Проблемы экономической политики исследовал нидерландский экономист Я. Тинберген 1. Его подход, изложенный в труде "Теория экономической политики" 2, является отправной точкой для большинства теорий экономической политики. Я. Тинбергена считают основоположником базовой теории экономической политики, которая формулирует концепцию экономической политики и по своему характеру является нормативной. В этой концепции использованы элементы кейнсианства, но в то же время в ряде аспектов она серьезно отличается от него.
Я. Тинберген выписал основные шаги по выработке оптимальной экономической политики. Во-первых, правительственные органы должны выбрать ее конечные цели, что, как правило, делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. Затем, используя функцию общественного благосостояния, они определяют целевые показатели, которых будут стремиться достичь. Во-вторых, правительственные органы должны оценить, какими политическими инструментами они владеют. В-третьих, им следует иметь в своем распоряжении модель экономики, которая бы связывала целевые показатели и инструменты их достижения. Такой подход позволит выбрать оптимальный масштаб политических мер, которые будут применяться.
Каким видел Я. Тинберген каждый из указанных компонентов политики в отдельности: целевые показатели, политические инструменты и модель экономики? В широком смысле макроэкономическая политика должна быть направлена на максимизацию общественного благосостояния, но, вероятно, такая цель слишком расплывчата. Широко признана практика формулировки задач политики в виде целевых показателей, охватывающих полную занятость и нулевой уровень инфляции (хотя и они остаются предметом дискуссии). Такие показатели относительно непротиворечивы.
Как только установлены макроэкономические цели, правительственные органы сразу должны определить инструменты, с помощью которых их можно достичь. Я. Тинберген подчеркивал, что существуют как количественные, так и качественные соответствующие инструменты. Бóльшая часть его анализа была сосредоточена на количественных инструментах, в числе которых основными политическими являются фискальная и монетарная политика. Однако конкретный набор инструментов, имеющихся в распоряжении политиков, зависит от характеристик институциональной среды.
Если цели и инструменты экономической политики уже выбраны, то следующую политическую проблему можно будет описать таким образом. С помощью функции общественного благосостояния (как бы она ни была определена) находятся оптимальный уровень целевых показателей и затраты для общества, возникающие при отклонении от него.
Экономика отклоняется от оптимума вследствие действия некоторых экзогенных шоков - изменений во вкусах, в условиях торговли, в динамике международной процентной ставки, и т. д. В случае подобных отклонений политикам необходимо выбрать инструменты и соединить их таким образом, чтобы возвратить экономику в оптимальное состояние. Для этого власть должна использовать свои знания об экономической структуре, и особенно - о взаимосвязях между целевыми показателями и инструментами.
Вот каков формализованный подход к установлению этих взаимосвязей согласно идее Я. Тинбергена. Для анализа экономической политики он использовал простую линейную модель. Ее упрощенную интерпретацию в исходной позиции можно продемонстрировать при наличии двух целевых показателей (или целей. - М. Д.) и двух инструментов.
Обозначим цели как Т1 и Т2, а инструменты - как І1 и І2. Наполняя понятие целей и инструментов конкретным макроэкономическим содержанием, предположим, что желаемый уровень Т1 и Т2 равен Т1* и Т2*. Если экономика функционирует на желаемом уровне, то можно утверждать, что она находится в точке максимального удовлетворения. В таком случае цели являются линейными функциями инструментов:
Т1 = a1 І1 + a2 І2 Т2 = b1 І1 + b2 І2.
Из системы уравнений видно, что на каждую цель влияют оба инструмента. Отсюда следует фундаментальный вывод о том, что политики могут достичь обеих целей тогда, когда они будут иметь в распоряжении оба инструмента, а влияния инструментов на каждую цель будут линейно не зависимыми друг от друга. Математическое выражение оптимальной политики будет иметь вид системы двух уравнений с двумя неизвестными:
Т1* = a1 І1 + a2 І2; Т2* = b1 І1 + b2 І2.
Сделанные на основе этой системы уравнений расчеты подтверждают, что эффекты влияния денежной и фискальной политики являются линейно независимыми. Это и нужно для того, чтобы можно было использовать модель Я. Тинбергена. Таким образом, базовая теория экономической политики - теория, которая с помощью эконометрических моделей объясняет, что формирование правительством оптимальной макроэкономической политики должно происходить с учетом существования стабильных количественных взаимосвязей целевых показателей и политических инструментов.
- Современные вызовы экономического развития экономики.
- 2. Глобализация как современный вызов и новый феномен конца хх - начала ххi вв. К понятию «глобализация».
- 3. Эволюция государственно оформленных рыночных систем. Стадии эволюции.
- 5. Глобализация мировой экономики как переход эволюции на качественно новую ступень - формирование единой мировой сетевой рыночной экономики – геоэкономики
- 6. Интернационализация и глобализация. Стадии глобализации.
- 7. Направления глобализации: транснационализация и регионализация.
- Формы проявления глобализации
- Государство и субъекты рыночной системы.
- Возникновение государственного регулирования в рациональном смысле в рыночных системах. Государственное регулирование как настраивающий блок
- Антимонопольное регулирование.
- Антикризисное (антициклическое) регулирование.
- Социальное регулирование.
- Микрорегулирование.Регулирование «внешних эффектов» и решение проблемы «безбилетника». Регулирование асимметричной информации.
- 15. Формы государственного регулирования
- 18. Структурная политика
- 19. Инвестиционная политика
- 22. Внешнеэкономическая политика.
- 23. Научно-техническая и инновационная политика.
- 24. Налоговая политика
- 25. Бюджетная политика
- 26. Пирамида целей экономической политики. Реализация экономической политики.
- Инструменты реализации экономической политики
- Классификация методов экономической политики
- Административные меры
- Экономические меры
- Институциональные меры
- 29. Открытая экономика. Формирование новой экономической политики и неоконсерватизм
- 30. От государственного регулирования к государственно-частному партнерству. Формы гчп
- 31. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере
- 32. Эволюция теорий макроэкономической политики. Позитивная и нормативная теории экономической политики;
- 33. Базовая теория экономической политики я.Тинбергена
- 34. Эффективная рыночная классификация р.Манделла
- 44. История взаимодействия Беларуси и Европейского союза.
- 45. Трансформация роли государственного регулирования в Республике Беларусь и необходимость формирования внешней экономики.