6. Определение цены и объема производства в условиях различных рыночных структур
В течение длительного периода времени все желательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими ее фирмами. Фирма может изменить масштабы своих производственных мощностей, она может установить дополнительное оборудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом может изменить свои масштабы, долговременный период достаточен для того, чтобы новые фирмы могли вступить в отрасль, а уже существующие – покинуть ее.
Представим, что небольшое предприятие сначала развернуло производственные мощности, а затем, благодаря успешной экономической деятельности, все больше и больше расширялось. Сначала какое-то время расширение производственных мощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек. Однако, в конце концов, ввод все больших и больших мощностей приведет к росту средних общих издержек.
В долгосрочном периоде средние издержки производства изменяются в зависимости от характера действия эффекта масштаба, а их минимальный уровень показывает оптимальный размер производства.
Положительный или отрицательный эффект масштаба являются важнейшим факторами, определяющими структуру каждой отрасли.
Минимально-эффективный размер – наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки.
Благодаря протяженности отрезка графика, соответствующего постоянной отдаче от роста масштаба производства, можно заметить, что фирма, производящая существенно большее количество продукции, точно так же обеспечивает себе минимальные средние издержки. Сравнительно большие и сравнительно малые фирмы могут сосуществовать в одной и той же отрасли и быть одинаково жизнеспособными (рис. 5.9.).
Рассмотрим ситуацию, когда положительный эффект масштаба является более продолжительным, а отрицательный – относительно отдаленным. Это означает, что при данном объеме потребительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов. Мелкие фирмы не смогут обеспечить минимально эффективного размера производства и окажутся нежизнеспособными (рис. 5.10.).
В случае, если положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный возникает очень быстро, минимально эффективный размер определяется небольшим объемом производства. В такого рода отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного количества мелких производителей (рис. 5.11.).
Рис. 5.9. Постоянная отдача от масштаба
Рис. 5.10. Положительный эффект масштаба
- 1. Предмет и метод экономической теории
- 1.1. Этапы становления и развития экономической теории
- 1.2. Предмет экономической теории.
- Потребности
- Ресурсы
- 1.3. Методология экономической науки
- 2. Основные проблемы экономической организации общества
- 2.1. Производственные возможности общества
- Х, предметы потребления
- Абсолютные преимущества
- Сравнительные преимущества
- 0,67 Т зерна
- 1 Т сахара 1 т сахара 2 т зерна
- 2.2. Типы и модели экономических систем. Фундаментальные вопросы экономики
- 3. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 3.1. Понятие и составляющие рыночного механизма
- 3.2. Спрос и закономерности его изменения
- 3.3. Предложение и факторы его изменения
- 3.4. Рыночное равновесие и равновесная цена
- 3.5 Эластичность спроса и предложения
- 4. Теория потребительского поведения
- 4.1. Теория предельной полезности Полезность – это способность продукта удовлетворять те или иные потребности.
- Правило максимизации полезности
- 4.2. Бюджетные ограничения потребителя
- Кривая «доход-потребление»
- Кривые безразличия
- Бюджетные линии
- 5. Производство и издержки
- 5.1. Производственная функция фирмы.
- 5.2. Производство в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- Капитал
- Экономическая прибыль и издержки производства
- Поэтому различают бухгалтерские и экономические издержки.
- Пример:
- Издержки в краткосрочный период производства
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- 6. Определение цены и объема производства в условиях различных рыночных структур
- 6.1. Характеристика типов рыночных структур
- 6.2. Определение цены и объема производства
- Спрос на продукт конкурентного продавца
- Средний, валовой и предельный доход
- Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции
- 6.3. Чистая монополия: установление объема производства и цены.
- 6.4. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- 6.5. Определение объема производства и цен
- 7. Рынки факторов производства
- 7.1. Закономерности формирования спроса
- Эффект объема и эффект замещения
- Правило оптимального соотношения ресурсов
- Определения оптимального соотношения ресурсов
- 7.2. Рынок труда
- Предложение труда
- Эффект замены
- Эффект дохода
- Чистоконкурентный рынок труда
- Монопсония
- Дуополия
- 7.3. Рынок капитала: закономерности спроса и предложения;
- Амортизация
- Сложный процент
- 7.4. Рынок земли. Экономическая рента
- Спрос на землю
- Экономическая рента
- Единый налог на землю
- Дифференциальная рента
- Цена земли
- 8. Роль государства в рыночной экономике
- 8.1. Введение в макроэкономику
- 8.2. Экономические функции государства
- 8.3. Цели, направления и методы антимонопольного регулирования
- 8.4. Общественные блага и побочные эффекты
- Теорема Коуза
- 8.5. Общественный выбор и государственные решения
- 9. Основные результаты и показатели национальной экономики
- 9.1. Экономический кругооборот: равновесие и нестабильность
- 9.2. Измерение объема национального производства,
- 9.2.1. Внп: сущность и методы измерения.
- 9.2.2. Основные показатели системы национальных счетов
- 9.2.3. Номинальный и реальный ввп
- Уровень цен
- 10. Равновесный объем производства в классической и
- 10.1. Модель «совокупный спрос – совокупное предложение»
- 10.1.1. Понятие совокупного спроса.
- Эффект процентной ставки
- Эффект импортных закупок
- Неценовые факторы совокупного спроса
- 1) Потребительские расходы.
- Благосостояние потребителей
- Ожидания потребителей
- Задолженность потребителя
- 2) Инвестиционные расходы
- 10.1.2. Совокупное предложение.
- Кейнсианский (горизонтальный) отрезок
- Неценовые факторы совокупного предложения
- 10.1.3. Равновесие совокупного спроса и предложения
- 10.2. Классическая модель макроэкономики
- 10.3. Кейнсианская модель макроэкономики
- 10.4. Сравнительная характеристика кейнсианской и классической модели макроэкономики
- 10.5. Инструменты кейнсианской экономической теории.
- 10.6. Методы определения равновесного чнп в кейнсианской модели экономики
- 11. Экономические циклы и экономический рост
- 11.1. Экономические циклы: понятие, фазы, механизм развития, виды экономических циклов
- 11.2. Безработица
- 11.3. Инфляция
- 11.4. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий
- 11.5. Экономический рост
- 11.5.1. Типы экономического роста
- 11.5.2. Теории экономического роста
- Классическая динамика по а. Смиту и т. Мальтусу
- Неоклассическая модель
- Производственная функция Кобба-Дугласа
- Неокейнсианские модели
- Модель Домара
- Модель Харрода
- 12. Деньги. Банковская система.
- 12.1. Деньги: сущность, функции, особенности современного типа
- 12.2. Равновесие на денежном рынке
- 12.3. Банковская система и денежное предложение
- Коммерческие банки
- 12.4. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты
- Денежный рынок в классической и кейнсианской теории
- 13. Фискальная политика
- 13.1. Содержание, инструменты и механизм фискальной политики. Автоматическая и дискреционная фискальная политика
- 13.2. Фискальная политика и состояние государственного бюджета. Концептуальные подходы к бюджету
- 13.3. Проблемы эффективности фискальной политики