65. Конкуренция, как элемент рыночных отношений. Сущность положительной и отрицательной стороны конкуренции.
Сущность конкуренции и ее виды К-ия — это соперничество м/у субъектами хоз. деятельности за лучшие условия произ-ва, купле-продаже товаров в целях получения наибольшей прибыли. К-ия выполняет ряд ф-ий: формирует цену; является ср-ом сбалансирования спроса и предложения; стимулирует снижение затрат произ-ва и повышение качества выпускаемой продукции; повышает эффективность произ-ва; осуществляет контроль над эк-ой силой каждого производителя. Основным условием конкурентной борьбы является представление на рынке конкурентно способной продукции. К-ая способность — это комплекс потребительских и ценовых характеристик товара, определяющих его успех на рынке над другими товарами. К-ия на рынке проявляется в различных видах, в основе кот. лежат различные критерии. 1.(степень развития) Совершенная к-ия — это свободная к-ия в условиях рынка, где существует предприниматели, способные диктовать к-ам условия произ-ва и сбыта товаров. Основные черты совершенной к-ии: наличие большого кол-ва мелких и средних предприятий; выпуск однородной стандартизированной продукции; доступность рыночной информации; свободный вход в рынок. Несовершенная к-ия — к-ия, ограниченная властью не множества произ-ей, а продавцов, диктующих условия произ-ва и сбыта товаров. Несовершенная к-ия привела к возникновению различных моделей рынка: 1) чистая монополия — модель р., контрол-го одним или несколькими монополистами; 2) монополистическая к-ия — модель р., при кот. большое число фирм производят похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию; 3) олигополия — модель р., на кот. господствуют несколько фирм, производящие стандартизированные товары. 2.(структура) Внутриотраслевая к-ия — к-ия м/у предпринимателями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара. Межотраслевая к-ия — между предпринимателями различных отраслей за лучшие условия приложения капитала с целью получения наиболее высокой прибыли. 3.(методы) Ценовая к-ия — метод к-ой борьбы путем снижения цен. Неценовая к-ия — метод к-ой борьбы, кот. достигается не с помощью ценового превосходства, а путем достижения более высокого качества продукции, технического уровня производства, использование рекламы и т.д. Недобросовестная к-ия — к-ия с использованием запрещенных методов: эк-ий шпионаж; подделка продукции к-ов; распространение необъективной информации о товарах своих соперников; махинации с деловой отчетностью; подкуп и шантаж; физическое устранение своих к-ов.
- Виды экономических наук. Место и роль экономической теории в системе экономических наук. Разделы экономической теории.
- Предмет и функции экономической теории. Экономические категории и экономические законы.
- Экономическая теория и экономическая политика. Основные экономические цели общества. Позитивная и нормативная экономическая наука.
- Экономические блага: классификация, основные характеристики.
- Понятие и элементы экономической системы. Критерии выделения и виды экономических систем.
- Собственность: экономическая и юридическая трактовка. Современные теории собственности.
- Рынок: условия возникновения и функционирования. Функции рынка.
- Эволюция рыночной системы: натуральное хозяйство, товарное производство, рыночная система.
- Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально ориентированная модель. Особенности белорусской экономической модели.
- Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения.
- Отраслевое рыночное равновесие. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки.
- Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.
- Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения. Практическое значение анализа эластичности.
- Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
- Краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства.
- Общий, средний и предельный продукт: понятие, измерение, взаимосвязь. Закон убывающей предельной производительности.
- Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки.
- Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние, предельные издержки, их динамика.
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.
- Изокосты. Правило минимизации издержек. Траектория роста предприятия.
- Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предельный доход. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли.
- Национальная экономика и ее общая характеристика. Субъекты национальной экономики.
- Номинальный и реальный ввп, дефлятор ввп. Индексы цен.
- Совокупный спрос: сущность, элементы, ценовые и неценовые факторы.
- Понятие совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.
- Госбюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета в рыночной экономике.
- Денежный рынок. Спрос на деньги: мотивы спроса на деньги.
- Структура денежного предложения. Денежные агрегаты. Равновесие денежного рынка.
- 54. Денежно-кредитная система, ее структура. Денежно-кредитная система Республики Беларусь.
- 56. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве. Международная торговля. Движение капитала. Миграция рабочей силы.
- 57. Валютный рынок и валютный курс. Виды валютного курса.
- 58. Платежный баланс страны и его структура.
- 59. Понятие глобализации. Роль тнк в современной мировой экономике. Региональная интеграция (Евросоюз, нафта, снг, ЕврАзЭс, Союз Беларуси и России).
- 60. Место Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей.
- 61. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.
- 62. Экономические субъекты. Цели и виды экономических субъектов.
- 65. Конкуренция, как элемент рыночных отношений. Сущность положительной и отрицательной стороны конкуренции.
- 66.Цели макроэкономического регулирования.
- 67.Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в рб.