logo search
Мировая экономика (старый архив) / Мировая экономика1

Интеграция в странах снг.

Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов. В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг., усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших реалий.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

• разделением труда, которое невозможно было изменить це­ликом за короткий промежуток времени;

• желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи;

• технологической взаимозависимостью, едиными техничес­кими нормами.

Однако интеграционные процессы наталкивались и на про­тивоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стрем­лением правящих кругов в бывших советских республиках упро­чить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколь­ко политическими и даже этническими факторами. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положи­тельно — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казах­стана.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украи­ны одновременно с подписанием Беловежских соглашений о рос­пуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Ус­таве определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной об­ластях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоеди­нения других стран.

В соответствии с Уставом СНГ возникла разветвленная струк­тура органов Содружества.

С 1992 по 1998 гг. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них «осталась на бумаге» по разным причинам, но главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интег­рация невозможна или имеет крайне узкие рамки. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны сво­бодной торговли, платежного союза) не было выполнено.

Тем не менее, несмотря на все сомнения и критику, органи­зация сохранила свое существование, поскольку она нужна боль­шинству стран — членов СНГ.