logo search
Шпоры по Нац

9. Макроэкономические и микроэкономические системы национальной экономики.

Макроэкономика и микроэкономика, с одной стороны, представляют собой два основных раздела общей экономической теории, а с другой — области хозяйственной деятельности, структурные уровни экономической системы страны.

Если микроэкономика исследует рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, рынки ресурсов, а также взаимодействие домашних хозяйств и фирм, то макроэкономика изучает общеэкономические процессы в целом, т.е. условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. Для поддержания равновесия между ними необходим особый субъект - государство. Поэтому в макроэкономике важнейшим экономическим агентом является государство (наличие которого предполагает также и микроэкономика, но далеко не в первой роли).

К макроэкономической системе следует относить:

• по структуре — межотраслевые комплексы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, внешнеэкономический комплекс, финансовую систему, строительство и инвестиции в основной капитал, социальную сферу);

• по целям и функциям — обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рост благосостояния народа, поддержание прогрессивных пропорций воспроизводства, отраслей, технологической, региональной структур экономики;

• по институциональной структуре — создание общенациональных рыночных институтов, совершенствование национального законодательства, внесение в экономическую жизнь рыночных и общечеловеческих ценностей;

• по системе управления — высшие органы государственной власти, министерства, ведомства, концерны межотраслевого характера.

(В системе статистики этот уровень описывается макроэкономическими показателями СНС.)

Микроэкономическая система включает также остальные субъекты национальной экономики, прежде всего фирмы и домашние хозяйства, рынки товаров и услуг, механизмы их функционирования. В совокупности они создают кругооборот товаров и услуг, организуют первичные экономические процессы.

Макроэкономика и микроэкономика, находясь в тесной взаимозависимости, влияют друг на друга в реальной экономической среде. Эта среда формируется, прежде всего, национальным законодательством, регулирующим нормами Гражданского, Налогового, Банковского и других кодексов правовое, институциональное поле, экономическое поведение всех субъектов рынка, прежде всего фирм и домашних хозяйств. В распоряжении государства на макроуровне имеются эффективные инструменты воздействия на их экономическую деятельность (бюджетно-налоговые, денежно-кредитные, валютные, ценовые, таможенные, тарифные и др.), с тем чтобы участники социально-экономических процессов, вырабатывая свои тактику и стратегию на микроуровне, согласовывали их с общенациональными ценностями, целями и программами их достижения. Воздействие на деятельность домашних хозяйств и фирм влияет, в конечном счете, на величину и структуру совокупного спроса и совокупного предложения, поддерживает макроэкономические пропорции. Сигналы с микроуровня также позволяют корректировать макроэкономические факторы (размеры процентных ставок, темпы инфляции, уровень безработицы и др.). Взаимодействие макро- и микросистем имеет общей целью поддержание и оптимизацию параметров устойчивого экономического роста, удовлетворение материальных и духовных потребностей, закрепление нравственных основ общества.

10. Состав совокупного экономического потенциала национальной экономики.Термин «потенциал» применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под совокупным эконом потенциалом поним максимально возможная способность НЭ производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков. Объемы и структура, технический уровень производства потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях НЭ, а также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом материал и духовн ценности, труд и прир ресурсы характеризуют уровень развития совокупного экономического потенции страны. Основн факторами, определяющими эк. потенциал, являются производственные мощности пром-сти, с/х, стр-ства, транспорта и связи, производств, соц. и эколог инфраструктуры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечивать его реализацию в сфере производства и потребления. Важнейшими составляющими совокупного экономическох потенциала Беларуси являются: природно-ресурсный потенциал; демографический и трудовой потенциалы; научный, научно-технический и инновационный потенциал, информационно-технологический потенциал; производственный потенциал; инвестиционный потенциал национальной экономики; внешнеэкономический потенциал; экологический потенциал. Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы: -численность населения, его половозрастная структура, ес­тественное и механическое движение населения; -трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требо­ваниями научно-технического прогресса (НТП) и рыночной экономики; -индекс развития человеческого потенциала; -стоимость и структура основных производственных фон­дов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновле­ния, выбытия, степень износа); -ВНП, валовой внутренний про­дукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономичес­ки развитыми странами; -возможные объемы роста выпуска промышленной, сель­скохозяйственной продукции, продукции строительства, пере­возок грузов и пассажиров; -уровень потребления благ и услуг на душу населения в сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами, а также с экономически развитыми странами; -наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земель­ных ресурсов; -экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам). Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного эко­номического потенциала имеют страны с развитыми произво­дительными силами и рыночной экономикой. Основной закономерностью развития совокупного экономи­ческого потенциала является рациональное и гармоничное со­четание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния населения и наци. безопасность страны.

11. Природно-ресурсный и экологический потенциал национальной эк-ки Бел. Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при иных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Зем ресурсы. Представляют собой часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Наибольшие площади земельного фонда заняты сельскохо­зяйственными угодьями. Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой. Водные ресурсы. Включают все пригодные для хозяйствен­ного использования запасы поверхностных и подземных вод. По обеспеченности водными ресурсами на одного жителя находится в сравнительно благоприятных условиях. В Беларуси функционирует специфическая отрасль эконо­мики — водное хозяйство, которое занимается изучением, уче­том, управлением, прогнозированием и планированием исполь­зования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту потребления. Лесные ресурсы. Включают стволовые запасы древесины разнообразные недревесные ресурсы: технические, кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохр. функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезные, противоэрозионные и др.). Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства в Республике Беларусь выполняет лесное хозяйство — национальной экономики, которая обеспечивает потребность страны в древесине и других продуктах леса, сохранение национальное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда, усиление экологических функций лесов. Минерально-сырьевые ресурсы — это при­родные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы. Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Территория Беларуси перспективна в отношении черных и цветных металлов. Беларусь имеет достаточно мощную мин-сырьевую базу для производства строительных материалов. Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. При оценке экол-кого потенциала Бел. необходимо учитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в стране во второй половине XX в. Наиболее серьезной экологической проблемой остается биоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого раз­вития экономики страны является защита атмосферы, сниже­ние уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных горо­дах и промышленных центрах Беларуси. Экологический потенциал страны в значительной мере за­висит от качества поверхностных и подземных вод. Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики. Образование и накопление отходов производства и потреб­ления ведет к ослаблению экологического потенциала страны и представляет реальную угрозу здоровью людей.

12. Демографический и трудовой потенциал национальной экономики.Важной составной частью экономического потенциала страны являются демографический и трудовой потенциалы. Демографич потенциал имеет основополаг-ающее значение для оценки и прогноза трудовых ресурсов. Его важнейшими показателями являются численность и продолжительность жизни населения, рождаемость и смертность, возрастная структура, распределение населения на городское и сельское. Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся на основании итогов переписи населения, к которым ежегодно добавляется количество родившихся и прибывших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении — количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени. Распределение населения на городское и сельское произво­дится по месту проживания. В Беларуси сохраняется значительный уровень миграции жителей внутри страны, главным образом из сельских мест в города и из малых городских поселений в крупные промышлен­ные центры. Демографич потенциал во многом определяется продолжительностью жизни людей. Трудовой потенциал. Определяется количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, здания материальных и нематериальных благ и услуг. К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспо­собного возраста, занятые в экономике. В РБ последовательно осуществляется пе­реход на международную систему классификации населения, в соответствии с которой выделяется экономически активное и экономически неактивное население. Экономически активное население — это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и без­работные, зарегистрированные в органах государственной служ­бы занятости. К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми эко­номической деятельностью или безработными. Это та часть жителей страны, которая не входит в состав рабочей силы, вклю­чая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения. К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятые предпринимательской деятельности и самозанятое население. Основные задачи обеспечения демографической безопасности состоят в стабилизации рождаемости и ее повышении в перспективе до уровня, обеспеч нормальный режим воспроизводства населения, улучшении социально-экономических условий жизнедеятельности семей, оптимизации внутренних и внешних миграционных процессов. РБ, единственной из всех стран мира, принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». Для его реализации разрабатывается Национальная программа демографической безопасности

13. Научный, научно-технический и инновационный потенциал РБ. Научный потенциал опр-ется как совок-сть ресурсов и условий осущ-ния научных исследований. Научно-технический потенциал — это совок-сть ресурсов и условий осущ-ния прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опыт-технологические работы. Инновационный потенциал — это совок-сть всех видов ресурсов и усл. обеспечения практического освоения рез-тов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продук­ции и технологии. Все эти потенциалы являются взаимосвязанными и дополняю­щими друг друга звеньями единого инновационного цикла. Главным звеном данного цикла являются научно-техничес­кие разработки и их результат: научно-техническая продук­ция. Наряду с законодательной базой в стране была создана орга­низационная система научной деятельности, а также система органов гос. управления, обеспечивающих реали­зацию научно-технической политики: Государственный коми­тет по науке и технологиям (ГКНТ), Нац. академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Принципы формирования научно-технической политики гос-ва определены в Законе РБ «Об основах государственной научно-технической политики». В их число входят: - гос. поддержка фундаментальных и прикладных исследований; - выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержки на­учных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики; - ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств ,и технологий; и др. Значение, качество и продуктивность потенциалов научной и научно-технической деятельности как креативного ядра ин­новационной системы страны характеризуют следующие коли­чественные и качественные параметры и показатели: - количество научных организаций, их структура; - объемы и структура исследований и разработок; - научные кадры; - финансовое обеспечение; - материально-техническая база; - научно-информационные ресурсы; - система управления научной сферой. Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационно: способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями: - уровнем научно-технических разработок; - состоянием и мощностью опытно-экспериментальное базы отраслей и предприятий; - наличием резервных производственных площадей; - уровнем технологической базы производства и технического оборудования. Инновационностъ экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновационность означает также совершенствование и развитие существующих технологий в сфере производства, эксплуатации, сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры, особенно в области сбора, переработки и получен формации.

14. Формирование нац. инновационной системы страны: стратегич. и тактич. задачи. Современную нормативно-правовую базу составля­ют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, це­ли, направления и механизмы инновационной политики госу­дарства. Ключевые положения этих документов предусматри­вают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной иннова­ционной системы (НИС) рыночно ориентированного типа. Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки:- организационную структуру — совокупность организаций гос. и частного секторов эк-ки, субъектов инновационной деят-сти, осущ-щих исслед. и разработки, произв-во и реализацию пр-ции, а также занятых управлением и формированием инновационной сферы; - инфраструктуру — центры поддержки инновационного предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны; - институциональную и правовую среду; -систему подготовки и переподготовки кадров. Важнейшим элементом национальной инновационной системы является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком. Стратегической целью НИС является перевод эк-ки Бел. на инновационный путь развития. она должна отвечать след. требованиям:

- быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

- опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;

- иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), госу­дарственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.

В рамках данных документов основными задачами являют­ся следующие:

15. Инвестиционный потенциал нац.эк.. Оценка результатов и перспективы инвестиционной деятельности.Инвестиционный потенциал страны — это ее способность ос­воить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры. Уровень развития инвестиционного потенциала страны определяют объемы и структура капиталовложений и строительных работ, качество и технический уровень вводимых в эксплуатацию объектов, а также накопленные материальные и нематериальные ценности, квалификация рабочей силы. Основными составляющими инвестиционного потенциала являются проектно-изыскательские, строительно-монтажные организации и такие отрасли народного хозяйства и промыш­ленности, как строительство, промышленность строительных материалов, конструкций и деталей (строительный комплекс). Инвестиционный потенциал страны располагает достаточ­ными трудовыми ресурсами. Источниками инвестиций являются валовые накопления — разница между объемами произведенного ВВП и текущего пот­ребления В Бел. сохр-ся тенденция преимущественного ин­вестирования в объекты производств. назначения — 65 % и устойчивая тенденция роста инвестиций в негос. сектор эк-ки — до 50 % общего объема инвестиций в основной капитал. Главными получателями остаются такие отрасли, как про­м-сть (30 %), жилищное строительство (17,3 %), транс­порт (12,4 %) и с\х (8,2 %). Важной задачей повышения эффективности использования инвестиционного потенциала страны является мобилизация оте­чественных и активизация привлечения иностранных капиталов с целью обеспечения приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Инвестиции все больше приобретают инновационную направленность. Особое внимание уделяется поиску новых форм и способов их привлечения, созданию стабильных правил экономической и инвестиционной деятельности, стимулированию предпринимательской инициативы. Для сохранения и развития инвестиционного потенциала страны на уровне европейских стандартов требуется модернизация производственной базы строительного комплекса. Основными целями его развития на ближайший период являются:

- техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий и более полное удовлетворение на этой основе потребностей населения и народного хозяйства в высокоэффективной строительной продукции;

- внедрение ресурсосберегающих технологий, выпуск новых видов строительных материалов, конструкций и изделий, отвечающих требованиям международных стандартов и др. Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить реализацию системы мероприятий.

Для повышения эффект-сти исп-ния инвестиц. потенциала необх. обеспечить выполнение меро­приятий по оказанию гос. поддержки проектам создания (развития) приоритетных произ-ств путем первооче­редного их кредитования, предоставления гос. преференций и гарантий; создать усл. в виде налоговых и др. льгот для привлечения иностр. капиталов, пре­жде всего в приоритетные подотрасли — произ-во цемента, стеновых и теплоизоляционных мат-лов.

16. Внешнеэк (ВЭ). потенциал НЭ РБ ВЭ потенциал страны определяется наличием природных ресурсов, созданным произв-ным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, соци­альной сферой, продукция и услуги которых экспор-ся за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприяти­ям, без вывоза их за границу. Важнейшими эко-ими показателями, определя­ющими ВЭ потенциал страны, являют­ся: объем производства ВВП, в том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров. Для РБ ВЭ потенци­ал имеет важное значение, так как по мировым масштабам она является небольшой европейской страной с открытой эконо­микой, в которой доля экспорта составляет около 2/3 ВВП. По удельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП РБ занимает 1место среди стран СНГ, а по производству ВВП на душу населения уступает только РФ и Казахстану. Если по производству ВВП на душу населения РБ уступает всем странам Евросоюза, то по удельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП она значительно превос­ходит большинство. Роль и значение ВЭ потенциала для развития нац. Эк. определяются совокуп­ностью факторов и условий. Для РБ это пре­жде всего: - выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и произ­водственная инфраструктура в целом; многоотраслевой промышленный комплекс; созданный научный и инновационный потенциал; достаточно мощная строительная база; значительные лесные и водные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; высокий общеобразовательный уровень населения и сло­жившаяся система подготовки специалистов; многовекторные ВЭ связи, способс­твующие расширению внешних рынков. Основу внешнеэк. потенциала РБ созда­ет промышленность и прежде всего те ее отрасли, продукция ко­торых занимает наибольший удельный вес в экспорте товаров. В товарной структуре экспорта Бел. наибольший удель­н. вес имеет прод. машиностроения, нефтеперерабаты­вающей, химич. и нефтехимич. пром-сти. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, лег­кой, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных мат-лов. На долю продукции машиностроительного комплекса при­ходится около четверти всего белорусского экспорта. ВЭ потенциал здесь определяют крупнейшие предприятия по производству грузовых автомобилей, тракто­ров, металлооб-щих станков, с/х машин, холодильников и морозильников, велосипедов, мо­тоциклов и др. Только за годы гос-ого су­веренитета в Б. освоено производство автобусов, трол­лейбусов, трамваев, зерноуборочных комбайнов и других ви­дов техники, имеющих спрос не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Значительным ВЭ потенциалом располагают лесная, деревооб-щая и целлюлозно-бумажная про­мышленность, производство строит. материалов, легкая промыш., а также АПК страны. В последние годы ВЭ потенциал Б. укрепляется за счет экспорта услуг. Беларусь имеет значительные резервы для увеличения эк­спорта услуг, особенно туристических, поскольку располагает богатым природным и историко-культурным потенциалом для развития международного туризма.

17. Тарифные и нетарифные методы рег.ВЭД Основными методами государственного рег. ВЭД являются: – таможенно-тарифное регулирование; – нетарифное регулирование. Основой тарифного регулирования является т а м о ж е н н ы й т а р и ф РБ — свод ставок таможенных пошлин , применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РБ, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД РБ . Виды ставок таможенных пошлин: – а д в а л о р н ы е, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; – с п е ц и ф и ч е с к и е, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров; – к о м б и н и р о в а н н ы е, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Советом Министров РБ могут устанавливаться сезонные пошлины. Совету Министров РБ предоставлено право устанавливать особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. Н е т а р и ф н о е р е г у л и р о в а н и е — это форма гос. Регулир.ВЭД, осуществляемая путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер гос. Регулир. ВЭД, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования. В систему нетарифного регулирования включены следующие положения: 1. К в о т и р о в а н и е, которое представляет собой временное количественное ограничение экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, работ, услуг.

2. Л и ц е н з и р о в а н и е — это выдача уполномоченными республиканскими органами государственного управления специальных разрешений (лицензий) на ввоз и вывоз определенных видов товаров, работ, услуг. 3. Регистрация внешнеторговых контрактов. 4. Экспортный контроль, под которым понимается установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля. 5. Установление предельных минимальных и максимальных цен на экспорт и импорт. 6. Введение государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. 7. Установление технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов и требований в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. 8. Введение запретов и ограничений экспорта и (или) импорта, исходя из национальных интересов. 9. Введение защитных мер в отношении импорта товаров. 10. Введение ответных мер в области внешнеторговой деятельности по защите экономических интересов Республики Беларусь и ее резидентов. 11. Установление особых режимов осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности. 12. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности.

18. Реализация политики импортозамещения. Анализ проведения политики импо-щения в РБ определил несколько ее особенностей: чрезмерный акцент на сокращение импорта потребит. товаров, недостаточное внимание потенциальным долгосрочным преимуществам, опора на импорт капиталоемких технологий, генерализация импор-щения, ориентирование потребительского спроса на импортные товары, размытость критериев включения отраслей и производств в программу импор-щения, ит.д. Б. не первая и, видимо, не последняя взяла на вооружение политику импортозамещения. Но история показывает, что такая политика может приносить как положительные результаты, так и отрицательные.

Если говорить про экспорт РБ и его структуру, то здесь есть один нюанс: мы экспортируем готовые товары, а импортируем в основном сырье, комплектующие части (товары более низкой технической обработки). И по идее при такой структуре мы должны обеспечивать себя валютой за счет экспорта, но этого не происходит, так как у нашей продукции высокаяимпортоемкость. И наращивание объемов экспорта и ВВП влечет за собой прирост импорта. Именно поэтому работа по снижению импортоемкости продукции является очень важной и актуальной, так как нерешение этой задачи приведет к тому, что при экономическом росте страны наши макроэкономические проблемы будут только усложняться. И одна из задач импортозамещения - снижение косвенного импорта, импортоемкости ВВП и экспорта.

Основным вопросом остается снижение импортоемкости. Ведь все равно страна вынуждена импортировать нефть, газ, металл и другое сырье для производства.

Дело в том, что производя товар из импортных или отечественных ресурсов и сырья, мы плюсуем к нему добавленную стоимость - и товар продаем уже с учетом этой добавленной стоимости. Но в передовых в экономическом смысле странах добавленная стоимость у промышленной продукции находится на уровне 40-45%, а у нас - 20-25%. И эта низкая дельта нам не позволяет окупить валютные затраты. Поэтому стоит задача по повышению добавленной стоимости, что практически может означать увеличение стоимости продукции. Но это мы можем сделать только при конкурентоспособности наших товаров - при хорошем качестве, брендированности, узнаваемости и т. д. Соответственно, для этого нам нужно модернизировать производство и использовать передовые механизмы по продвижению товаров, включаться в международные товаропроводящие сети.

Мир глобализируется, и очень многие страны интегрируются в экономические блоки - Евросоюз, МЕРКОСУР, АСЕАН и т.д. Но на самом деле, несмотря на интеграционные процессы, такие объединения выполняют скорее защитную функцию. А при объединении возможности торговать и развиваться между собой больше, плюс одновременно идет защита от внешнего мира. То же самое и в Евросоюзе - барьеры внутри снимаются, но одновременно появляется защита от мировой экономики. Поэтому целесообразность импортозамещения сохраняется, возможно, даже есть смысл рассматривать импортозамещение в рамках не одной Беларуси, а всего блока. Ведь при объединении трех стран возникает больше возможностей для создания совместных предприятий и поначалу можно обеспечить конкурентоспособность и сбыт товаров внутри ЕЭП, а потом выходить на мировой рынок.

Следует отметить, что на взгляд многих политических деятелей, Беларуси следует сосредоточить все внимание на развитии нескольких отраслей, которые будут конкурентоспособными на мировом рынке. Ведь целесообразно специализироваться на тех товарах, где есть конкурентные преимущества, где мы можем получать максимальную добавленную стоимость. Но выпуская только тракторы и "БелАЗы", мы не обеспечим работой все население страны, поэтому нужно развивать и менее крупные предприятия, которые будут конкурентоспособными. Ограничиваться несколькими отраслями было бы не совсем правильно. Но, конечно, для суверенной экономики необходимо несколько направлений, способных сконцентрировать в себе финансовые, технические ресурсы и обеспечить производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции. В этом и должен заключаться смысл организации производства импортозамещающих товаров.