Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения себестоимости
В хозяйственной практике нашей страны для определения величины издержек производства используется категория "себестоимость". Под себестоимостью продукции понимают денежные текущие затраты предприятий на ее производство и реализацию. Себестоимость показывает, во что обходятся данному предприятию изготовление и сбыт продукции. Себестоимость отражает уровень техники, организации производства и труда на предприятии, результаты хозяйствования. Всесторонний ее анализ дает возможность предприятиям полнее выявлять непроизводительные расходы, различного рода потери, находить пути сокращения затрат на производство продукции. Себестоимость представляет собой следствие экономической эффективности капиталовложений, внедрения новой техники и технологии производства, модернизации оборудования. При разработке технических мероприятий она позволяет выбирать наиболее выгодные, оптимальные варианты.
Существенное значение имеет себестоимость при установлении цен. Чтобы обеспечивать нормальный процесс производства, цена должна возмещать производственные затраты. Если рыночная цена на изготовленную продукцию не покрывает произведенных предприятием затрат, то она не сможет нормально функционировать.
По уровню и месту формирования затрат различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость — это затраты на производство и реализацию продукции, складывающиеся на каждом отдельном предприятии. Среднеотраслевая себестоимость — затраты на производство и реализацию продукции, складывающиеся в среднем по отрасли.
По способам расчета выделяют плановую, нормативную и фактическую себестоимость. Под плановой обычно понимают себестоимость, определяемую на основе плановой (сметной) калькуляции отдельных'издержек. Нормативная себестоимость изделия показывает затраты на его производство и реализацию, рассчитанные на базе текущих норм расходов, действующих на начало отчетного периода. Она отражается в нормативных калькуляциях. Фактическая себестоимость выражает сложившиеся в отчетном периоде затраты на изготовление и реализацию определенного вида продукции, т.е. действительные затраты ресурсов. Фактическая себестоимость выпуска конкретных изделий фиксируется в отчетных калькуляциях.
По степени полноты учета затрат различают производственную и коммерческую себестоимость. Производственную себестоимость образуют все расходы, связанные с изготовлением продукции. Непроизводственные затраты (расходы на тару, упаковку, доставку продукции до пункта назначения, сбытовые расходы) учитывают при определении коммерческой себестоимости. Сумма производственных и непроизводственных расходов образует полную себестоимость.
Себестоимость соответствует бухгалтерским издержкам, то есть не учитывает неявные (вмененные) издержки.
В себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия включаются затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию.
Другими элементами себестоимости являются затраты:
-
на подготовку и освоение производства;
-
связанные с обслуживанием производственного процесса;
-
связанные с управлением производством;
-
по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
-
на выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за непроработанное время; оплата очередных и дополнительных отпусков, оплата рабочего времени за выполнение государственных обязанностей;
-
отчисления на государственное социальное страхование и в пенсионный фонд от расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции, а также фонд занятости;
-
отчисления по обязательному медицинскому страхованию.
Часть затрат, осуществляемых предприятием, производится за счет прибыли и в себестоимость не включаются. Это относится к налогам, выплачиваемым предприятием из балансовой прибыли.
В себестоимость продукции не включаются затраты и потери, относимые на счет чистой прибыли и убытков: затраты по аннулированным производственным заказам и на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные издержки, штрафы, пени, неустойки и др. виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, убытки от списания безнадежных долгов. В себестоимость не включаются так же:
а) расходы на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию социальных объектов (жилье, учреждения отдыха и оздоровления, принадлежащие предприятию);
б) стоимость работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий;
в) премии, выплачиваемые за счет прибыли предприятия;
г) материальная помощь работникам.
Теперь мы можем уточнить соотношение между бухгалтерскими и экономическими издержками: бухгалтерские - это явные издержки, относимые согласно законодательству на себестоимость продукции; экономические издержки – это сумма явных и неявных издержек.
Классификация затрат позволяет организовать более правильное планирование, учет и анализ затрат и на этой основе выявить резервы снижения себестоимости продукции.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), в соответствии с их экономическим содержанием (что и в каком объеме вошло в себестоимость) группируются по следующим экономическим элементам:
-
материальные затраты;
-
затраты на оплату труда;
-
отчисления на социальные нужды;
-
амортизация основных фондов;
-
прочие затраты.
Все перечисленные виды затрат входят в себестоимость продукции и относятся к издержкам по производству и реализации продукции.
Себестоимость, рассчитанная по элементам затрат, дает возможность отразить в стоимостном измерении общий объем потребленных ресурсов для выполнения производственной программы, независимо от того, на какой конкретный вид продукции они были использованы. Классификация по экономическим элементам позволяет также определять значение каждого элемента в формировании затрат и выявить основные направления снижения себестоимости.
Калькуляция себестоимости продукции - исчисление затрат в денежном выражении на производство и реализацию единицы продукции (услуг, работ). Калькуляции себестоимости продукции необходимы для планирования и учета затрат на производство и реализацию отдельных видов и всей продукции, определения прибыли и рентабельности, установления оптовых и розничных цен, анализа и выявления резервов по снижению себестоимости.
Типовая калькуляция содержит следующие статьи расходов:
-
сырье и материалы;
-
возвратные отходы (вычитаются);
-
топливо на технологические нужды;
-
энергия;
-
зарплата работников, непосредственно занятых выпуском продукции;
-
дополнительная зарплата;
-
отчисления на социальное страхование;
-
расходы на подготовку и освоение производства;
-
расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
-
цеховые расходы;
-
общезаводские расходы;
-
потери от брака;
-
прочие производственные расходы;
-
внепроизводственные расходы (они включают расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, рекламу, отчисления сбытовым организациям).
Суммирование первых 10 статей образует цеховую, первых 13 - производственную, а всех затрат - полную себестоимость продукции.
В зависимости от отраслевых особенностей производства в калькуляции себестоимости продукции могут предусматриваться дополнительные статьи расходов, связанные с их большим удельным весом, например, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий.
Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для повышения эффективности производства. В каждой отрасли имеются свои пути и средства снижения себестоимости. Однако есть и общие для всех отраслей, которые сгруппированы на рис. 4.12.
|
|
| Пути снижения себестоимости |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технические |
| Организационные |
| Экономические |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
Обновление техники и технологии производства | Инновации и рационализация производства | Механизация, автоматизация, компьютеризация производства |
| Совершенствование организации производства, труда и управления | Стандартизация и сертификация продукции | Реинжиниринг бизнеса | Выработка стратегии развития предприятия |
| Стоимостной подход к управлению | Экономическое стимулирование персонала | Увеличение объема производства | Инвестиционная деятельность | Экономические методы государственного регулирования |
|
Рис. 4.12. Группировка путей снижения себестоимости
В настоящее время главными факторами снижения себестоимости продукции являются: а) использование достижений научно-технического прогресса и на этой основе повышение технического уровня производства; б) совершенствование организации производства, труда и управления; в) государственное регулирование экономических процессов.
Использование научно-технического прогресса заключается, с одной стороны, в более полном использовании производственных мощностей, сырья и материалов, в том числе топливно-энергетических ресурсов, а с другой - в создании новых, более эффективных машин, оборудования на основе использования новых технологических процессов.
Что касается совершенствования организации производства, труда и управления, то этот процесс, наряду с экономией на издержках за счет сокращения потерь практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, то есть экономию затрат живого труда.
В снижении расходов топливно-энергетических ресурсов большая роль отводится государственным программам в области научно-технического прогресса и государственным стандартам. Наиболее ярким примером государственного вмешательства в этой области можно считать многочисленные государственные и частные научно-технические программы по экономии, например, топливно-энергетических ресурсов. Благодаря выполнению этих программ странам Запада удалось в значительной степени компенсировать возрастание цен на нефть.
- Система открытого образования
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя 8
- Тема2. Теория производства фирмы 33
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства 125
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия 180
- Введение
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Предельная и общая полезность яблок (в ютилях)
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Комбинации благ а и в, имеющие одинаковую полезность для потребителя х (гипотетические данные)
- Бюджетные ограничения потребителя
- Комбинации благ а и в, доступные покупателю с доходом 12 денежных единицах (условные данные)
- Лекция 2. Равновесие потребителя. Эффекты замещения и дохода
- Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса вследствие снижения цен
- Контрольные вопросы по теме № 1 "Основы теории поведения потребителя"
- Тема2. Теория производства фирмы Лекция 3. Кругооборот факторов производства
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Структура фондов предприятия
- Лекция 4. Производственная функция. Взаимозаменяемость факторов производства
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Варианты комбинаций производственных факторов (капитала и труда) для заданного объема выпуска (10 единиц)
- Продукт фирмы: общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Контрольные вопросы по теме №2 "Теория производства фирмы"
- Тема 3. Издержки производства Лекция 5. Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Динамика издержек фирмы в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения себестоимости
- Контрольные вопросы по теме №3 "Издержки производства"
- Тема 4. Доходы фирмы Лекция 6. Доходы фирмы
- Доход фирмы и его виды
- Совокупный, средний и предельный доходы (при изменяющихся ценах)
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Контрольные вопросы по теме №4 "Доходы фирмы"
- Тема 5. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции Лекция 7. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Контрольные вопросы по теме №5 "Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции"
- Тема 6. Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции Лекция 8. Подходы к трактовке понятия несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях чистой монополии
- Лекция 9. Монополистическая конкуренция
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Лекция 10. Олигополия
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Контрольные вопросы по теме №6 "Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции"
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства Лекция 11. Рынок ресурсов
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Лекция 12. Рынок труда
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Лекция 13. Рынок капитала. Инвестиции. Рынок ценных бумаг
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- , Отсюда ,
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Лекция 14. Рынок природных ресурсов
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- 1000 Денеж.Ед.
- Контрольные вопросы по теме № 7 «Ценообразование на факторы производства»
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия Лекция 15. Механизм микроэкономического регулирования
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования развития фирмы: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Лекция 16. Государственное регулирование деятельности предприятия
- Контрольные вопросы по теме № 8 «Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия»
- Экзаменационные вопросы.
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.