Доходы в обществе: социальная обеспеченность и социальная дифференциация
Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
Нормы, устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). Льготы можно классифицировать по: - субъектам (пенсионеры, инвалиды 1-й и 2-й групп, бывшие узники фашизма, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.); - содержанию (бесплатный проезд на транспорте, бесплатное получение лекарств, освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг, бесплатная установка телефона и др.); - источникам финансирования (государственные внебюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения, бюджеты различных уровней) и другим признакам.
Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, превращаться в тормоз для развития системы социального обеспечения в целом. Анализ современного состояния государственной системы социального обеспечения показывает, что число предоставляемых льгот слишком велико. Далеко не все из них целесообразно сохранять в новых экономических условиях, поскольку они значительно усиливают финансовую нагрузку государственной системы социального обеспечения на бюджеты различных уровней и уже не соответствуют своему целевому назначению. Однако при этом следует воздержаться от упрощенного подхода, направленного на максимальное сокращение количества льгот, способного привести лишь к временной экономии средств. Необходим комплексный анализ каждой
-конкретной нормы, закрепляющей дополнительные преимущества, для отдельных категорий населения, с учетом таких факторов как причины введения, круг субъектов, стоимость и экономическая эффективность в сочетании с другими видами социального обеспечения.
Поставленные при введении этих льгот цели практически не решаются. Заинтересованности в улучшении условий труда, дающих право на получение льготных пенсий, нет ни у работодателей, ни у наемных работников. Поэтому концепция пенсионной реформы предусматривает постепенный перевод льготных пенсий в профессиональные системы, чтобы каждая отрасль несла ответственность за условия производства и принимала меры по их улучшению. При переходе на профессиональные пенсионные системы приобретенные работниками пенсионные права должны быть сохранены.
Дифференциация пенсионного возраста по признаку пола также вряд ли оправдана, так как продолжительность жизни у женщин дольше, чем у мужчин, а соотношение между реальными пенсионными взносами и суммой полученных женщиной пенсий меньше. В процессе подготовки пенсионной реформы изучались возможности как повышения пенсионного возраста, так и уравнивания пенсионного возраста мужчин и женщин. Однако от прямого решения этого вопроса авторы концепции отказались. Повышение пенсионного возраста женщин будет стимулироваться косвенно путем установления зависимости размера пенсии от ожидаемой продолжительности жизни.
Использование пенсионных льгот в качестве средства для решения демографических проблем, проблем трудовых ресурсов и других общегосударственных и локальных задач должно быть прекращено. В частности, нет достоверных данных о том, что снижение пенсионного возраста для многодетных женщин оказало какое-либо благоприятное воздействие на уровень рождаемости в стране. Добиваться необходимых для государства результатов следует другими мерами, например, повышенной оплатой труда, налоговыми льготами, повышением размеров пособий на детей и пр.
Вместе с тем, льготное пенсионное обеспечение должно быть сохранено для работников государственных предприятий и для базовых отраслей экономики, в которых улучшение условий труда невозможно по объективным причинам.
Одной из главных целей пенсионной реформы является дифференциация условий пенсионного обеспечения в зависимости от участия в социальном страховании каждого конкретного лица, т.е. от продолжительности страхования, величины взносов, размера заработка, с которого вносились страховые взносы и др.
Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, состояния здоровья и других факторов.
- Макроэкономика как составная часть экономической теории
- Макроэкономические показатели
- Система национальных счетов. Методы расчета ввп
- Экономическое равновесие: варианты анализа
- Структурные элементы равновесия. Модель «ad — as»
- Кейнсианская модель «совокупные доходы — совокупные расходы»
- Экономический рост как понятие. Типы и факторы экономического роста
- Модели экономического роста
- Экономический рост в современных условиях. Роль «новой экономики»
- Рынок и государство: взаимодействие двух институтов
- Механизм госрегулирования: цели, субъекты, инструменты
- Проблемы госрегулирования: достижения и сбои
- Финансы и финансовая система государства
- Налоговая система
- Финансовая (фискальная) политика как регулирующий инструмент
- Деньги и денежная система
- Денежный рынок
- Кредит и кредитно-банковская система
- Монетарная (денежно-кредитная) политика как регулирующий инструмент
- Взаимодействие финансовой (фискальной) и монетарной политики
- Инфляция как экономическое явление
- Причины инфляционных процессов
- Социально-экономические последствия инфляции
- Антиинфляционная политика государства
- Безработица как экономическая проблема: содержание, формы проявления
- Причины безработицы: позиции экономических школ
- Инфляция и безработица: взаимодействие двух процессов
- Государственная политика занятости
- Сбои в макроэкономическом равновесии. Конъюнктурные циклы
- Последствия конъюнктурных колебаний и задачи стабилизационной политики государства
- Распределение доходов в рыночной системе
- Доходы в обществе: социальная обеспеченность и социальная дифференциация
- Цели социальной политики государства
- Задачи институциональных преобразований в России
- Процесс экономической реформы: проблемы и достижения
- Закономерности формирования и развития мировой экономики
- Глобализация и ее социально-экономические проблемы. Перспективы функциональной роли государства