Закон спроса
Если какая-либо потребность может быть удовлетворена при помощи денег (а количество денег у потребителя всегда находится в ограниченных размерах), то на выбор приобретаемых товаров и услуг и на их объем влияет цена.
Рассмотрим следующий условный пример. Допустим, в данной местности с определенным числом жителей установилось следующее соотношение между ценой и количеством какого-нибудь товара, которое могут приобрести потребители при разных ценах.
Цена за 1 единицу товара в у.д.е. | Величина спроса в штуках |
5 | 10 |
4 | 20 |
3 | 35 |
2 | 55 |
1 | 80 |
Из данных таблицы видно, какое количество товаров будут покупать потребители при разных ценах.
Перенесем данные таблицы на график.
На оси абсцисса отложим спрос (Q) а на оси ордината – цены (Р).
Соединив точки А, Б, В, Г и Д, мы получим кривую спроса (D- спрос).
Этот график очень ясно показывает связь между ценой товара и его количеством, которое покупатели желают и в состоянии купить по каждой цене. На графике ясно видно, что чем выше цена товара, тем меньшее его количество хотели
бы приобрести покупатели. Таким образом, между ценой товара и величиной спроса существует обратная зависимость. При снижении цены возрастает спрос, а при росте её спрос уменьшается. Эта связь между ценой и спросом называется законом спроса.
В основе этого закона лежат следующие причины:
Для потребителя цена выступает в качестве барьера, который мешает ему совершить покупку. Чем выше барьер, тем меньшее количество товара покупается потребителем. И наоборот.
Совершая впервые покупку данного товара, покупатель получает определенное удовлетворение. Но каждая последующая покупка приносит меньшее удовлетворение и выгоды. Отсюда следует, что потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности. Согласно ему последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения. Поэтому покупатели приобретают дополнительные единицы блага при условии, что цена его снижается.
Эффект дохода. При более низкой цене покупатель может позволить себе приобрести больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо других продуктов, так как снижение цены, как бы, увеличивает его доход.
Принцип замещения. Он выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул к приобретению более дешевых товаров вместо аналогичных относительно дорогих благ. Например, при снижении цены на говядину покупатель может переключить свой спрос с более дорогой свинины.
Но в экономике могут происходить процессы, влияющие на изменение спроса без изменения цены товара. Потребители могут проявить готовность купить больше или меньше данного товара по старым ценам. В этом случае меняется весь объем спроса.
Такие изменения происходят под воздействием неценовых факторов.
Вкусы и предпочтенияпотребителей, вызываемые изменениями моды или престижа.
Изменения в технологии производства, которые ведут к появлению нового продукта и могут привести к изменению спроса: например, появление арифмометра привело к снижению спроса, а затем и к исчезновению, на счеты, а создание ЭВМ означало отказ от арифмометров и т.п.
Увеличение числа покупателейведет к увеличению общего объема спроса. И наоборот.
На спрос оказывает воздействие структура населения; например, увеличение рождаемости ведет к увеличению спроса на детские товары, а возрастание доли пенсионеров в составе населения приведет к росту спроса на лекарства.
Изменения в доходах населения. В целом их увеличение ведет к увеличению спроса. Но не всегда. С ростом доходов происходит перемещение спроса с малокалорийных товаров на более качественные продукты; например, с крахмалосодержащей пище к пище, содержащей белок, т.е. с хлеба и картофеля к мясу, молочным продуктам и т.д.
На спрос влияют цены на сопряженные (взаимосвязанные) товары: например, рост цен на масло приводит к повышению спроса на маргарин. Это взаимозаменяемые товары. То же самое можно сказать и о ценах на взаимодополняющие товары (автомобиль и машинное масло). Повышение цены на один из них приводит к снижению спроса на другой товар.
Инфляционные ожидания. Если ожидается повышение цен в будущем, то покупатели увеличивают покупки товаров впрок, чтобы впоследствии не потерять на возросших расходах. Это приводит к скупке продуктов сегодня, в необычно больших количествах.
Теперь выясним, как поведет себя кривая спроса, если начнут меняться факторы, влияющие на спрос /Q/. Допустим, что меняется такой фактор, как доход. При возросшем доходе потребители могут купить по цене Р1уже больше товара /Qв/. Можно предполагать, что и по цене Р2они станут приобретать большее количество товара. Следовательно, новые точки, отражающие иные взаимоотношения Q и Р находятся правее первоначальной кривой спроса Д1(точки Е и В). Следовательно, кривая спроса перемещается вправо.
Если происходит снижение спроса, то кривая спроса сместится влево.
Поэтому когда происходит сдвиг кривой спроса, то говорят, что изменился спрос на данный товар. Увеличение спроса на данный товар означает, что кривая спроса сдвигается вправо. При уменьшении спроса кривая спроса смещается влево.
- Мазуркевич в.И.
- Предмет экономики как науки
- Различные уровни экономики
- Позитивная и нормативная экономическая теория
- Функции экономической теории
- Методы экономической теории
- Тема 2. Общие принципы экономического развития Потребности и их виды
- Блага и их классификация
- Экономические ресурсы
- Факторы производства
- Товар и деньги
- Производство, его цели и результаты
- Уровни производства
- Обобществление производства.
- Общественное производство и его фазы
- Тема 3. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике Производственные возможности
- Производственные возможности
- Вмененные (альтернативные) издержки. Закон возрастания вмененных издержек
- Ограниченность ресурсов и основные экономические задачи, стоящие перед обществом.
- Экономические системы и их типы
- Некоторые отличия смешанной экономической системы от капитализма свободной конкуренции
- Тема 4. Собственность и ее формы Собственность как экономическая категория
- Экономическое содержание собственности.
- Внутренняя структура собственности
- Спецификация прав собственности. Теорема Коуза и трансакционные издержки
- Формы собственности
- Тема 5. Общая характеристика товарного /рыночного/ хозяйства Формы общественного хозяйства
- Функции рынка
- Рынок. Рыночный механизм
- Виды рынков
- РазделIi. Микроэкономика Тема 6. Элементы рынка: спрос, предложение и цена
- Закон спроса
- Спрос и величина спроса
- Предложение
- Факторы, влияющие на предложение
- Рыночное равновесие и рыночная цена
- Регулирование цен государством
- Тема 7. Теория поведения потребителя Полезность
- Потребительское равновесие
- Бюджетные ограничения
- Кривые безразличия
- Тема 8. Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса по доходам.
- Перекрестная эластичность
- Эластичность предложения по цене
- Тема 9. Конкуренция. Модели рыночных структур Конкуренция, ее формы и методы
- Функции конкуренции
- Формы конкуренции
- Методы конкурентной борьбы
- Модели рыночной конкуренции
- Совершенная конкуренция
- Несовершенная конкуренция
- Монопольная власть
- Экономические последствия чистой монополии
- Олигополия
- Экономические последствия олигополии.
- Монополистическая конкуренция
- Антимонопольная политика государства
- Тема 10. Издержки производства фирмы Предприятие и фирма. Производственная функция
- Понятие издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки.
- Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- Предельные издержки.
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Доходы предприятия
- Тема 11. Рынки факторов производства
- Особенности спроса на факторы производства
- Предложение факторов производства
- Факторы производства и распределение произведенного ими дохода.
- Рынок земли. Земельная рента
- Рынок труда. Заработная плата
- Рынок труда и его особенности
- Заработная плата и ее дифференциация
- Влияние профсоюзов на рынок труда
- Рынок капитала. Прибыль и процент
- Дисконтирование
- РазделIii. Макроэкономика Тема 12. Макроэкономика как система
- Национальное богатство как результат и материальная предпосылка экономического роста.
- Валовой внутренний продукт и способы его измерения
- Методы измерения внп
- Номинальный и реальный ввп/внп
- Тема 13. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение Понятие равновесия
- Совокупный спрос и совокупное предложение
- Совокупный спрос
- Совокупное предложение
- Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
- Тема 14. Потребление, сбережение и накопление /инвестиции/. Эффект мультипликатора
- Инвестиции и их функциональная роль
- Эффект мультипликатора
- Тема 15. Экономический рост
- Тема 16. Макроэкономическая нестабильность. Цикличность рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы Краткая характеристика экономического цикла и кризиса
- Причины кризисов и цикличности
- Экономический цикл
- Особенности экономических циклов в современных условиях
- Виды кризисов
- Типы циклов
- Антикризисное регулирование экономики
- Тема 17. Занятость и безработица Безработица и ее причины
- Виды безработицы. Естественный уровень безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы.
- Государственная политика в области занятости и безработицы
- Тема 18. Инфляция и ее последствия Сущность и причины инфляции
- Виды инфляции
- Типы инфляции
- Измерение инфляции
- Социально-экономические последствия инфляции
- Антиинфляционная политика государства
- Тема 19. Деньги. Денежная система Возникновение и сущность денег
- Два типа денежного обращения
- Современная денежная система
- Сущность и функции современных денег
- Количество денег, необходимых для обращения
- Виды денег
- Денежные агрегаты
- Спрос на деньги
- Предложение денег
- Тема 20. Кредит и его роль в рыночной экономике Сущность кредита
- Основные свойства кредита
- Основные функции кредита
- Формы кредита
- Банковский кредит
- Кредитно-банковская система
- Операции коммерческих банков
- Как банковская система «создает» деньги?
- Тема 21. Финансовая система. Государственный бюджет Сущность финансов
- Государственный бюджет
- Государственный долг
- Целевые и внебюджетные фонды
- Тема 22. Налоги и налоговая система Налоги и их функции
- Принципы налогообложения
- Виды налогов
- Налоговая ставка
- Тема 23. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа Понятие финансового рынка
- Структура финансового рынка
- Виды ценных бумаг
- Фондовый рынок
- Фондовая биржа
- Участники биржевых операций
- Биржевые операции с ценными бумагами
- Биржевая прибыль
- Внебиржевой рынок ценных бумаг
- Тема 24. Социальная политика государства
- Проблема неравенства доходов в обществе
- Проблема бедности
- Минимальные нормы потребления основных продуктов питания в 1993 и 1999 гг.
- Социальная защита и поддержка населения
- Список рекомендуемой литературы