Формы конкуренции
Конкуренция означает, что предприятия состязаются между собой, стремясь обойти соперника в борьбе за «кошелек покупателя». Однако конкуренция начинается задолго до появления готовой продукции на рынке.
Конкурирующие предприятия могут бороться друг с другом за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение заводов, за лучшую структуру оптовой и розничной торговли, за лучшие инженерно-технические кадры и кадры квалифицированных рабочих. Только с учетом этих условий фирма может рассчитывать на успех.
В условиях совершенного рынка различают две формы конкурентной борьбы: внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
При внутриотраслевой конкуренцииборьба идет между фирмами, входящими в одну отрасль. Борьба идет за рынки сбыта и цены.
При межотраслевой конкуренциипроисходит борьба между фирмами, занятыми в разных отраслях экономики. В этой случае соперничество идет за сферы приложения капитала, т.е. из-за величины нормы прибыли, которая в разных отраслях различна.
В XXв. получила широкое распространениевнутрифирменная борьба, при которой внутри одной корпорации различные подразделения вступают в соперничество между собой по поводу качества продукции и размера издержек производства и сбыта. В этом случае центральная бухгалтерия корпорации производит сравнение бухгалтерской документации различных подразделений. Отсюда и название этого вида конкуренции:бухгалтерская.Но эта конкуренция может получить положительный результат только в том случае, если подразделения фирмы выпускают не конечную продукцию (например, автомобили), а какие-либо компоненты конечного продукта.
В области маркетинга существуют три вида конкурентной борьбы:
Функциональная конкуренция.Она возникает в связи с тем, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Например, для занятия интеллектуальными играми можно использовать шахматы, шашки, нарды и другие. Для занятия туризмом можно воспользоваться велосипедом, мотоциклом, автомобилем, лодкой, байдаркой и т.д. Поэтому все эти товары в магазине функционально конкурируют друг с другом.
Видовая конкуренция происходит в том случае, когда на рынке появляются аналогичные товары, предназначенные для одной и той же цели, на имеющие различия по существенным характеристикам. Например, автомобили с различной мощностью двигателей, велосипеды с различным числом скоростей,
Предметная конкуренция. Она возникает в том случае, когда разные фирма выпускают аналогичные товары, которые отличаются друг от друга качеством изготовления или наличием несущественных деталей, которые могут отсутствовать у товаров-конкурентов. Например, различные велосипеды могут отличаться друг от друга наличием или отсутствием фонаря, багажника и т.п.
- Мазуркевич в.И.
- Предмет экономики как науки
- Различные уровни экономики
- Позитивная и нормативная экономическая теория
- Функции экономической теории
- Методы экономической теории
- Тема 2. Общие принципы экономического развития Потребности и их виды
- Блага и их классификация
- Экономические ресурсы
- Факторы производства
- Товар и деньги
- Производство, его цели и результаты
- Уровни производства
- Обобществление производства.
- Общественное производство и его фазы
- Тема 3. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике Производственные возможности
- Производственные возможности
- Вмененные (альтернативные) издержки. Закон возрастания вмененных издержек
- Ограниченность ресурсов и основные экономические задачи, стоящие перед обществом.
- Экономические системы и их типы
- Некоторые отличия смешанной экономической системы от капитализма свободной конкуренции
- Тема 4. Собственность и ее формы Собственность как экономическая категория
- Экономическое содержание собственности.
- Внутренняя структура собственности
- Спецификация прав собственности. Теорема Коуза и трансакционные издержки
- Формы собственности
- Тема 5. Общая характеристика товарного /рыночного/ хозяйства Формы общественного хозяйства
- Функции рынка
- Рынок. Рыночный механизм
- Виды рынков
- РазделIi. Микроэкономика Тема 6. Элементы рынка: спрос, предложение и цена
- Закон спроса
- Спрос и величина спроса
- Предложение
- Факторы, влияющие на предложение
- Рыночное равновесие и рыночная цена
- Регулирование цен государством
- Тема 7. Теория поведения потребителя Полезность
- Потребительское равновесие
- Бюджетные ограничения
- Кривые безразличия
- Тема 8. Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса по доходам.
- Перекрестная эластичность
- Эластичность предложения по цене
- Тема 9. Конкуренция. Модели рыночных структур Конкуренция, ее формы и методы
- Функции конкуренции
- Формы конкуренции
- Методы конкурентной борьбы
- Модели рыночной конкуренции
- Совершенная конкуренция
- Несовершенная конкуренция
- Монопольная власть
- Экономические последствия чистой монополии
- Олигополия
- Экономические последствия олигополии.
- Монополистическая конкуренция
- Антимонопольная политика государства
- Тема 10. Издержки производства фирмы Предприятие и фирма. Производственная функция
- Понятие издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки.
- Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- Предельные издержки.
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Доходы предприятия
- Тема 11. Рынки факторов производства
- Особенности спроса на факторы производства
- Предложение факторов производства
- Факторы производства и распределение произведенного ими дохода.
- Рынок земли. Земельная рента
- Рынок труда. Заработная плата
- Рынок труда и его особенности
- Заработная плата и ее дифференциация
- Влияние профсоюзов на рынок труда
- Рынок капитала. Прибыль и процент
- Дисконтирование
- РазделIii. Макроэкономика Тема 12. Макроэкономика как система
- Национальное богатство как результат и материальная предпосылка экономического роста.
- Валовой внутренний продукт и способы его измерения
- Методы измерения внп
- Номинальный и реальный ввп/внп
- Тема 13. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение Понятие равновесия
- Совокупный спрос и совокупное предложение
- Совокупный спрос
- Совокупное предложение
- Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
- Тема 14. Потребление, сбережение и накопление /инвестиции/. Эффект мультипликатора
- Инвестиции и их функциональная роль
- Эффект мультипликатора
- Тема 15. Экономический рост
- Тема 16. Макроэкономическая нестабильность. Цикличность рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы Краткая характеристика экономического цикла и кризиса
- Причины кризисов и цикличности
- Экономический цикл
- Особенности экономических циклов в современных условиях
- Виды кризисов
- Типы циклов
- Антикризисное регулирование экономики
- Тема 17. Занятость и безработица Безработица и ее причины
- Виды безработицы. Естественный уровень безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы.
- Государственная политика в области занятости и безработицы
- Тема 18. Инфляция и ее последствия Сущность и причины инфляции
- Виды инфляции
- Типы инфляции
- Измерение инфляции
- Социально-экономические последствия инфляции
- Антиинфляционная политика государства
- Тема 19. Деньги. Денежная система Возникновение и сущность денег
- Два типа денежного обращения
- Современная денежная система
- Сущность и функции современных денег
- Количество денег, необходимых для обращения
- Виды денег
- Денежные агрегаты
- Спрос на деньги
- Предложение денег
- Тема 20. Кредит и его роль в рыночной экономике Сущность кредита
- Основные свойства кредита
- Основные функции кредита
- Формы кредита
- Банковский кредит
- Кредитно-банковская система
- Операции коммерческих банков
- Как банковская система «создает» деньги?
- Тема 21. Финансовая система. Государственный бюджет Сущность финансов
- Государственный бюджет
- Государственный долг
- Целевые и внебюджетные фонды
- Тема 22. Налоги и налоговая система Налоги и их функции
- Принципы налогообложения
- Виды налогов
- Налоговая ставка
- Тема 23. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа Понятие финансового рынка
- Структура финансового рынка
- Виды ценных бумаг
- Фондовый рынок
- Фондовая биржа
- Участники биржевых операций
- Биржевые операции с ценными бумагами
- Биржевая прибыль
- Внебиржевой рынок ценных бумаг
- Тема 24. Социальная политика государства
- Проблема неравенства доходов в обществе
- Проблема бедности
- Минимальные нормы потребления основных продуктов питания в 1993 и 1999 гг.
- Социальная защита и поддержка населения
- Список рекомендуемой литературы