Происхождение и экономические функции торгов
Источники возникновения торгов связаны с развитием в недрах рабовладельческого общества товарного и денежного обращения и появления первичных форм торгового и ростовщического капитала. В поисках пропорций, в которых один товар обменивался на другой, их владельцы стремились вовлечь в акт обмена не одного, а нескольких претендентов. При этом стихийно определялось количество рабочего времени, общественно необходимого для изготовления товаров.
В юридически оформленном виде торги известны со времен Римской империи, где они подразделялись, согласно Римскому праву, на три категории:
а)торги на труд;
б)торги на труд с материалом;
в)торги на одну поставку материалов.
На торгах цены снижались по мере поступления всех новых предложений поставщиков и подрядчиков, и у покупателя создавалась иллюзия нахождения “правильной” цены на требуемые товары и услуги.
В России первые шаги по законодательному оформлению процедуры публичных торгов восходят к середине семнадцатого века, когда были введены “поручные записи”, произведенные артельщиками, выигравшими подряд, “чтобы можно было верить”. В 1712 году становятся обязательными такие элементы торгов, как широкое оповещение населения (указы с объявлением о торгах вывешивались на городских воротах), фиксация всех поступивших предложений (претенденты являлись в приказы и канцелярии, где их устные предложения письменно регистрировались) и гласность (после присуждения подряда победитель и его цена публично объявлялись).
Целесообразно рассматривать механизм использования торгов в качестве меры, препятствующей нерациональному расходованию государственных средств; развитие и усиление, наряду с экономической, административно-контрольной функции торгов. Еще в указах начала восемнадцатого века публичный характер торгов объявлялся мерой пресечения злоупотреблений должностными лицами с одной стороны, и сговоров подрядчиков с другой. В “Регламенте об управлении адмиралтейством и верфью”, утвержденным Петром Первым в 1722 году, содержался следующий комплекс требований к порядку выдачи подрядов:
“билеты”(объявления) с указанием вида и наименования подрядных работ должны были вывешиваться во всех крупных городах для обеспечения максимального представительства участниками торгов;
во избежание получения фиктивных предложений подрядчики должны были лично являться в предписанное место для подачи письменного предложения об исполнении работ с обязательным указанием цены
подряд присуждался претенденту, предложившему минимальную цену
добросовестность подрядчиков должна была подтверждаться поручительством известного лица.
С расширением государственного предпринимательства, когда на рубеже феодализма и раннего капитализма государство активизировало деятельность по созданию заводов и фабрик по производству военных материалов, горных предприятий и т.д., разрабатываются правовые нормы, усиливающие юридическую и материальную ответственность участников торгов за соблюдение принимаемых на себя обязательств.
На рубеже Х1Х и ХХ веков в промышленно развитых странах интенсивно осуществляется техническое и организационное совершенствование производства. Процессы концентрации производства по мере развития капитализма сопровождается изменениями в отраслевой направленности торгов. На смену торгам на поставки преимущественно потребительских товаров и выдачу подрядов на строительство административных и жилых зданий приходят торги на поставку инвестиционных товаров и строительство промышленных объектов.
Международные торги стали ареной острого соперничества монополий развитых стран за получение заказов на поставки и подрядные работы, основным каналом сбыта в ведущих отраслях промышленности, машиностроении, энергетике, металлургии.
Исторический опыт показывает, что монополия не привела к концентрации всего производства определенной отрасли в руках единственной или нескольких монополий. В связи с этим торги, как наиболее концентрированное выражение механизма внутриотраслевой конкуренции характеризовалось острой конкурентной борьбой национальных и иностранных монополий и немонополизированных фирм - аутсайдеров. Обладая значительно большими возможностями совершенствования техники и организации производства, сосредоточив в своих руках научно-исследовательский аппарат и основную массу технических усовершенствований, а также используя внерыночные формы борьбы за получение заказов, монопольные объединения стали главными действующими лицами в торгах на крупные подряды и поставки.
Особое влияние на повышение роли торгов во внутрихозяйственной жизни в развитых странах оказали процессы роста государственно-монопольного регулирования экономики. Увеличение расходов государства на военные и гражданские цели, расширение общественных работ привело к значительному росту объемов и расширению отраслевой направленности заказов, оплачиваемых государством. Торги при этом становятся важнейшим элементом системы ценообразования и контроля государственно-капиталистического контрактования. Исторически возникнув как форма поиска соответствия между ценой и величиной стоимости товара, торги как метод заключения сделок, вытекающих из договоров купли-продажи и подряда, и на современном этапе выступают как важное средство регулирования уровня цен контрактов, а также как элемент государственного регулирования внешнеэкономических связей.
- «Организация тендерних операций»
- 1.1. Содержание закупочной деятельности
- Литература:
- Тема 2 тендер: документация и ее характеристика
- Квалификационные требования к потенциальным поставщикам
- Оформление и представление заявки
- Содержание Заявки
- Изменение Заявок и их отзыв
- Вскрытие конвертов с Заявками
- Порядок рассмотрения Заявок
- Подведение итогов тендера
- Заключение договора о закупках по итогам тендера
- 10. Разъяснение положений Тендерной документации
- Техническая спецификация к тендерной документации по закупке услуг аренды помещения под офис на 2009 год
- Технические требования к зданию и помещениям для установки средств вычислительной техники (свти)
- 1. Требования по планировке помещений для свти
- 2. Требования к микроклимату и шуму
- 3. Требования к коммуникационным каналам и лоткам для прокладки кабельных сетей здания
- 4. Требования по вентиляции и кондиционированию воздуха
- 5. Специальные требования по пожарной безопасности
- 6. Система безопасности (сб)
- 6.1. Подсистема контроля доступа (скд)
- 6.2. Подсистема охранной сигнализации (пос)
- 6.3. Подсистема охранно-пожарной сигнализации всего помещения
- 7. Требования по электроснабжению, электротехническим устройствам и заземлению
- 8. Требования по проектированию слаботочных сетей
- Список литературы
- Публикация основных правил проведения закупок
- Проведение закупок Планирование закупок Общие требования к планированию закупок
- Порядок планирования закупок. Внесение изменений в план закупок
- Принятие решения о подготовке и проведении закупочной процедуры Лицо, принимающее решение о подготовке и проведении закупочной процедуры
- Сроки принятия решения о проведении закупочной процедуры. Порядок оформления решения о проведении закупочной процедуры
- Подготовка закупочной процедуры Общие положения
- Подготовка проекта договора
- Установление требований к продукции
- Установление требований к участникам закупочных процедур
- Процедуры закупок, общие условия их применения Процедуры закупок и условия их применения
- Тема 4 происхождение и экономические функции торгов
- Происхождение и экономические функции торгов
- 2.Понятие и значение торгов
- 3.Механизм функционирования международных торгов
- 4. Виды торгов и информация об их проведении
- 5.Порядок и условия проведения торгов
- 6.Тендерные торги в украине
- Тема 5. Закон украины «Об осуществлении государственных закупок»
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Государственное регулирование и контроль
- Тема 6. Положення
- Тема 7 . Контракт на закупку (поставку) товаров для муниципальных нужд