Анализ поведения потребителя на основе кардиналистской и ординалистской концепций.
Потребительское поведение рассматривается с позиции кардиналистской и ординалистской концепций.
Кардиналистская концепция исходит из того, что потребитель умеет измерять предельную полезность товаров и услуг, в соответствии с которой он строит свои потребительские предпочтения.
Подход с позиций ординалистской концепции потребительского выбора предполагает использование кривых безразличия и бюджетной линии. Здесь индивидуальные предпочтения товаров строятся не на количественном измерении полезности, а на способности покупателей точно сказать, предпочитают ли они набор товаров А другому набору товаров В, либо наоборот, или оба набора потребителю безразличны. Полезность имеет в этом случае порядковую измеримость.
При ординалистском (порядковом) подходе используются кривые и карта кривых безразличия. Кривая безразличия – это изображение на плоскости множества наборов товаров, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой из наборов взять
Свойства кривых безразличия основаны на предположениях ординалистской концепции.
1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.
2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон (товары Х, Y).
Предположим, что i – кривая безразличия для этих товаров. Все наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия i во II и IV квадрантах, идентичны набору А. Все наборы I-го квадранта будут предпочтительнее, чем набор в точке А, а все наборы III-го квадранта будут менее предпочтительнее, чем набор А.
Кривые безразличия никогда не пересекаются.
Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве квадрантов, и мы будем иметь карту безразличия.
Карта безразличия – набор кривых безразличия, где каждая кривая безразличия, находящаяся выше, чем исходная, является более предпочтительной.
-
Содержание
- Экономическая теория в системе экономических наук.
- Этапы развития экономической теории, ее основные направления.
- Предмет экономической теории, ее основные функции.
- Методы познания экономической науки.
- Производственная деятельность и её стадии.
- Субъекты экономической деятельности и их взаимосвязь в модели кругооборота ресурсов, продуктов, доходов.
- Безграничные потребности и ограниченность ресурсов.
- Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей.
- Собственности в системе экономических отношений.
- Экономические блага. Экономические агенты.
- Экономические системы. Современные экономические системы.
- Товар и его свойства. Теория полезности и теория стоимости.
- Изокоста. Изокванта, ее свойства.
- Деньги: необходимость возникновения, сущность, функции, виды. Природа современных денег.
- Спрос и его функция. Закон спроса. Неценовые факторы спроса и сдвиги кривой спроса.
- Предложение, функция предложения. Закон предложения.
- Взаимодействия спроса и предложения и установление рыночной цены.
- Эластичность спроса и предложения.
- Внешние эффекты. Оптимум Парето.
- Понятие, функции и структура рынка. Механизмы рынка.
- Модели конкуренции. Свободная конкуренция в модели к. Маркса.
- Рынок несовершенной конкуренции. Классификация рыночных структур. Показатели монопольной власти.
- Монополия и её характер. Барьеры для вступления в отрасль.
- Олигополия: причины появления, сущность, виды.
- Монополистически конкуренция.
- Ценовая дискриминация фирм, обладающих монополистической властью.
- Антимонопольное регулирование.
- Предприятие: организационно-правовые и экономические формы предприятия.
- . Производственная функция и её роль в оптимизации производства.
- Издержки фирмы и свойства кривых издержек.
- Экономические показатели деятельности фирмы.
- Теория потребительского выбора: функция полезности, анализ кривых безразличия. Бюджетные ограничения.
- Оптимальный потребительский набор. Условие равновесия потребителя.
- Анализ поведения потребителя на основе кардиналистской и ординалистской концепций.
- Теория фирмы. Источники формирования капитала фирмы.
- Инвестиционные ресурсы предприятия.
- Факторы производства, спрос и предложение на них.
- Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- Заработная плата: сущность, функции и основные формы.
- Безработица: причины, виды, последствия.
- Капитал как фактор производства. Основной и оборотный капитал. Ссудный процент. Дисконтирование.
- Особенности земли как экономического ресурса. Земельная рента и её виды.
- Национальная экономика: цели и результаты.
- Основные макроэкономические показатели. Методы их измерения.
- Индексы цен.
- Система национальных счетов.
- Совокупный спрос и факторы, влияющие на него. Кривая совокупного спроса.
- Совокупное предложение. Анализ трех отрезков совокупного предложения.
- Потребление, сбережение, инвестиции и их влияние на макроэкономическое равновесие.
- Основные принципы кейнсианского и неоклассического анализа макроэкономики.
- Классическая и марксистская модели макроэкономического равновесия.
- Теория денег. Формула Фишера. Модель кембриджской школы.
- Денежный рынок. Спрос и предложение денег. Мотивы спроса на деньги.
- Фискальная политика и ее типы.
- Налоги: содержание, виды. Налоговая система р.Ф.
- Финансовая система. Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита. Госдолг.
- Рынок ценных бумаг: понятие, виды, деятельность.
- Экономические циклы: виды и значение.
- Инфляция: причины, виды и последствия.
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Лаффера.
- Антиинфляционная политика государства.
- Концепции экономического роста. Показатели измерения экономического роста.
- Типы и модели экономического роста.
- Стагфляция. Кривая Филипса. Монетаристская модель оздоровления экономики.