Антимонопольное регулирование.
История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других.
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной.
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.
Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями: 1) предупреждение создания монополий; 2) ограничение использования монопольной власти.
Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.
Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых экономических условиях, чудес ожидать не приходится. Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех.
- Экономическая теория в системе экономических наук.
- Этапы развития экономической теории, ее основные направления.
- Предмет экономической теории, ее основные функции.
- Методы познания экономической науки.
- Производственная деятельность и её стадии.
- Субъекты экономической деятельности и их взаимосвязь в модели кругооборота ресурсов, продуктов, доходов.
- Безграничные потребности и ограниченность ресурсов.
- Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей.
- Собственности в системе экономических отношений.
- Экономические блага. Экономические агенты.
- Экономические системы. Современные экономические системы.
- Товар и его свойства. Теория полезности и теория стоимости.
- Изокоста. Изокванта, ее свойства.
- Деньги: необходимость возникновения, сущность, функции, виды. Природа современных денег.
- Спрос и его функция. Закон спроса. Неценовые факторы спроса и сдвиги кривой спроса.
- Предложение, функция предложения. Закон предложения.
- Взаимодействия спроса и предложения и установление рыночной цены.
- Эластичность спроса и предложения.
- Внешние эффекты. Оптимум Парето.
- Понятие, функции и структура рынка. Механизмы рынка.
- Модели конкуренции. Свободная конкуренция в модели к. Маркса.
- Рынок несовершенной конкуренции. Классификация рыночных структур. Показатели монопольной власти.
- Монополия и её характер. Барьеры для вступления в отрасль.
- Олигополия: причины появления, сущность, виды.
- Монополистически конкуренция.
- Ценовая дискриминация фирм, обладающих монополистической властью.
- Антимонопольное регулирование.
- Предприятие: организационно-правовые и экономические формы предприятия.
- . Производственная функция и её роль в оптимизации производства.
- Издержки фирмы и свойства кривых издержек.
- Экономические показатели деятельности фирмы.
- Теория потребительского выбора: функция полезности, анализ кривых безразличия. Бюджетные ограничения.
- Оптимальный потребительский набор. Условие равновесия потребителя.
- Анализ поведения потребителя на основе кардиналистской и ординалистской концепций.
- Теория фирмы. Источники формирования капитала фирмы.
- Инвестиционные ресурсы предприятия.
- Факторы производства, спрос и предложение на них.
- Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- Заработная плата: сущность, функции и основные формы.
- Безработица: причины, виды, последствия.
- Капитал как фактор производства. Основной и оборотный капитал. Ссудный процент. Дисконтирование.
- Особенности земли как экономического ресурса. Земельная рента и её виды.
- Национальная экономика: цели и результаты.
- Основные макроэкономические показатели. Методы их измерения.
- Индексы цен.
- Система национальных счетов.
- Совокупный спрос и факторы, влияющие на него. Кривая совокупного спроса.
- Совокупное предложение. Анализ трех отрезков совокупного предложения.
- Потребление, сбережение, инвестиции и их влияние на макроэкономическое равновесие.
- Основные принципы кейнсианского и неоклассического анализа макроэкономики.
- Классическая и марксистская модели макроэкономического равновесия.
- Теория денег. Формула Фишера. Модель кембриджской школы.
- Денежный рынок. Спрос и предложение денег. Мотивы спроса на деньги.
- Фискальная политика и ее типы.
- Налоги: содержание, виды. Налоговая система р.Ф.
- Финансовая система. Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита. Госдолг.
- Рынок ценных бумаг: понятие, виды, деятельность.
- Экономические циклы: виды и значение.
- Инфляция: причины, виды и последствия.
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Лаффера.
- Антиинфляционная политика государства.
- Концепции экономического роста. Показатели измерения экономического роста.
- Типы и модели экономического роста.
- Стагфляция. Кривая Филипса. Монетаристская модель оздоровления экономики.