Товар и его свойства. Теория полезности и теория стоимости.
Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар-это продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена. Товар имеет два свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость. Существуют различные подходы, трактовки свойств товара. Представители маржиналистского направления акцентируют внимание на потребительной стоимости товара, а представители теории трудовой стоимости акцент делают на стоимости товара. Рассмотрим осн.положения теории трудовой стоимости. Сторонники теории рассматривают два свойства товара и дают им характеристику:
Потребительная стоимость- это способность продукта труда удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность. Потр. стоимость не всегда явл. Свойством товара. Продукт может обладать полезностью, но товаром может не являться. Потр. стоимость как свойство товара во-первых должна удовлетворять не личные, а общественные потребности, во-вторых должна поступать в потребление через обмен.
Стоимость товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется затратами труда, воплощёнными в товаре. Проявляется стоимость в процессе обмена через меновую стоимость.
Меновая стоимость- это количественное соотношение в котором один товар приравнивается к другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того, что они содержат то общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим явл. Труд затраченный на производство товара. Двойственность товара определяется двойственным характером труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны выступает как труд конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный. Конкретный труд характеризует целесообразную деятельность человека, результатом которой явл. произ-во какой-либо потребит. стоимости. Абстрактный труд есть труд вообще в физиологическом смысле слова как затрата энергии мозга, мускулов, нервов. Абстрактный трудом создаётся стоимость товара.
Основным противоречием простого товарного произ-ва явл. Противоречие между общественным характером произ-ва обусловленным обществ. разделением труда и частной формой присвоения. Каждый товаропроизводитель затрачивает на произ-во товара свой индивидуальный труд который определяет индивид. Стоимость товара. Однако на рынке формируется общественная стоимость товара и товары продаются не по индивидуальной стоимости а величина стоимости на рынке формируется как средняя величина в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда определяются общественно необходимым рабочим временем которое измеряется при среднем уровне производительности с интенсивности труда, средним уровнем техники. Следовательно величина стоимости товара есть средне взвешенные затраты общественного и абстрактного труда на единицу потребит. стоимости.
Факторы оказывающие влияние на величину стоимости товара: 1. Количество труда 2. Производительность труда 3. Интенсивность труда 4. Сложность труда
Основные положения маржиналистской теории предельной полезности (не трудовой теории стоимости):1. Полезность определяется субъективно психологической оценкой людей
2. все блага подразделяются на две группы: а) имеющиеся в безграничном количестве: воздух, морская вода. Люди не считают их полезными и не оплачивают их стоимость. Б) относительно редкие и обладающие стоимостью в) человек располагает в своей потребности в порядке понижения степени их важности. При этом стоимость зависит от степени важности товара и от степени насыщения потребности. В эк. Жизни общества действует закон убывающей полезности. Суть закона сост. В том, что каждая последующая еденица товара на рынке представляет для каждого потребителя всё меньшую и меньшую полезность, т. к. их общее количество способствует всё большему удовлетворению потребностей. На рынке стоимость(ценность) товара определяется как считают маржиналисты предельной полезностью.
Предельная полезность- это полезность удовлетворяющая наименее настоятельную потребность (полезность конечного товара). Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности рассматриваются как два отдельных направления , каждое из которых подчёркивает какое-то определённое свойство товара. Эти два направления как считают ряд учёных следует не противопоставлять, а соединять друг с другом, т.к. величина стоимости товара определяется с одной стороны затратами труда воплощёнными в товаре, а с дрю стороны следует учитывать полезность товара со стороны потребителей.
- Экономическая теория в системе экономических наук.
- Этапы развития экономической теории, ее основные направления.
- Предмет экономической теории, ее основные функции.
- Методы познания экономической науки.
- Производственная деятельность и её стадии.
- Субъекты экономической деятельности и их взаимосвязь в модели кругооборота ресурсов, продуктов, доходов.
- Безграничные потребности и ограниченность ресурсов.
- Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей.
- Собственности в системе экономических отношений.
- Экономические блага. Экономические агенты.
- Экономические системы. Современные экономические системы.
- Товар и его свойства. Теория полезности и теория стоимости.
- Изокоста. Изокванта, ее свойства.
- Деньги: необходимость возникновения, сущность, функции, виды. Природа современных денег.
- Спрос и его функция. Закон спроса. Неценовые факторы спроса и сдвиги кривой спроса.
- Предложение, функция предложения. Закон предложения.
- Взаимодействия спроса и предложения и установление рыночной цены.
- Эластичность спроса и предложения.
- Внешние эффекты. Оптимум Парето.
- Понятие, функции и структура рынка. Механизмы рынка.
- Модели конкуренции. Свободная конкуренция в модели к. Маркса.
- Рынок несовершенной конкуренции. Классификация рыночных структур. Показатели монопольной власти.
- Монополия и её характер. Барьеры для вступления в отрасль.
- Олигополия: причины появления, сущность, виды.
- Монополистически конкуренция.
- Ценовая дискриминация фирм, обладающих монополистической властью.
- Антимонопольное регулирование.
- Предприятие: организационно-правовые и экономические формы предприятия.
- . Производственная функция и её роль в оптимизации производства.
- Издержки фирмы и свойства кривых издержек.
- Экономические показатели деятельности фирмы.
- Теория потребительского выбора: функция полезности, анализ кривых безразличия. Бюджетные ограничения.
- Оптимальный потребительский набор. Условие равновесия потребителя.
- Анализ поведения потребителя на основе кардиналистской и ординалистской концепций.
- Теория фирмы. Источники формирования капитала фирмы.
- Инвестиционные ресурсы предприятия.
- Факторы производства, спрос и предложение на них.
- Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- Заработная плата: сущность, функции и основные формы.
- Безработица: причины, виды, последствия.
- Капитал как фактор производства. Основной и оборотный капитал. Ссудный процент. Дисконтирование.
- Особенности земли как экономического ресурса. Земельная рента и её виды.
- Национальная экономика: цели и результаты.
- Основные макроэкономические показатели. Методы их измерения.
- Индексы цен.
- Система национальных счетов.
- Совокупный спрос и факторы, влияющие на него. Кривая совокупного спроса.
- Совокупное предложение. Анализ трех отрезков совокупного предложения.
- Потребление, сбережение, инвестиции и их влияние на макроэкономическое равновесие.
- Основные принципы кейнсианского и неоклассического анализа макроэкономики.
- Классическая и марксистская модели макроэкономического равновесия.
- Теория денег. Формула Фишера. Модель кембриджской школы.
- Денежный рынок. Спрос и предложение денег. Мотивы спроса на деньги.
- Фискальная политика и ее типы.
- Налоги: содержание, виды. Налоговая система р.Ф.
- Финансовая система. Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита. Госдолг.
- Рынок ценных бумаг: понятие, виды, деятельность.
- Экономические циклы: виды и значение.
- Инфляция: причины, виды и последствия.
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Лаффера.
- Антиинфляционная политика государства.
- Концепции экономического роста. Показатели измерения экономического роста.
- Типы и модели экономического роста.
- Стагфляция. Кривая Филипса. Монетаристская модель оздоровления экономики.