logo
шпоры для Ильясовой (Ишимбай ) / Ден__Экономика экзамен_все ответы почти

Теория потребительского выбора: функция полезности, анализ кривых безразличия. Бюджетные ограничения.

В самом общем смысле вести себя рационально значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях. Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т.е. располагаемая потребителем сумма денег ) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемого ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший товар из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе. Экономическая теория утверждает, что не существует объективного критерии для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает ”наилучший набор” товаров со своей индивидуальностью(т.е. субъективной)точки зрения. Конечно, субъективный подход не безупречен: человек - сложное существо и далеко не всегда ведет себя рационально в указанном смысле. Разумеется, представление о рациональности потребителя упрощает механизмы его экономического поведения, и тем не менее большинство потребителей действительно стремиться получить на свой ограниченный доход максимум удовлетворения. Особо надо подчеркнуть, что вести себя на рынке рационально - вовсе не значит быть прижимистым и мелочно- расчетливым. Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ.

Кривые безразличия.

Для моделирования потребительского поведения, то есть спроса отдельного потребителя, используются такие инструменты, как кривые безразличия и бюджетное ограничение. Кривая безразличия - это множество точек, каждая их которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать - они имеют одинаковую полезность, то есть равноценны.

Метод, который будет применен для выбора наиболее желательного портфеля, использует так называемые кривые безразличия (indifference curves). Эти кривые отражают отношение инвестора к риску и доходности и, таким образом, могут быть представлены как двухмерный график, где по горизонтальной оси откладывается риск, мерой которого является стандартное отклонение (обозначенное sp), а по вертикальной оси — вознаграждение, мерой которого является ожидаемая доходность (обозначенная rp). Первое свойство: кривые безразличия не могут пересекаться. Второе свойство кривых безразличия: инвестор будет считать любой портфель, лежащий на кривой безразличия, которая находится выше и левее, более привлекательным, чем любой портфель, лежащий на кривой безразличия, которая находится ниже и правее. В заключение следует заметить, что инвестор имеет бесконечное число кривых безразличия. Это просто означает, что, как бы не были расположены две кривые безразличия на графике, всегда существует возможность построить третью кривую, лежащую между ними. Как показано на последнем рисунке, на котором заданы кривые безразличия I1 и I2, можно построить третью кривую I*, лежащую между ними. Это также означает, что другая кривая безразличия может быть построена либо выше I2, либо ниже I1.

Рис. Построение третьей кривой безразличия между двумя другими.

Бюджетное ограничение и равновесие потребителя. Независимо от специфики потребительских предпочтений экономический агент вынужден ограничивать свои потребности и делать выбор, учитывая не только свои вкусы и желания, но и свои доходы, а также принимая во внимание рыночные цены на товары и услуги. Если потребитель решит израсходовать весь свой доход на покупку данных товаров, то набор доступных ему потребительских корзин будет находиться в плоскости, ограниченной бюджетной прямой. Если потребитель уравновесит свои предельные полезности в соответствии с правилом максимальной полезности, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия.