Рынок несовершенной конкуренции. Классификация рыночных структур. Показатели монопольной власти.
Достоинства модели совершенной конкуренции были таковы, что она все более становилась скорее описанием идеального общества, чем действительности. Факты показывают, что если модель неограниченной конкуренции и могла в целом подходить к структуре экономики XIX века, которая характеризовалась капитализмом с мелкими производственными единицами, то она не годится для такой экономики, где в большинстве отраслей хозяйственная деятельность осуществляется незначительным количеством фирм.
в образовании монопольных рынков решающую роль сыграла централизация капитала изначально в форме горизонтальной интеграции. В результате возникли картели, синдикаты, тресты, контролирующие цены и объем продаж в рамках одной отрасли. В течение длительного времени монополия была вместе с конкуренцией единственной формой, привлекавшей внимание экономистов. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон и Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Сегодня понятие монополии мы определяем, исходя из различия между чистой монополией и отдельно взятой.
Чистым монополистом можно было бы считать того, кто имел бы возможность заполучить все доходы потребителя, независимо от уровня производства. На деле же чистого монополиста не бывает, так как все производители вступают в конкуренцию из-за ограниченности уровня доходов потребителя. В конце концов все товары конкурируют между собой, и единственным способом стать чистым монополистом было бы производство всех благ в обществе. Поэтому монополия в чистом - это теоретическое понятие, имеющее ограниченное значение.
В реальности монополистом может называться та фирма, которая контролирует предложение товара, не имеющего точной замены, и когда перекрестная эластичность спроса между ее товаром и всеми другими товарами очень слаба. В этой ситуации монополист принимает решение, касающееся как цены, так и количества товара, при этом он не может контролировать и то и другое одновременно. Так же как и один продавец может контролировать предложение какого-то товара, так и один покупатель может контролировать спрос на какой-то товар. В этом случае используют термин - монопсония.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции : Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одноиз условий чистой конкуренции :
-существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию; потребителю при этом безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;
-доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;
-вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
-нет ограничений и на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, о затратах , качестве товаров, технике производства и тд.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
- Экономическая теория в системе экономических наук.
- Этапы развития экономической теории, ее основные направления.
- Предмет экономической теории, ее основные функции.
- Методы познания экономической науки.
- Производственная деятельность и её стадии.
- Субъекты экономической деятельности и их взаимосвязь в модели кругооборота ресурсов, продуктов, доходов.
- Безграничные потребности и ограниченность ресурсов.
- Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей.
- Собственности в системе экономических отношений.
- Экономические блага. Экономические агенты.
- Экономические системы. Современные экономические системы.
- Товар и его свойства. Теория полезности и теория стоимости.
- Изокоста. Изокванта, ее свойства.
- Деньги: необходимость возникновения, сущность, функции, виды. Природа современных денег.
- Спрос и его функция. Закон спроса. Неценовые факторы спроса и сдвиги кривой спроса.
- Предложение, функция предложения. Закон предложения.
- Взаимодействия спроса и предложения и установление рыночной цены.
- Эластичность спроса и предложения.
- Внешние эффекты. Оптимум Парето.
- Понятие, функции и структура рынка. Механизмы рынка.
- Модели конкуренции. Свободная конкуренция в модели к. Маркса.
- Рынок несовершенной конкуренции. Классификация рыночных структур. Показатели монопольной власти.
- Монополия и её характер. Барьеры для вступления в отрасль.
- Олигополия: причины появления, сущность, виды.
- Монополистически конкуренция.
- Ценовая дискриминация фирм, обладающих монополистической властью.
- Антимонопольное регулирование.
- Предприятие: организационно-правовые и экономические формы предприятия.
- . Производственная функция и её роль в оптимизации производства.
- Издержки фирмы и свойства кривых издержек.
- Экономические показатели деятельности фирмы.
- Теория потребительского выбора: функция полезности, анализ кривых безразличия. Бюджетные ограничения.
- Оптимальный потребительский набор. Условие равновесия потребителя.
- Анализ поведения потребителя на основе кардиналистской и ординалистской концепций.
- Теория фирмы. Источники формирования капитала фирмы.
- Инвестиционные ресурсы предприятия.
- Факторы производства, спрос и предложение на них.
- Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- Заработная плата: сущность, функции и основные формы.
- Безработица: причины, виды, последствия.
- Капитал как фактор производства. Основной и оборотный капитал. Ссудный процент. Дисконтирование.
- Особенности земли как экономического ресурса. Земельная рента и её виды.
- Национальная экономика: цели и результаты.
- Основные макроэкономические показатели. Методы их измерения.
- Индексы цен.
- Система национальных счетов.
- Совокупный спрос и факторы, влияющие на него. Кривая совокупного спроса.
- Совокупное предложение. Анализ трех отрезков совокупного предложения.
- Потребление, сбережение, инвестиции и их влияние на макроэкономическое равновесие.
- Основные принципы кейнсианского и неоклассического анализа макроэкономики.
- Классическая и марксистская модели макроэкономического равновесия.
- Теория денег. Формула Фишера. Модель кембриджской школы.
- Денежный рынок. Спрос и предложение денег. Мотивы спроса на деньги.
- Фискальная политика и ее типы.
- Налоги: содержание, виды. Налоговая система р.Ф.
- Финансовая система. Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита. Госдолг.
- Рынок ценных бумаг: понятие, виды, деятельность.
- Экономические циклы: виды и значение.
- Инфляция: причины, виды и последствия.
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Лаффера.
- Антиинфляционная политика государства.
- Концепции экономического роста. Показатели измерения экономического роста.
- Типы и модели экономического роста.
- Стагфляция. Кривая Филипса. Монетаристская модель оздоровления экономики.