30. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси
В национальнай стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020) главное внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, гармонизации социального, экономического и экологического развития в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — экономика».
В документе на основе анализа сложившейся социально-экономической и экологической ситуации, оценки тенденций мирового экономического развития определяются стратегические цели и задачи, критерии и принципы, направления и приоритеты устойчивого развития Республики Беларусь, а также важнейшие индикаторы, характеризующие степень их реализации.
Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и социальной сферы, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений.
Длительный период, необходимый для достижения конечных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития:
• первый этап (2001—2005 гг.)
• второй этап (2006—2015 гг.)
• третий этап (после 2015 г.)
Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе обусловила необходимость проработки в НСУР-2020 двух сценариев социально-экономического развития.
Первый сценарий (инерционный) основывается на формирующихся в базисном пятилетии тенденциях и направлениях социально-экономического развития, более полном использовании действующих производственных мощностей по выпуску продукции, востребованной рынком, умеренных темпах обновления основного капитала.
Второй сценарий (целевой) предусматривает стабильный рост производства и уровня благосостояния народа при недопущении ухудшения состояния окружающей среды.
Основными направлениями реализации социальной политики в НСУР-2020 приняты:
• создание условий и возможностей для всех трудоспособных граждан зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и т.п.;
• обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания;
• повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
• поэтапное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;
• содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности;
• улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и системы социального страхования;
• повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресности оказания помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот населению.
Основными направлениями экономической политики являются:
• обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг;
• финансовое оздоровление экономики;
• активизация институциональных преобразований;
• повышение уровня использования научно-технического, инновационного и производственного потенциалов;
• структурная перестройка экономики, модернизация производства и реструктуризация предприятий;
• государственная поддержка инновационно-инвестиционных проектов, создание на базе НИИ, НПО и университетов инновационных центров, технопарков, технополисов;
• государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
• активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества, развитие интеграционных процессов с Россией, другими странами СНГ, Евросоюза и другими государствами дальнего зарубежья;
• использование преимуществ глобализации для устойчивого развития национальной экономики, увеличение прямых иностранных инвестиций и кредитов;
• широкое использование региональных и местных инициатив;
• обеспечение экономической безопасности.
Основными направлениями экологической политики являются:
• рациональное природопользование и сохранение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;
• устойчивое управление экосистемами и поддержание биологического разнообразия;
• переход к экологически ориентированному принципу хозяйствования;
• рациональное использование природно-ресурсного потенциала;
• внедрение ресурсосберегающей техники и технологии, экологически безопасных производств;
• снижение антропогенной нагрузки до минимального уровня;
• развитие современных биотехнологий и генной инженерии;
• защита атмосферы и водных бассейнов;
• повышение экологического потенциала лесных, земельных и других ресурсов;
• рационализация образования, переработки и удаления отходов;
• экологическое просвещение и образование, подготовка кадров;
• организация мониторинга окружающей среды и информационное обеспечение населения;
• обеспечение экологической безопасности.
НСУР-2020 одобрена Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь, Президиумом Совета Министров Республики Беларусь и рекомендована для практического использования министерствами и ведомствами при разработке прогнозов и программ.
- Предмет курса «Национальная экономика Беларуси»
- 2. Понятие и структура национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
- 4. Типы национальных экономик
- 5. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики
- 6. Понятие совокупного экономического потенциала страны
- 7. Национальное богатство как составная часть совокупного потенциала страны
- 8. Природно-ресурсный потенциал
- 9. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 10. Научный, научно-технический потенциалы
- 11. Инновационный потенциал
- 12. Информационно-технологический потенциалРб.
- 13. Производственный потенциал
- 14. Инвестиционный потенциал национальной экономики
- 15. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 16. Экологический потенциал
- 17. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы. Факторы экономического роста
- 18. Моделирование экономического роста
- 19. Отраслевая структура национальной экономики и формирование хозяйственных комплексов
- 20. Структура и тенденция развития промышленного комплекса
- 21. Структура и тенденции развития топливно-энергетического комплекса
- 22. Структура и тенденции развития аграрно-промышленного комплекса
- 23. Структура и тенденции развития строительного комплекса
- 24. Комплекс социально-культурных отраслей
- 25. Социально-потребительский комплекс
- 26. Проблемы развития транспорта и связи в национальной экономике
- 27. Региональные социально-экономические комплексы
- 28. Понятие переходного процесса при смене экономических порядков.
- 29. Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики (пмэ)
- 30. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси
- 31. Формирование и развитие институтов рынка
- Проблемы формирования и функционирования рынка труда
- 33. Особенности функционирования валютного рынка страны
- 34. Особенности функционирования фондового рынка страны
- 35. Проблемы и перспективы функционирования товарных рынков
- 36. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 37. Разгосударствление и приватизация: задачи и осн. Этапы преобразования форм собственности
- 38. Инвестиционная политика как основа структурной трансформации экономики
- 39. Цели и задачи государственного регулирования
- 40. Структура государственного управления
- 41. Система государственного прогнозирования и программирования
- 42. Государственная финансовая система республики
- Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 44. Особенности функционирования денежной системы рб
- 45. Реализация антиинфляционной политики
- 46. Налоговая система и пути ее совершенствования в нац экономике
- 47. Национальная валютная система рб
- 48. Социальная политика государства: цели, принципы построения. Направления реформирования социальной сферы
- 49. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
- 50.Меры государственного воздействия на уровень и качество жизни населения
- 51. Тенденции и факторы международной экономической интеграции
- 52. Формы и механизмы интеграции
- 53. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны
- 1)Уровень развития национальной экономики:
- 2)Структура национальной экономики:
- 3)Экономическое могущество:
- 54. Интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств
- 55. Экономическая интеграция Беларуси и России
- 56. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами, не входящими в снг
- 57. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности
- 58. Критерии и показатели системы экономической безопасности.
- 60.Функции гос. Органов рб в системе обеспечения безоп-ти
- Понятие и структура национальной экономики.