11. Инновационный потенциал
Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.
Таким образом, научный, научно-технический и инновационный потенциалы являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга звеньями единого научно-инновационного (ранее научно-производственного) цикла: зарождение идеи — фундаментальные исследования — прикладные исследования — опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки — опытный образец — промышленные испытания — освоение в производстве — серийный выпуск — коммерческая реализация — практическая эксплуатация продукции (машины, приборы, технологии).
Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции (и по функциональному совершенству, и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.
Инновационностъ экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновационностъ означает также совершенствование и развитие существующих технологий в сфере производства и эксплуатации в сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры, особенно в области сбора, переработки и получения информации.
Создание и использование технологий. Ключевым фактором в обеспечении инновационности, восприимчивости предприятий к нововведениям является технологическая сфера, определяющая абсорбционную способность производства осваивать инновации.
Инновации в промышленности. Под технологическими инновациями подразумевается деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, методов их производства (передачи), а также значительных технологических усовершенствований. Соответственно различают два типа инноваций: продуктовые и процессные.
В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях промышленности, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, сокращение энерго-и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.
Обновление и сертификация продукции в промышленности показывают положительную тенденцию к росту.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что дальнейшее совершенствование технологической среды должно идти по инновационному пути развития науки и техники; создания систем управления интегрированными производственными структурами на основе информационных технологий; доведения технологического оснащения до мирового уровня; внедрения систем качества, соответствующих международным требованиям; сохранения и укрепления кадрового потенциала.
Инновационное предпринимательство.
В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 инкубаторов, 4 научно-технологических парка, более 10 центров трансфера технологий и инновационных центров.
Из функционирующих технопарков («Технопарк "Могилев"», «Технопарк БГУ», ассоциация «Академтехнопарк», «Технопарк БНТУ) только «Технопарк "Могилев"» комплексно решает вопросы трансфера технологий и коммерциализации научных разработок. Ассоциация «Академтехнопарк» была создана по инициативе НАН Беларуси. В ее состав входят малые инновационные предприятия, другие субъекты малого предпринимательства, а также научные учреждения. Основной целью ассоциации является, в частности, разработка механизмов взаимодействия экономического, производственного и информационного характера в сфере производственных и научно-инновационных предприятий, а основным направлением деятельности — поддержка и помощь в организации малых инновационных предприятий.
Из девяти бизнес-инкубаторов только три (в Лиде, Гомеле и Минске) можно отнести к инновационным.
В системе Министерства образования Республики Беларусь функционируют 8 центров трансфера технологий и 5 региональных инновационных и бизнес-центров. Первые созданы в основном при технических вузах, вторые — при университетах. Их задачами являются, в частности, мониторинг рынка научных разработок, анализ научно-технического уровня их конкурентоспособности, анализ отраслей промышленности и изучение потребностей предприятий в новых технологиях, информационная и консультационная поддержка деятельности субъектов инновационного предпринимательства, а также деятельности различных субъектов хозяйствования в сфере трансфера технологий, организация и участие в конференциях и семинарах. При участии ООН и ПРООН в рамках программы «Совершенствование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь» создан Национальный центр трансфера технологий для координации работ в данной сфере.
Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не используется. Финансированием инновационного предпринимательства в стране занимаются в основном Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Белорусский инновационный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок).
Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС). Международная кооперация в науке и технологиях является средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собственного развития, так как ни одна из них не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме.
Достигнутый научный потенциал позволяет Беларуси принимать участие в международном инновационно-технологическом взаимодействии в целях повышения уровня конкурентоспособности отечественной науки и технологий и их выхода на мировой рынок инноваций, наукоемких товаров и услуг.
Средства, выделяемые на МНТС, составляют 3—4 % общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С целью развития МНТС разрабатывается план мероприятий по интеграции Беларуси в Европейское исследовательское пространство и в «Болонский процесс» интеграции высшего и последипломного образования.
- Предмет курса «Национальная экономика Беларуси»
- 2. Понятие и структура национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
- 4. Типы национальных экономик
- 5. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики
- 6. Понятие совокупного экономического потенциала страны
- 7. Национальное богатство как составная часть совокупного потенциала страны
- 8. Природно-ресурсный потенциал
- 9. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 10. Научный, научно-технический потенциалы
- 11. Инновационный потенциал
- 12. Информационно-технологический потенциалРб.
- 13. Производственный потенциал
- 14. Инвестиционный потенциал национальной экономики
- 15. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 16. Экологический потенциал
- 17. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы. Факторы экономического роста
- 18. Моделирование экономического роста
- 19. Отраслевая структура национальной экономики и формирование хозяйственных комплексов
- 20. Структура и тенденция развития промышленного комплекса
- 21. Структура и тенденции развития топливно-энергетического комплекса
- 22. Структура и тенденции развития аграрно-промышленного комплекса
- 23. Структура и тенденции развития строительного комплекса
- 24. Комплекс социально-культурных отраслей
- 25. Социально-потребительский комплекс
- 26. Проблемы развития транспорта и связи в национальной экономике
- 27. Региональные социально-экономические комплексы
- 28. Понятие переходного процесса при смене экономических порядков.
- 29. Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики (пмэ)
- 30. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси
- 31. Формирование и развитие институтов рынка
- Проблемы формирования и функционирования рынка труда
- 33. Особенности функционирования валютного рынка страны
- 34. Особенности функционирования фондового рынка страны
- 35. Проблемы и перспективы функционирования товарных рынков
- 36. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 37. Разгосударствление и приватизация: задачи и осн. Этапы преобразования форм собственности
- 38. Инвестиционная политика как основа структурной трансформации экономики
- 39. Цели и задачи государственного регулирования
- 40. Структура государственного управления
- 41. Система государственного прогнозирования и программирования
- 42. Государственная финансовая система республики
- Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 44. Особенности функционирования денежной системы рб
- 45. Реализация антиинфляционной политики
- 46. Налоговая система и пути ее совершенствования в нац экономике
- 47. Национальная валютная система рб
- 48. Социальная политика государства: цели, принципы построения. Направления реформирования социальной сферы
- 49. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
- 50.Меры государственного воздействия на уровень и качество жизни населения
- 51. Тенденции и факторы международной экономической интеграции
- 52. Формы и механизмы интеграции
- 53. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны
- 1)Уровень развития национальной экономики:
- 2)Структура национальной экономики:
- 3)Экономическое могущество:
- 54. Интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств
- 55. Экономическая интеграция Беларуси и России
- 56. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами, не входящими в снг
- 57. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности
- 58. Критерии и показатели системы экономической безопасности.
- 60.Функции гос. Органов рб в системе обеспечения безоп-ти
- Понятие и структура национальной экономики.